Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 19:52, реферат
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть причины и предпосылки церковного раскола;
2. Определить, что собой представляла личность главного реформатора – патриарха Никона;
3. Раскрыть непосредственное содержание церковных реформ XVII века, а также их значение.
I Введение…………………………………………………………………………...3
II Церковный раскол XVII века…………………………………………………….5
2.1 Причины и предпосылки церковного раскола………………………………...5
2.2 Личность патриарха Никона…………………………………………………...9
2.3 Церковная реформа: сущность и значение…………………………………13
III Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………………………..
Светская власть приняла условия Никона потому, что считала эту меру полезной для проведения церковной реформы, а самого патриарха - надежным сторонником плана реформы. Более того, ради решения первоочередных внешнеполитических задач (воссоединение с Украиной, война с Речью Посполитой), чему должна была содействовать церковная реформа, светская власть пошла на новые уступки. Царь отказался от вмешательства в действия патриарха, затрагивавшие церковно-обрядовую сферу. Он допустил также участие Никона в решении всех интересовавших патриарха внутриполитических и внешнеполитических дел, признал Никона своим другом, и стал именовать его великим государем, то есть, как бы пожаловал ему титул, который из прежних патриархов имел только Филарет Романов. В итоге возник тесный союз светской и церковной властей в форме «премудрой двоицы», то есть царя и патриарха.
Патриарх Никон вскоре после своего избрания стал самовластным владыкой русской церкви. Он начал с устранения вмешательства в церковные дела своих прежних единомышленников по кружку ревнителей благочестия. Никон даже велел не допускать к себе протопопов Ивана Неронова, Аввакума, Даниила и других. Их жалобы не поддержали ни царь, ни Стефан Вонифатьев, ни Ф. М. Ртищев, которые уклонялись от вмешательства в действия патриарха.7
Уже в конце 1652 г. некоторые из настоятелей монастырей, чтобы угодить Никону, стали раболепно именовать его великим государем. Их примеру последовали архиереи. В 50-х годах XVII в. благодаря энергичной и решительной деятельности Никона был осуществлен комплекс мер, которые определили содержание и характер церковной реформы.
Личность
патриарха Никона - одна из самых интересных,
противоречивых и загадочных во всей русской
истории. Для одних - старообрядцев, он
- предтеча "анчихристов", для других
- прежде всего монархов императорской
России - властолюбивый и деспотичный
выскочка, пытавшийся возвысить священство
выше царства и поставить патриаршескую
власть над властью русского самодержца,
для либеральных церковных кругов - "папист",
душитель церковной свободы, для своих
же почитателей, весьма и весьма многочисленных,
Никон - "величайший человек русской
истории" (Митр. Антоний (Храповицкий)),
"борец за свободу церкви (англиканский
диакон Уильям Пальмер - знаменитый корреспондент
Хомякова и издатель никоновых сочинений).8
Про св. Иоанна Шанхайского рассказывали,
как однажды, услышав на экзамене в воскресной
школе рассказ девочки о патриархе Никоне,
он спросил ее, считает ли она патриарха
святым. Услышав неопределенный ответ,
святитель строго-настрого наказал ей
отныне считать Никона святым. Таков разброс
мнений - от святого до "антихриста".
И разброс этот, по-видимому, будет продолжаться
еще долго, может быть до скончания века.
2.3 Церковная реформа: сущность и значение.
Первоначально Никон повелел креститься тремя перстами («сими тремя персты подобает всякому православному христианину изображать на лице своем крестное знамение; а кто крестится двумя перстами – тот проклят!»), повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус. Собор 1654 г. (после принятия Украины под власть Алексея Михайловича) оказался «коренным переворотом» в русской православной жизни – он одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Константинопольский патриарх и другие восточные православные патриархи (Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский) благословили начинания Никона. Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вел дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела. Но оно имело в основе не преклонение перед эллинистической культурой и византийским наследием, а провинциализм патриарха, выбившегося из простых людей и претендовавшего на роль главы вселенской греческой церкви.
