Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:33, доклад
Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Церковная реформа патриарха Никона.
Термины:
КАНОН - неизменная традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО – совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих унификацию богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего – с Церковью Константинопольской.
АЛЛИЛУЙЯ – молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ – главный продолжительный пост во многих христианских конфессиях, цель которого – приготовление к празднованию Пасхи.
ТРОЕПЕРСТНОЕ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ – принятое в современном православии сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамении или благословении.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ – религиозные иудейские книги, составляющие Библию, согласно вероучению, написанные « по внушению Бога ».
СИМВОЛ ВЕРЫ – система основополагающих догматов вероучения.
ПРОСФОРА – богослужебный литургический хлеб.
ПРСКОМИДИЯ – первая часть литургии византийского обряда.
Предыстория: греческие и русские богослужебные обычаи
Эволюция чина христианского богослужения в древние времена, в особенности тех его элементов, которые определяются не книжной традицией, а устным церковным преданием (а к ним относятся такие существенные обычаи, как, например, крестное знамение), известна лишь фрагментарно, на основании тех сведений, которые имеются в писаниях Святых Отцов. В частности, существует предположение, что в X веке, ко времени Крещения Руси, в Византийской империи конкурировало два обычая относительно крестного знамения, числа просфор на проскомидии, сугубой или трегубой аллилуйи, направления движения крестного хода и др. Русские заимствовали один, а у греков впоследствии (особенно после падения Константинополя) окончательно утвердился другой.
Начавшийся с XIII—XIV
веков процесс политико-культурного
размежевания Северо-Восточной (Владимирской,
а затем Московской)
и Юго-Западной (вошедшей
в состав Великого Княжества
Литовского) Руси привёл
к преобладанию в последней
новогреческой богослужебной
традиции. В связи с
этим в Московской Руси
встал вопрос, какого
порядка богослужения
следует придерживаться.
На Стоглавом соборе 1551
ответ на этот вопрос
был дан недвусмысленный,
хотя при этом скорее
двуперстием); «…не
подобает святыя аллилуии
трегубити, но дважды
глаголати аллилуия,
а в третий — "слава
тебе, Боже"…» (Стоглав 42).
Основная часть.
Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Первым
шагом Патриарха
Никона на пути литургической
реформы, сделанным
сразу после вступления
на Патриаршество, было
сравнение текста Символа
веры в редакции печатных
московских богослужебных
книг с текстом Символа,
начертанного на саккосе
митрополита Фотия.
Обнаружив расхождения
между ними (а также
между Служебником и
другими книгами), Патриарх
Никон решился приступить
к исправлению книг
и чинопоследований.
Примерно через полгода
по восшествии на патриарший
престол, 11 февраля 1653
года, Патриарх указал
опустить в издании
Следованной Псалтири
главы о числе поклонов
на молитве преподобного
Ефрема Сирина и о двуперстном
крестном знамении.
Часть справщиков высказали
своё несогласие, в результате
трое были уволены, среди
них старец Савватий
и иеромонах Иосиф (в
миру Иван Наседка).
Спустя 10 дней, в начале
Великого поста 1653 года,
Патриарх разослал по
московским церквам
«Память» о замене части
земных поклонов на
молитве Ефрема Сирина
поясными и об употреблении
троеперстного крестного
знамения вместо двуперстного.
Так началась реформа,
равно как и протест
против неё — церковный
раскол, организованный
бывшими товарищами
Патриарха протопопами
Аввакумом Петровым
и Иваном Нероновым.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
1. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились».
2. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
3. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
4. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
Реакция на реформу
Черный
собор. Восстание
соловецкого монастыря
против новопечатных
книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885
год)
Патриарху
указывали на самочинность
таких действий, и
тогда в 1654 году он
устраивает собор, на
котором в результате
давления на участников
добивается разрешения
провести «книжную справу
по древним рукописям
греческим и славянским».
Однако равнение шло
не на старые образцы,
а на современную
греческую практику.
В неделю православия 1656
года в московском
Успенском соборе
была торжественно провозглашена
анафема на тех, кто
крестится двумя
перстами.
Резкость
и процедурная
некорректность (так,
Никон однажды
публично избил, сорвал
мантию, а затем
без соборного
решения единолично
лишил кафедры
и сослал противника
богослужебной реформы
епископа Павла Коломенского)
проведения реформ вызвала
недовольство среди
значительной части
духовенства и
мирян, которое питалось
также личной неприязнью
к отличавшемуся
нетерпимостью и
амбициозностью патриарху.
