Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:38, контрольная работа
История русской Церкви неразрывно связана с историей России. Смутное время, одно из самых тяжелых времён в истории нашей Родины, поэтому не могло не сказаться и на положении Церкви. Непонимание и не соглашение между людьми, привело к расколу общества, что закончилось расколом Церкви. Это стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII века.
Введение………………………………………………………………...….3
1. Патриарх Никон и деятельность московского кружка «ревнителей древнего благочестия»…………………………………………………………....4
2. Главные фигуры раскола Патриарх Никон и Протопоп Аввакум………7
2.1. Патриарх Никон…………………………………………………………….7
2.2. Протопоп Аввакум………………………………………..………………..8
3. Церковная реформа………………………………………………………10
4. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол……………………………………………….………..…….13
5. Заключение……………………………………..…………………………17
Список используемой литературы………………………………………18
Ханты-Мансийский филиал НОУ ВПО
«ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ»
Церковный
раскол и его влияние на русское
общество
Группа 31/МЗС/Б
г. Ханты-Мансийск
2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1. Патриарх Никон…………………………………………………………….7
2.2.
Протопоп Аввакум………………………………………..………………
Введение
История русской Церкви
Личность патриарха Никона и его церковная реформа оставили глубокий след в истории России. Со времен крещения Руси церковь всегда играла значительную роль в жизни общества, хотя и находилась всегда под властью государства, но даже тогда определяла внутреннюю и внешнюю политику государства. Иногда она объединяла страну, иногда – раскалывала на противоборствующие лагери. В XVII веке назрела необходимость церковной реформы и патриархом, главой русской православной церкви, стал Никон. Поводом для возникновения раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации в России. Поскольку церковь была одной из опор феодально-крепостного государства, соответственно в единой церкви должен был быть единый культ. За проведение такой церковной реформы выступал и сам царь, а так же многие члены влиятельного религиозного «кружка ревнителей благочестия». Этот кружок состоял из духовных и светских лиц, они выделялись своей образованностью, высоким положением в царской и светской иерархиях. Возглавлял его духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев.
Члены кружка добивались устранения прямых нарушений богослужебного чина, в частности «многогласия», усиления «учительного» элемента за счет введения проповедей, поучений и издания религиозной литературы для чтения, устранения разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения нравственного уровня духовенства, в том числе и носителей церковной власти.
В русской православной церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, ибо вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви в Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.
Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на широкие массы верующих, в том числе и на поместные церкви Восточной Европы.
Кружок
также ставил своей целью борьбу
с недостатками пороками среди духовенства,
возрождение церковных
Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего духовника, «кружок ревнителей благочестия» сделался фактически правителем русской церкви. Среди членов кружка не было единства в оценке расхождений в богословской системе и церковно-обрядовой практике, существовавших между русской и греческой церквами. По этому вопросу возникли две точки зрения, и кружок разделился на две группы. Многие его члены впоследствии стали активными участниками раскола, особенно протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. Причиной этого явилось несовпадение взглядов по вопросу путей, методов и конечных целей намеченной реформы.
Его сторонники считали, что отличие чина богослужения и обрядов греческой церкви от русских является показателем утраты греками истинной православной веры, что было, по их мнению, следствием завоевания Византии турками, подчинения греков «безбожным» завоевателям и сношений греческой церкви с «латинской» римской церковью. Они считали также, что вследствие реформы Петра Могилы (киевский митрополит с 1632 по 1647 г.) истинную веру утратила и украинская церковь.
Вторую
группу составили царь Алексей Михайлович,
Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев и другие
столичные члены кружка. Позже
к ним присоединился Никон. Они отказались,
по политическим мотивам, от традиционной
оценки греческой церкви, как уклонившейся
от истинной веры. Эта группа ревнителей
благочестия считала необходимым устранить
расхождения в богословской системе и
церковно-обрядовой практике между церквами
на основе греческого образца. Это предложение
получило поддержку узкого, но влиятельного
круга духовных и светских лиц в России,
в том числе патриарха Иосифа, и церковных
иерархов Украины. Не дожидаясь решения
вопроса о путях проведения унификации
богословской системы и церковно-обрядовой
практики, которое надлежало принять церковному
собору, царь и другие столичные ревнители
благочестия осуществили некоторые меры,
положившие начало исправлению русских
богослужебных книг по греческим образцам.
Так, из Киева были приглашены в Москву
ученые монахи, хорошо знавшие греческий
язык, для исправления книг.