Более того, Никон отвергал научные знания, ненавидел «еллинскую мудрость». Так, патриарх пишет царю: «Христос не учил нас диалектике ни красноречию, потому что ритор и философ не может быть христианином. Аще кто от христиан не истощит от своего помышления всяку премудрость внешнюю и всяку память еллинских философов, не может спастися. Премудрость еллинская мати всем лукавым догматам»9.
Широкие народные массы не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям. Книги, по которым жили их отцы и деды, всегда считались священными, а теперь - проклятыми?! Сознание русского человека не было подготовлено к подобным переменам, и не понимало сущности и коренных причин проводимой церковной реформы, а им, конечно, никто ничего не удосужился объяснить. Да и возможно ли было какое-либо объяснение, когда священники в деревнях не обладали большой грамотностью, являясь плоть от плоти и кровь от крови такими же крестьянами (вспомним слова новгородского митрополита Геннадия, сказанные им еще в XV в.), а целенаправленная пропаганда новых идей отсутствовала? Поэтому низы встретили нововведения «в штыки». Старые книги частенько не отдавали, прятали их, либо крестьяне бежали с семьями, скрываясь, в леса от никоновых «новин». Иногда старые книги местные прихожане не отдавали, поэтому кое-где применяли силу, происходили драки, заканчивавшиеся не только увечьями или ушибами, но и убийствами.
Усугублению
ситуации способствовали ученые «справщики»,
порой прекрасно знавшие
Например, вместо «дети» теперь печаталось
«отроци»; слово «храм» заменили на слово
«церковь», и наоборот; вместо «ходив»
- «пешешествовав». Ранее говорили: «Запрещается
ти, диаволе, Господь наш Исус Христос,
пришедший в мир и вселивыйся в человецех»;
в новом варианте: «Запрещает тебе Господь,
диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в
человецех».10
Оппозиция Никону сформировалась и при дворе, среди «лютчих людей» (но весьма незначительная, поскольку более чем подавляющая часть староверов «комплектовалась» из простонародья). Так, в некоторой мере олицетворением старообрядчеству стала боярыня Ф.П. Морозова (во многом благодаря знаменитой картине В.И. Сурикова), одна из самых богатых и знатных женщин в русском дворянстве, и ее сестра княгиня Е.П. Урусова. Про царицу Марию Милославскую говорили, что она спасла протопопа Аввакума (по меткому выражению русского историка С.М. Соловьева, «богатырь-протопоп») – одного из наиболее «идейных оппозиционеров» Никону. Даже когда почти все пришли «с повинной» к Никону, Аввакум остался верен себе и решительно отстаивал старину, за что и поплатился жизнью – в 1682 г. его вместе «со союзники» заживо сожгли в срубе (5 июня 1991 г. в родном селе протопопа, в Григорово, состоялось открытие памятника Аввакуму).11
Константинопольский
патриарх Паисий обратился к Никону
со специальным посланием, где, одобряя
реформу, проводившуюся на Руси, призывал
московского патриарха смягчить
меры по отношению к людям, не желающим
принимать сейчас «новины». Паисий соглашался
на существование в некоторых областях
и регионах местных особенностей: «Но
если случится, что какая-нибудь церковь
будет отличаться от другой порядками,
неважными и несущественными для веры;
или такими, которые не касаются главных
членов веры, а только незначительных
подробностей, например, времени совершения
литургии или: какими перстами должен
благословлять священник и т.п. Это не
должно производить никакого разделения,
если только сохранится неизменно одна
и та же вера».
