Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:38, реферат
Православное христианство было объявлено государственной религией Киевской Руси в 988 году, что позволило укрепить отношения и сблизиться со странами Европы. Введение православия способствовало также развитию культуры на Руси и усилению власти. Русская Православная Церковь (далее – РПЦ) более 60 лет находилась в зависимости от Византии, и только в 1051 году князь Ярослав Мудрый сумел поставить во главе Православной Церкви русского митрополита Иллариона. Однако до середины XV века константинопольские патриархи продолжали сохранять контроль над РПЦ. Но, тем не менее, политическая роль РПЦ была очень велика.
Русская Православная Церковь (РПЦ) и государство на рубеже веков
В настоящее время
Россия переживает период становления
церковно-государственных отношений.
Процесс этот идет непросто, а иногда и
драматично.
В нынешних условиях декларируется религиозной
свободы, парламентской демокра-тии и
президентской республики статус Церкви
характеризуется самостоятельностью
и независимостью, невмешательством государства
в дела Церкви и Церкви в дела государства.
Важна роль Церкви в духовном и культурном
развитии общества.
Важнейшим событием 1988 г. явилось празднование
1000-летия Крещения Руси. Этот юбилей получил
всемирный резонанс. Генеральная ассамблея
ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие введения
христианства на Руси как крупнейшее событие
и европейской и миро-вой истории и культуре».
В конце апреля 1988 г. состоялась встреча
Свят. Патриарха Пимена и постоянных чле-нов
Священного Синода: митрополитов Ленинградского
Алексея, Киевского Филарета и Ростовского
Владимира – с М. С. Горбачевым. С ответным
словом выступил Патриарх Пи-мен и напомнил
собравшимся о грядущем великом празднике
1000-летия Крещения Руси, о том, что Церковь
всегда соединяла свое служение с заботой
о целостности Отечества. В со-стоявшейся
затем беседе, как сообщали СМИ, был поставлен
ряд конкретных вопросов, свя-занных с
обеспечением нормальной деятельности
Православной Церкви.
Среди важных мероприятий ВСЦ, имеющих
непосредственное отношение к богослов-ской
разработке вопросов христианского единства,
можно отметить также заседание Комис-сии
ВСЦ «Вера и церковное устройство» имевшее
место в январе 1982 г. в Лиме (Перу). На заседании,
в котором приняли активное участие представители
РПЦ, обсуждались проекты консенсусов
(соглашений) по вопросам Крещения, Евхаристии
и священства.
Своеобразным итогом экуменической деятельности
РПЦ к ее 1000-летнему юбилею явилось участие
ее представителей в работе и Ассамблеи
ВСЦ (Ванкувер, Канада, 24. 07-10. 08. 1983 г.).
Понятия «светскость» и «свобода совести»
часто трактуется односторонне– с позиций
атеизма, в ущерб интересам ее граждан.
На практике это приводит к, тому, что подрастаю-щее
поколение лишается возможности освоения
культурно-исторической и национально-духовной
традиции своего народа. В современных
условиях одним из главных форм общественного
служения Церкви является установление
и развитие ее социального партнерства
как с государством, так и с иными структурами
– благотворительными образованьями,
научными, культурными и др.
Совокупность проблем, существующих в
данной сфере служения Церкви, понуждает
поставить вопрос о согласовании деятельности
некоторых синодальных структур. В частно-сти,
было бы целесообразно, чтобы Миссионерский
отдел совместно с Учебным комитетом определяли
наиболее важные направления православной
миссии, а издательский Совет обеспечивал
информацию и издательскую поддержку
.
Значительным событием церковной жизни
1996 г. стал всероссийский миссионерский
съезд, проведенный в Белгороде с 11 по
14 ноября по инициативе Миссионерского
отдела Московской Патриархии. В съезде
участвовали миссионеры из всех епархий
РПЦ. Внимание участников съезда, выступающих
с докладами и сообщениями, сосредоточено
было на так называемой внутренней миссии,
на христианском просвещении и воцерковлении
людей, принадлежащих к традиционно православным
народам России, но оторвавшихся от Церкви
в годы атеистической диктатуры. Председатель
съезда епископ Белгородский Иоанн, возглавляющий
Миссионерский отдел, после съезда в интервью
газеты «Радонеж» сказал: «очень важно,
чтобы священники знали, с чем пойти к
людям, каким арсеналом средств вооружиться.
Одна из самых серьезных проблем – это
взаимоотношения с той культурой, которая
сложилась в обществе. . .».
В сегодняшних условиях, после всех перемен
XX века, более современна формула: «У России,
у ее Армии и Флота, есть только один верный
союзник – Русская Православная Цер-ковь.
Сотрудничество Церкви и Армии насчитывает
не одно столетие. В сознании нашего народа
воинское служение всегда связывалось
с искренней верой и благочестием. После
де-сятилетней искусственной изоляции
религии от общества, священник вновь
возвращается в Армию, постепенно возвращается
институт военного духовенства. Воцерковленных
людей в Вооруженных Силах в процентном
отношении примерно столько, сколько и
во всем остальном российском обществе.
