Церковь и Государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:00, доклад

Описание работы

Процесс подчинения церкви государству охватывает вторую половину XVI - первую четверть XVIII столетий. В этот период отношения власти светской и власти духовной неоднократно переходили от гармонии (царь Михаил Романов и патриарх Филарет) к открытым конфликтам (царь Алексей Михайлович и патриарх Никон). Проанализировав источники (Стоглав 1551 года, Приговорные грамоты Земских Соборов 1580 и 1584 годов) и исследования, посвященные интересующей тематике, можно сделать вывод, что во второй половине XVI столетия отношения церкви и государства строились с учетом трех основных проблем

Работа содержит 1 файл

Процесс подчинения церкви государству охватывает вторую половину XVI.docx

— 16.75 Кб (Скачать)

Процесс подчинения церкви государству охватывает вторую половину XVI - первую четверть XVIII столетий. В  этот период отношения власти светской и власти духовной неоднократно переходили от гармонии (царь Михаил Романов и  патриарх Филарет) к открытым конфликтам (царь Алексей Михайлович и патриарх Никон). Проанализировав источники (Стоглав 1551 года, Приговорные грамоты Земских Соборов 1580 и 1584 годов) и исследования, посвященные интересующей тематике, можно сделать вывод, что во второй половине XVI столетия отношения церкви и государства строились с учетом трех основных проблем: 
1) стремление царской власти к установлению единовластия; 
2) борьба государственной власти за церковные земли; 
3) стремление государственной власти поправить финансовое положение за счет богатств церкви.

Итак, к концу царствования Петра Первого Российская Империя  получает механизм для управления духовными  делами, который становится частью государственного аппарата.

XVII столетие—начало синодального  периода в истории русской  православной церкви. Ее поставили  под жесткий контроль светской, гражданской власти, и она превратилась, по существу, в часть бюрократического  аппарата государства. Это —  с одной стороны.. С другой—  церкви пришлось выдержать напор сектантских вероучений, старовер ия, вольнодумных идей и течений, вплоть до атеистических.

В монастырях власти устанавливали  штаты, монахов посылали на государственные  работы. Из обителей изымали ценности на нужды войны. Деятельность служителей церкви рассматривали как часть  государственной службы, весьма к  тому же ответственной.

В соответствии с политическим и экономическим курсом Петра I после  кончины патриарха Адриана (1700 г.) во главе церкви оказался не новый  владыка, а управляющий патриаршим престолом Стефан Яворский, митрополит рязанский. Называли его официально “местоблюстителем и администратором  патриаршего престола”. В среде  русского духовенства человек новый (за несколько месяцев до своего назначения его перевели из Киева), он, не будучи сторонником полного  подчинения церкви светской власти, вынужден был, скрепя сердце, делать все, что приказывал царь. Его функции ограничивались делами духовными. Да и те контролировал Монастырский приказ во главе с И.А.Мусиным-Пушкиным. Учреждение это воссоздали в 1701 г., и главная его забота — сбор в казну доходов с церковных земель, регламентация расходов на духовенство. Петровский указ, один из многих, не жалел красок, рисуя жизнь и быт монашествующей братии: “Нынешние монахи не только не питают нищих от трудов своих, но сами чужие труды поедают. Начальники впали в роскошь, а подначальных держат в нужде; из-за вотчины происходят ссоры, убийства и обиды многие”.

Положение церкви к концу  столетия сильно изменилось. Секуляризация  нанесла ее позициям сильный удар. Более половины из почти 950 монастырей не получили штатного содержания, перешли  на положение приходских церквей  или попросту закрылись. Скопились  по стране, особенно в крупных городах, многие сотни безместных священников. Получение места сопровождалось поборами, вымогательствами, клеветой. А. Т. Болотов, известный мемуарист второй половины века, пишет о порядках в тамбовском архиерейском доме: “Всему положена была цена и установление. Желающий быть попом должен был неотменно принести архиерею десять голов сахару, кусок какой-нибудь парчи и кой-чего другого, например гданской водки или иного чего”. 
Но нередко священники, особенно сельские, влачили жалкое, нищенское существование. И посему участвовали в восстаниях на стороне односельчан, например в годы Пугачевского движения. 
Большинство духовенства, особенно высшего, рассматривало себя как слуг государства. В связи с этим требовали (как, например, московский митрополит Платон (Левшин), наиболее талантливый из них), чтобы священный чин был хорошо обеспечен материально, иначе его не будет уважать простой народ. Платон выступал за подготовку новых людей к духовному званию с тем, чтобы они знакомились с основами вольнодумных воззрений, в том числе материалистических. Это-де дает им возможность противостоять губительным новым учениям (“против неприятелей самых сильных и самых страшных”). 
Власти шли навстречу пожеланиям духовных лиц — предоставляли им привилегии (освобождение от телесных наказаний и др.), жаловали ордена, увеличивали земельные наделы и штатное жалованье. В ответ священники должны были исполнять некоторые полицейские функции в своих приходах. Так духовенство превращалось в привилегированное сословие.

 


Информация о работе Церковь и Государство