После ссылки и гибели
Павла Коломенского
движение за «старую
веру» (старообрядчество)
возглавили несколько
клириков: протопопы
Аввакум, Логгин Муромский
и Даниил Костромской,
поп Лазарь Романовский,
дьякон Фёдор, инок Епифаний,
поп Никита Добрынин,
по прозвищу Пустосвят
и др.
Большой Московский собор 1667 года, осудив и низложив Никона за самовольное оставление кафедры в 1658, анафематствовал всех противников реформ. В дальнейшем в силу государственной поддержки церковной реформы имя Русской церкви было закреплено исключительно за принявшими решения Соборов 1666 и 1667, а приверженцев богослужебных традиций (староверов) стали называть раскольниками и преследовать.
Взгляды старообрядцев на реформу
По мнению старообрядцев, взгляды Никона о какой-то отдельной традиции, в данном случае греческой, как об эталонной, были подобны так называемой «трехъязычной ереси» — учению о возможности существования святого писания исключительно на языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом — еврейском, греческом и латинском. В обоих случаях речь шла об отказе от естественно сложившейся на Руси богослужебной традиции (заимствованной, кстати, на основе старинных греческих образцов). Такой отказ был совершенно чужд русскому церковному сознанию, поскольку историческая русская церковность образовывалась на кирилло-мефодиевской традиции, в сущности которой было усвоение христианства с учётом национального перевода Святого Писания и богослужебного корпуса, использующего местные заделы христианской традиции.
Эволюция отношения Русской Православной церкви
Осуждение сторонников старых обрядов как неправославных, осуществленное соборами 1656 и 1666 годов, было окончательно санкционировано Большим московским собором в 1667 года, который одобрил реформы патриарха Никона, а всех, не принявших соборных решений, предал анафеме как еретиков и непокорных Церкви.
Поместный
собор Русской
православной церкви
в 1971 году, созванный
для избрания патриарха,
специально рассмотрел
вопрос о «клятвах
на старые обряды и
на придерживающихся
их» и принял следующее
решение:
1. Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2. Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3. Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный поместный собор русской православной церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей святой церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный поместный собор русской православной церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.
Критика реформы в Русской Православной церкви
Церковный историк и головщик (регент) Спасского собора Андроникова монастыря в Москве Борис Кутузов полагает, что главный политический аспект реформы заключался в «византийской прелести», то есть завоевании Константинополя и возрождении Византийской империи с помощью и за счёт России. В этой связи, царь Алексей хотел наследовать со временем престол византийских императоров, а патриарх Никон хотел стать Вселенским патриархом. Кутузов считает, что большая заинтересованность в реформе была у Ватикана, который хотел, используя Россию как орудие против Турции, усилить влияние католичества на Востоке.
«Раскольники», или, как они себя сами называли «староверы» («старообрядцы») в большинстве своём были невежественными, но оттого не менее упорными в том, что считали себя единственными носителями «истинной веры», которая отличалась от «никонианской» буквально следующим:
Старорусская Церковь | Официальная Русская Православная Церковь |
1. Богослужение совершать только по старым книгам | Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам. |
2. Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. | Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку. |
3.Крест
почитать только |
Крест почитать только четырёхконечный. |
4.С крестным ходом вокруг храма идти с востока на запад. | С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. |
5.Имя Спасителя писать: «Исус». | Имя Спасителя писать: «Иисус». |
6.«Аллилуйя» петь дважды. | «Аллилуйя» петь трижды. |
7.Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. | Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. |
8.Служить литургию на семи просфорах. | Служить литургию на пяти просфорах. |
9.В восьмом члене Символа Веры следует читать: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго». |
Заключение. Значение никоновской реформы.
Каким бы то ни было
значение и роль Никона
в решении вопроса о
главенстве в русском
государстве, несравнимо
большим окажется его
значение как церковного
реформатора. Значение
его реформы для Русской
Церкви и по сей день
огромно, так как была
проведена наиболее
тщательная и грандиозная
работа по исправлению
русских православных
богослужебных книг.
Она же дала мощный толчок
развитию просвещения
на Руси, необразованность
которой сразу стала
заметной при проведении
церковной реформы в
жизнь. Благодаря этой
же реформе были укреплены
и некоторые международные
связи, которые помогли
в дальнейшем появлению
в России прогрессивных
атрибутов европейской
цивилизации (особенно
во времена Петра I).