Институт военного духовенства уже существует.
Фактически. Сегодня на этом благородном
поприще трудится около 2 тыс. священников.
Цель сегодняшних военных священников
в поддержании жизнедеятельности полковых
соединений русского воинства. Российская
армия должна быть не только сильна вооружением
и наличием профессионализма у бойцов,
но и крепким морально-нравственным духом.
После вступления в силу Федерального
закона «О свободе совести и религиозных
объ-единениях», в том же 1997 году было подписано
Соглашение о сотрудничестве между Ми-нистерством
обороны РФ и Русской Православной Церковью.
В ноябре 2006 года при Министерстве обороны
РФ был создан Общественный совет, в состав
которого от РПЦ вошел протоиерей Дмитрий
Смирнов. Пастырское попечение о российских
военнослужащих осуществляют около 2000
священников Русской Православной Церкви
из них около 950 на постоянной основе.
С 18 по 19 октября 2004 г. в Москве, в Зале церковных
соборов храма Христа Спаси-теля, прошел
церковно-общественный форум «Духовно-нравственные
основы демографиче-ского развития в России».
Учредителем форума выступала Московская
Патриархия при со-действии Полномочного
представителя Президента России в Центральном
федеральном ок-руге и общероссийской
общественной организации «Деловая Россия».
Основная цель церковно-общественного
форума «Духовно-нравственные основы
демократического развития России» - выразить
серьезную озабоченность глубоким демографическим
кризисом в стране и организовать широкую
общественную дискуссию по проблемам
его преодоления.
Церковно-государственные взаимоотношения
на рубеже веков характеризуются поляр-ностью,
с одной стороны мирное сосуществование
и сотрудничества, а другой противо-борств.
Деятельность борцов с религией не ограничивается
скандальными репликами, но притязает
на некую систематичность. В выступлениях
ряда высокопоставленных чиновников сквозит
тоска по утраченному контролю над религиозной
жизнью страны, религией. Со своими концепциями
церковно-государственных отношений и
даже проектами федерального закона «О
комитете по делам религий и религиозных
объединений при президенте РФ» выступили
Российская академия государственной
службы при президенте РФ, Уральский государственный
университет и некоторые другие научные
центры.
Скандал вокруг преподавания «Основ православной
культуры», развязанный рядом СМИ, общеизвестен.
За два года до этого чуть менее напряженно
обсуждался вопрос о вве-дении специальности
«теология» в высших учебных заведениях
страны. Противников не останавливало
даже то, что большинство классических
университетов Запада имеет теологические
факультеты как свою неотъемлемую составляющую.
Российская Академия Госслужбы (РАГС)
настаивает, вообще, на отсутствии необходимости
теологического образования в отечественных
вузах. Оказывается, теология даже опасна,
так как создает условия для «восприятия
учащимися системы нравственных и культурных
предписаний, норм и ценностей», которые
исповедуют традиционные религии.
С 18 по 20 марта 1998 г. в Москве и Сергиевом
Посаде по благословению Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II состоялись слушания
Всемирного Русского Народного Собора
на тему «Вера и знание: проблемы науки
и техники на рубеже столетий» - первое
мероприятие такого масштаба, в котором
участвовали представители как науки,
так и религии.
Патриотизм, т. е. любовь к Отечеству, определяется
не тем, насколько часто и горячо ты в этом
признаешься, а конкретными делами в силу
данных тебе Богом возможностей. Патриотизм
– это не только любовь к Отечеству, но
и любовь к народу страны, и чувство благодарности
к создателям нашего государства, и уважение
его традиций !
Современная жизнь с ее новыми технологиями
и запросами создает у человека новое
мировоззрение, которое представляет
собой сплетение безграничных желаний
и не основы-вается на приоритете Божественных
законов и установлений. Без понятия о
Боге у человека нарушается иерархия ценностей,
что ведет к внутреннему кризису личности.
Ведь когда ду-ша человека не получает
пищи, не «живится Духом Святым», она обречена
на деградацию.
Все знают, но никто не хочет признать,
что пути решения всех проблем ведут к
право-славной вере, в нашу святую Церковь.
