Церковные реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Цели преобразования церкви Петром I (1689 – 1725 гг.) заключались в нейтрализации оппозиционных настроений, проявившихся во время борьбы царя за власть со своей сестрой Софьей и при заговоре царевича Алексея.
В 1700 г. умер патриарх Адриан. Пётр не стал созывать Поместный Собор для выбора нового патриарха, как это было принято ранее, а назначил местоблюстителя патриаршего престола.

Содержание

1. Полное название статьи, Ф.И.О. автора

2. Содержание статьи

3.Краткое описание статьи.

4. Степень актуальности предоставляемой статьи.

5. Аспекты, раскрытые автором в статье.

6. Рекомендацию к публикации. Заключение.

7. Источник, откуда была взята статья.

Работа содержит 1 файл

Церковные реформы Петра I.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Северно-Западный Государственный Заочный Технический  Университет.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Дисциплина: История России. 
 
 
 
 
 
 
 

Рецензия  на статью: Церковные реформы Петра I 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента 1-го курса

Специальность:230100.62.1

Мельничук Семен Александрович

Шифр:1140030013

 

 
 
 
 
 
 

План работы 
 

1. Полное название статьи, Ф.И.О. автора 

2. Содержание статьи 

3.Краткое описание статьи. 

4. Степень актуальности предоставляемой статьи. 

5. Аспекты, раскрытые автором в статье.  

6. Рекомендацию к публикации. Заключение. 

7. Источник, откуда была взята статья.

 

1. Рецензия на  тему «Церковная реформа Петра I.»

Подготовлена, под редакцией В.Людвинской.

2. Содержание  статьи. 

     Цели преобразования церкви Петром I (1689 – 1725 гг.) заключались в нейтрализации  оппозиционных настроений, проявившихся во время борьбы царя за власть со своей сестрой Софьей и при заговоре царевича Алексея.

    В 1700 г. умер патриарх Адриан. Пётр не стал созывать Поместный  Собор для выбора нового патриарха,  как это было принято ранее,  а назначил местоблюстителя патриаршего престола. Им стал митрополит Рязанский Стефан Яворский. Имея во главе церкви преданного себе человека, Пётр начал преобразования.

    В 1701 г. управление церковным  и монастырским имуществом было  передано особому Монастырскому  приказу во главе со светским чиновником. В 1711 г. бал создан Сенат, получивший функции высшего судебного органа, превысившего по значению остальные органы государственного и церковного управления.

    После раскрытия заговора царевича  Алексея (1718 г.), в котором активно участвовало оппозиционное духовенство, началась подготовка синодальной реформы. Идеологическую подготовку реформы осуществил преданный Петру I  архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Он составил Духовный регламент, который стал основой церковной реформы.

    «Духовный регламент» вступил  в силу 21 февраля 1721 г. В этот  день был учреждён коллективный  орган руководства церковью –  Духовная коллегия, переименованная  для благозвучия в Святейший  Правительствующий Синод. 

    В компетенцию Синода передавались вопросы духовного суда, цензуры, испытания кандидатов на епископские звания, борьбы с различными злоупотреблениями в церковной среде, надзора за церковным имуществом, защиты духовенства перед мирским судом, борьбы с сектанством, подлинности завещаний, благотворительности и искоренения нищенства.

    В 1717 г. Пётр ограничил численность  духовенства. Он запретил всем, за исключением императора и нескольких высших государственных чиновников, иметь домовые церкви. Был определён штат духовенства. На 100 – 150 дворов полагался один священник, один дьякон и один псаломщик. При одном храме, независимо от числа прихожан, нельзя было иметь более 2 дьяконов и псаломщиков. Оказавшиеся «лишними» священнослужители лишались сана и записывались в податные сословия. Была ограничена и численность монахов!

  После Петра  церковная политика правительства  продолжалась в этом же направлении.  Следующим её шагом было лишение церкви экономической самостоятельности. При Екатерине I в 1726 г. при Синоде была создана отдельная Экономическая коллегия для управления церковными имуществами, которая подчинялась Сенату. При Анне Иоанновне эта комиссия была выведена из состава Синода (1738 г.). Елизавета Петровна назначала управляющими в церковных поместьях гвардейских офицеров.

Окончательную точку в этом деле поставила Екатерина II, перечислившая церковное недвижимое имущество в разряд государственного (1768 г.). 
 

3. Краткое описание статьи. 
 

   В данной статье автор рассматривает цели преобразования церкви, составлении церковной реформы. Так же он описывает вопросы духовного суда, ограничение духовенства и дает краткое описание того, что происходило после правления Петра. 
 

4. Степень актуальности статьи. 
 

  Данная  статья, да и любые другие, на мой  взгляд, всегда будут актуальны.

Ведь  без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Ведь каждый человек, живущий в России, помнит и хоть не много, но знает о том, что сделал для страны Петр I. 
 

5. Аспекты, раскрытые автором в статье. 
 

  Теоретическая значимость данной статьи заключается в подчинении церковного управления государства, использования церковного средства на нужды государства - основные цели петровской церковной реформы. Основание Синода, его функции. Управление, организация церкви и распределение церковного имущества. 
 

6. Рекомендацию  к публикации. Заключение. 
 

  В Данной статье представленным автором, изложено хоть и кратко, но достаточно понятно для общего ознакомления, она соответствует всем требованиям, предъявленным к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендовано к публикации. 
 
 
 
 

7. Источник, откуда была взята статья. 
 

  Рецензия  на статью «Церковные реформы Петра  I» подготовлена на основе материалов «Всеобщей истории религий мира» под редакцией В.Людвинской. Издательство «ЭКСМО» 2008 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

Информация о работе Церковные реформы Петра I