Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:37, реферат

Описание работы

Рубеж XV - XVI вв. - перелом в историческом развитии русских земель. Явления характерные этому времени оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.

Работа содержит 1 файл

быт и нравы 15-17 век.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

    1) В донских преданиях Ермак  изображается как основатель  казацкого войска, защищающий казаков:  он освободил Дон от иноземцев:  сам он явился на Дон, бежав  после убийства боярина. Так в донских преданиях Ермак, часто в расхождение с историей, представляется казацким вождем.   Богата группа преданий, в которых Ермак выступает как покоритель Сибири. Его поход в Сибирь мотивируется различно: то он послан туда царем, то сам направился в Сибирь, чтобы заслужить прощение царя за совершенные им  преступления. Гибель его тоже описывается по-разному: на его войско напали татары и погубили спящих; Ермак утонул в Иртыше в тяжелом панцире; его предал есаул Кольцо.

    Песни.

       Волнение посадских людей в  Москве (1547), стремление казаков к  самоуправлению, царские указа о  временном запрете перехода крестьян  от одного помещика к другому  (1581г.), о кабальных холопах (1597г.)- все  это способствовало росту  недовольства народных масс, одной из форм протеста которых стало разбойничество. Оно нашло отражение в фольклоре в так называемых разбойничьих или удалых песнях.   Крестьяне бежали не только из помещичьих усадьб, но и из царских войск. Жизнь на "воле" послужила условием, способствовавшим более яркому выражению вековых мечтаний народных масс о социальном освобождении. Художественной формой, в какой эти мечтания нашли поэтическое воплощение, и были разбойничьи песни. Они еще только возникали в конце XVI в. Герой этих песен смелый, удалой добрый молодец, поэтому и сами песни получили в народе название "удалых песен". Они отличаются острым драматизмом, воспеванием "воли" и образа разбойника, который вешает бояр и воевод. Классическим примером служит песня "Не шуми, ты мати, зеленая дубравушка". Ее герой отвергает  требование царских слуг выдать товарищей.

    В XVI в. формируется и жанр балладных  песен - малая этическая сюжетная стихотворная форма. Этот тип произведений, к которому применяется западное - европейский термин "баллада", весьма своеобразен. Он отличается тонкой характеристикой личных, семейных отношений людей. Но в него нередко входят и исторические мотивы и герои, однако они не трактуются в историческом плане. Баллады имеют явно антифеодальную направленность (например, осуждение самоуправства князя, боярина в балладе "Дмитрий и Домна", где князь жестоко расправляется с девушкой, отвергнувшей его руку), в них нередко разрабатывается суровая родительская власть, семейный деспотизм. Хотя преступник в балладах обычно не

      наказывается, но моральная победа всегда на стороне простых людей. Герои баллад нередко короли и королевы, князья и княгини, их судьба связана с судьбой простых людей-крестьян, слуг, образы которых трактуются как положительные. Характерная  черта в балладах антиклерикальная направленность (например, "Чурилья - игуменья", "Князь и старицы", в которых представители духовенства играют отрицательную роль).

         К числу баллад, возникших в  XVI в., относят баллады "Дмитрий  и Домна", "Князь Михайло", "Князь Роман жену терял". В первой девушка, протестуя против насильственного брака, лишает себя жизни. В других вариантах жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти. В балладе "Князь Михайло" свекровь губит невестку. Глубоко драматична баллада о князе Романе и его жене. Погубив ее, он скрывает это от дочери. Произведения жанра баллады эмоционально напряжены, а сюжеты носят трагический характер: положительный герой гибнет, зло в отличие от былины и сказки обычно не наказывается. Идейно-моральное содержание в них раскрывается через положительного героя, который хотя и гибнет, но одерживает моральную победу.     Несмотря на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц, баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени были исторические песни. Зародившись ранее, они стали в это столетие  важнейшим жанром, так как их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да и расцвет этого жанра в XVI в. Был обусловлен рядом факторов: подъемом национального создания народных масс и углублением их исторического мышления; завершением объединения русских земель; обострением социальных конфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепления первого к земле.   Исторические песни делятся на 2 основных цикла, связанных с именами Ивана Грозного и Ермака.

       Песни об Иване Грозном включают  сюжеты о взятии Казани, борьбе  с крымскими татарами, обороне  Пскова, о личной жизни царя: гневе  Грозного на сына, смерти самого  царя.    Песни о Ермаке - сюжеты  о Ермаке и казаках, походе  голытьбы под Казань, разбойном  походе на Волгу и убийстве казаками царского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание в  турецком плену. В песнях нашли также отклик и набеги  крымского хана Давлет - Гирея на Москву в 1571-72гг. и оборона Пскова от войск Батория в 1581-82гг. песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова".

       Большие исторические события  и важные социальные процессы XVI в. определяли глубокую связь  песен с живой действительностью,  уменьшили элементы условности  в повествовании и способствовали  широкому отражению характерных для времени явлений и бытовых деталей. 
 
 

Информация о работе Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII веках