Русская православная церковь и современное российское государство
1. РПЦ: позиционирование в политической жизни России
Реальный политический
вес РПЦ полностью
Церковь и государство на постсоветском пространстве
РПЦ не видит себя существующей отдельно от государства. Идеальным общественным строем для нее является давшая православие Руси средневековая Византия, где царствовала симфония (поганостью солидарные действия) между властью государственной и религиозной. Именно поэтому РПЦ не может воспринять принцип отделения Церкви от государства – противоречащий не только ее сиюминутным интересам, но и всей концепции ее деятельности, основанной на соблюдении интересов государства в обмен на защиту, покровительство и финансирование. Неразделимость в головах духовенства и большей части воцерковленных прихожан понятий «православный», «русский» (в этническом отношении) и «российский гражданин» (в политическом и правовом отношении) приводит к нескольким принципиальным построениям. 1. РПЦ воспринимает себя как Церковь нескольких православных народов (в первую очередь русских), образующих (на данном этапе) свои национальные государства (но, вообще, стремящихся жить в едином), в которых чужакам-иноверцам (хотя бы они и являлись гражданами этих государств) всегда будет отводиться второе место. При этом РПЦ активно манипулирует процентами современного «православного населения». 2. Поскольку современное российское государство основано этническими русскими, а те в свою очередь являлись православными христианами, то это значит, что современная РПЦ должна иметь особые права и привилегии в знак благодарности за участие в создании государства и за помощь в сохранении государства этнически и самобытно русским. 3. Поскольку РПЦ по историческим причинам – часть фундамента современного российского государства, то любой подрыв целостности этой части (особенно со стороны внешних сил) является покушением на всю конструкцию. Поэтому само государство должно заботиться о противодействии таким чужакам, а РПЦ будет ему в этом помогать, указывая своих врагов. 4. При этом РПЦ не хочет полностью терять самостоятельность, то имело место в имперской России, когда управлением Церковью реально занималось государство, а хочет объединить плюсы прошлого и нынешнего положения. Понятно, что все эти тезисы не соответствуют историческим фактам, отрицают внеконфессиональный и внеэтничный принцип существования постсоветских государств, находятся в противоречии с международной и российской правовой и политической практикой. Однако это не мешает клиру-РП1~ «продавливать» сформулированные на основе этих тезисов предложения через государственные органы стран СНГ. Рассмотрим, в первую очередь, как это реализуется на практике в Российской Федерации – стране, где влияние РПЦ ощущается в наибольшей степени.
Президент и его администрация
Для того, чтобы заручиться политической поддержкой своих лоббистских усилий, РПЦ в первую очередь надо найти понимание в Администрации президента, которая в настоящее время реально контролирует основные направления политической жизни в стране. Безусловно, поддержание нормальных отношений с крупнейшей конфессией страны является достаточно важной задачей президентской администрации, где за это отвечает Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями (входит в состав управления общественных связей и гуманитарной политики) Главного управления внутренней политики Президента Российской Федерации во главе с А.О. Протопоповым. При Администрации президента действует и официальный орган для контактов с религиозными организациями – Совет по взаимодействию при религиозными объединениями при Президенте РФ, который до своей. отставки осенью 2003 г. возглавлял глава Администрации А.С. Волошин. Представители РПЦ имеют в нем несомненное преимущество. В состав совета входят (с марта 2002 г.) четыре архиерея РПЦ – митрополиты Кирилл (Гундяев), Ювеналий (Поярков), Мефодий (Немцов) и архиепископ Евгений (Решетников), другие конфессии представлены своими руководителями. В составе Совета имеются также несколько государственных чиновников и светские эксперты~. Однако о реальных результатах деятельности Совета трудно сказать что-то определенное., Сам патриарх регулярно встречается с президентом России и их отношения можно определить как теплые. На этих встречах или в кулуарных беседах чиновников более низкого ранга МП удачно лоббирует в Администрации президента некоторые важные для себя инициативы. Однако по принципиальным вопросам, которыми являются придание православию де-юре статуса государственной религии, оказание РПЦ масштабной финансовой поддержки, изменения в законодательстве, направленные в частности на ограничение свободы совести, возвращение значительного количества изъятой собственности, введение православного образования в школах президент и его администрация отказывают МП в удовлетворении претензий. Пока не ясно, чем вызвана столь сдержанная позиция – уважением ли В. Путина к законами международной правовой практике, малым ли реальным политическим весом МП или отсутствием необходимости делать популистские предвыборные шаги в условиях высокого рейтинга нынешнего главы Российской Федерации. В последнем случае примечательно, что в период высокой популярности Б. Ельцина в 1991-1992 гг. РПЦ имела наибольшую в своей истории независимость от российского государства. Однако Церковь энергично избавилась от ненужной свободы, как только государство, после фактического проигрыша выборов в декабре 1993 г., повернулось лицом к РПЦ надеясь с ее помощью найти необходимую поддержку в обществе. Отказывая МП в удовлетворении ее наиболее серьезных требований, Администрация Президента выступает не только в качестве обороняющейся стороны. Поведение патриарха контролируют два человека, тесно связанные с Администрацией – его фаворитка Г. Сотникова (скандально известная предпринимательница, глава Фонда Патриарха Алексия 11 (в прошлом Фонда примирения и согласия), который пытался в 2000 г. монополизировать рынок грузовых авиаперевозок между Россией и Китаем) и член Совета Федерации от Республики Тува, «православный предприниматель» С. Пугачев (бывший (до декабря 2001 г.) председатель совета директоров полугосударственного Межпромбанка, замешанный в скандале вокруг реконструкции Кремля). Кроме этих двух фигур, Администрация президента, использует еще несколько крупных около государственных или полугосударственных коммерческих структур, принадлежащих т. н. «олигархам», для скрытого финансирования деятельности МП – что является дополнительной страховкой от резких политических демаршей Патриарха.