2.Главные фигуры раскола Патриарх Никон и Протопоп Аввакум
2.1. Патриарх Никон
Патриарх Московский и всея Руси Никон (в миру Никита Минич) родился в 1605 году, в семье крестьянина села Вельдеманово (ныне Нижегородская область, Перевозский район). Юношей Никита ушел в Макарьев Желтоводский монастырь. Через несколько лет он станет священником. Потрясенный смертью своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь, а сам на Белом озере, в Анзерском скиту, принимает монашество под именем Никона. В 1642 году Никон переходит в Кожеозерскую пустынь и вскоре становится её игуменом. С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря. В 1648 году Никон – митрополит Новгородский.
В 1652 году Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа. В это время в Москве умирает патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.
Еще при патриархе Иосифе, в видах упорядочивания церковной жизни, образовался в Москве кружок ревнителей, с царским духовником Стефаном Вонифатьевым во главе. Воззрения ревнителей разделял и Никон. Сам царь, примыкая к ревнителям в общей постановке задачи, на способ ее осуществления имел, однако, особый взгляд, так как склонен был придавать церковной реформе политическое значение.
Царя
и патриарха связывала
Никон, что Русская православная церковь осталась в мире единственной обладательницей и хранительницей христианской истины, чистого православия. Из этой идеи Никона вытекала мысль, что Русская церковь должна возглавить Вселенскую (Восточную церковь). В поддержке его со стороны лидеров поместных церквей он хотел иметь опору, которая выдвигала его как патриарха, значительной фигурой, выше даже земного царя. Ибо власть царя была значительной, порой патриарх выступал игрушкой в руках какого-нибудь зарвавшегося церковного духовника. Самолюбие Никона восставало против такой практики. Рано или поздно этот конфликт должен был наступить. Победа, в конечном итоге, осталась за царём. Никон должен был сойти с исторической арены. Хотя за проведение церковной реформы выступал и сам царь, а также многие члены влиятельного религиозного «кружка ревнителей благочестия».
Но
иметь ещё одного «царя», церковного,
от бога, существующий царь и его
режим позволить себе не мог. В
этом главная трагедия Никона. Вскоре,
после начала реформ в церкви, Никон
был низложен и сослан в монастырь.
2.2.Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум — одна из наиболее ярких личностей в истории России. Он один из основателей русского старообрядчества. Это был человек огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во время гонений на него. Он с детства приучался к аскетизму. Отвращение от всего мирского и стремление к святости он считал настолько естественным для человека, что не мог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских утех и отступления от обычаев веры. Многие считали его святым и чудотворцем.
Он
родился в 1620 году, в селе Григорово Нижегородского
уезда в семье священника. Отец умер, когда
Аввакуму исполнилось 16 лет. Мать оказала
большое влияние на его нравственно-религиозное
развитие. В 1638 году Аввакум обзавелся
женой и поселился в селе Лопащцы, где
был рукоположен в диаконы, а в 1644 году
— в священники. Раздоры с местным начальством
привели к тому, что он с женой и сыном
ушел в Москву. Там Аввакум сблизился с
членами «Кружка ревнителей благочестия.
Затем Аввакум познакомился и с царем,
а когда Никон стал патриархом, Аввакум
был назначен протопопом. Он ратовал за
строгость нравов, за уплату налоги в патриаршую
казну мирянами, и духовенством, за что
был избит толпой и бежал в Москву, где
остался служить в Казанском соборе, что
неподалеку от Красной площади. В 1652 году
выступил против реформы Церкви, проводимой
Никоном, за что был арестован и через
год выслан в Тобольск. Проповедями за
чистоту нравов и благочестие, за приверженность
старой вере восстановил против себя и
прихожан, и местное начальство и по доносу
был сослан в Якутск, откуда началось его
беспрерывное странствие по острогам
Сибири. Был не раз нещадно бит кнутом,
содержался зимой в неотапливаемых подвалах
и башнях. После 10 лет скитаний вернулся
в Москву. В 1666 году решением Церковного
собора лишен сана и предан проклятию,
а в 1667 году с тремя единомышленниками
сослан в Пустозерск и посажен в «земляную
тюрьму». Но и там выказывал непризнание
новой, никонианской Церкви. В тюрьме написал
80 посланий, писем и челобитных с разъяснениями
причин смысл своего противостояния «никонианам».
Еще сочинил автобиографическое «Житие»
и «Книгу бесед», распространились по
России рукописными копиями его сторонников.
В апреле 1682 году Аввакум и трое его союзников
Лазарь, Епифаний и Федор решением очередного
Церковного, были заживо сожжены в срубе
в Пустозерске 14 апреля 1682 года.
Информация о работе Церковный раскол и его влияние на русское общество