Однако в Константинополе не понимали
одну из характерных черт русского человека:
если запрещать (либо разрешать) – обязательно
всё и вся; принцип «золотой середины»
правители судеб в истории нашей страны
находили очень и очень редко…
Организатор реформы, Никон, недолго пробыл на патриаршем престоле – в декабре 1666 г. его лишили высочайшего духовного сана (вместо него поставили «тихого и незначительного» Иоасафа II , находившегося под контролем царя, т.е. светской власти). Причиной тому являлась крайняя амбициозность Никона: «Видишь ли, государь, - обращались к Алексею Михайловичу недовольные самовластием патриарха, - что он возлюбил стоять высоко и ездить широко. Управляет этот патриарх вместо Евангелия бердышами, вместо креста – топорками». Светская власть одержала победу над духовной.
Староверы подумали, что возвращается их время, но глубоко ошибались – поскольку реформа полностью отвечала интересам государства, она стала проводиться и дальше, под руководством царя.
Собор 1666-1667 гг. завершил торжество никониан и грекофилов. Собор отменил решения Стоглавого собора, признав, что Макарий с иными московскими иерархами «мудрствовал невежеством своим безрассудно». Именно собор 1666-1667 гг. положило начало русскому расколу. Отныне все несогласные с введением новых деталей исполнения обрядов подлежали отлучению от церкви. Преданные анафеме ревнители старого московского благочестия получили название раскольников, или староверов и подверглись жестоким репрессиям со стороны властей.
«Церковный
раскол, произошедший в 1667 г., имел огромное
значение в духовной жизни Российского
государства, так как коснулся одной из
главных его составляющих - церкви. Общество
раскололось надвое. Одни приветствовали
реформы Никона, другие были не в состоянии
реально обдумать их, они слепо
верили в правильность старых обрядов
и малейшее отступление от них казалось
им богохульством. Люди запутались,
не могли отличить, что допустимо, а
что действительно нарушает древние догматы.»12
Они обращались за объяснением
к своим духовным отцам – священникам,
которые в свою очередь не могли
объяснить суть происходящего,
так как не понимали стремительного
хода реформ и оказывались в
числе решительных противников
изменений. «Часть населения смирилась
с произошедшими изменениями, но остальные,
будучи не в силах смириться, начали
решительную борьбу. Староверов
сжигали в срубах, мучили в темницах,
но не смогли сломить их воли и заставить
их отступить от своей веры».13
Староверы не смогли выиграть эту битву
и им пришлось уйти.
Заключение
Итак, что же привело к столь серьезным переменам в Русской Церкви? Непосредственным поводом для Раскола послужила книжная реформа, но причины, настоящие, серьезные, лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания.
Трудно, да наверно и невозможно однозначно сказать, что же стало причиной раскола – кризис в религиозной или в светской сфере. Так как общество не было однородным, то, соответственно, различные его представители защищали различные интересы. Отклик своих проблем в Расколе нашли разные слои населения: и крепостные крестьяне, которые обрели возможность выразить протест правительству, становясь под знамя защитников старины; и часть низшего духовенства, недовольная силой патриаршей власти и видевшая в ней лишь орган эксплуатации; и даже часть высшего духовенства, желавшая пресечь усиление власти Никона. А в конце XVII века в идеологии Раскола важнейшее место стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые идеологи Раскола, в частности Аввакум и его соратники, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и духовной власти за их действия.
Словом,
ни один историк пока не представил
объективной точки зрения на Раскол,
которая бы охватывала все тонкости
жизни русского народа в XVII веке,
повлиявшие на церковную реформу. Мне
тем более трудно утверждать что-то определенное
по этому поводу, но я все-таки склоняюсь
к мнению, что истинной причиной Раскола
Русской Православной Церкви было стремление
его главных действующих лиц с обеих сторон
захватить власть любыми путями. Последствия,
отразившиеся на всем течении жизни в
России, их не волновали, главное для них
было – сиюминутная власть.
Список используемой литературы
1. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века. – М.: Квадрига, 2009. – 688с.
2. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. / под. ред. Б. В. Личмана. – Екатеринбург: СВ-96, 2007. - 368с.
3. Крамер
А.В. Причины, начало и
4. Лысак
И.В. История России с