Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа
Пермская губерния - и по территории, и по численности населения - была самой большой на Урале и одной из самых крупных в государстве. В Российской империи Пермская губерния занимала пятое место по численности населения. Согласно переписи 1897 года здесь числилось около 3.000000 человек, из них более половины- в уездах Прикамья. В губернском городе Перми к началу 20 века было 45.000 человек. Сословный состав населения был очень различен: дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьяне, цеховые, военные чины, полицейские и пожарные, почётные граждане, иностранцы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕРМЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВВ 8
ГЛАВА 2. ПЕРМЬ В МЕСТНОМ ФЕЛЬЕТОНЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ПРИМЕЧАНИЯ 25
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 27
В этот же год открылась 1 - я фотовыставка в г. Перми, в мае месяце, представлены были портреты ( на фотографиях люди в самых неожиданных и смешных ситуациях ). В. Гукс в фельетоне “ Первая фотовыставка в Перми “
( май 1901 г. ) писал: “ фотографы любят снимать то, что для них не предназначено “ : женские купальни, влюбленных, “ подгулявшего старца, упавшего велосипедиста, барышню за утренним туалетом, супружескую ссору “. (18)
Осенью 1901 г. открылся общественный клуб в Мотовилихе ( Little man ).
( Little man, октябрь 1901 г. ) В фельетоне “ Железнодорожные дамы и кавалеры получили возможность поразмяться в танках “ Бювар в феврале 1905 г. написал об открытии железнодорожного клуба, “ в городе 3 клуба: Благороднее собрание, Общественное собрание, Военный ( офицерский ) клуб”. В 1902 - изобретение фонографа ( Little man ), “ продал лошадь, продал дом, куплю милый граммофон “. (19)
В 1902 г. Фельетонист Гукс описывает гастроли малоросской оперетты: “Черти, упыри, скучающие пермские дамы”, как оказалось искусством, в основном, интересуется женская часть населения, да и то из - за желания показать свои наряды и рассматривать симпатичных актеров. (20)
в 1903 г. начал свою работу музыкальный кружок в Благородном собрании,
“ там по понедельникам поют, играют, тоски не знают “.
Кроме этого, на улицах города играла шарманка. Фельетонист Кри - Кри (
сентябрь, 1897 г. ) “ Шарманщики испытывают нервы пермяков “ написал:
“
настырность пермских шарманщиков,
пронзительное и громкое
В. Гукс “Великопостные досуги” - работа научного музея.
В научном музее расскажут “ о Канте, анатомии человека и т. д. “
Развлечений
было немного в общественном клубе:
“картины, бильярд, буфет”. (22) Также
в развлечения на досуге входили
балы, танцы на праздники: “Пермь танцует
Pasd’Espange!”, “Вечер под парами” В. Гукс.
“Танец “Дум - Дум” - специально для гласной
думы, “коньякен” - танец для пристрастных
к спиртуозным напиткам, “полько - бильярдо”
- для членов музыкального кружка, играющих
на бильярде, “чижик - чижик” - танец
мелких чиновников, канцелярских служителей и писцов”. (23)
Была популярна в конце 18 века карточная игра - “железная дорога”
в клубах, но в клубах жизнь протекала очень сумбурно: “буйства, пьянства или драки подчас” ( звучание “русской речи” ( “Прическа бород”, Гамма, ноябрь 1903 г. )
Появление своей оперы и драмы в г. Перми. Провинциальный горожанин тянется к искусству, это описано в фельетонах Кри - Кри “Думцы спорят об оперомании” ( 1898 г. ), “Варфоломеевская ночь в театре” ( 1898 г. ), “Занавес застрял на полдороги” ( 1898 г. )
В .Гукс 1898 г. - ”Ночь в стенах театра”, появляются “опероманы” и “драмофилы”, люди как бы разделяются на 2 лагеря, каждый поклоняется своему искусству: “Праздник на улице драмофилов” ( 1901 г. ), хотя прилично вести себя при посещении театра удается не каждому: опоздание, шум, выкрики, комментарии во время спектакля - обычное дело.
2
Ночь в стенах театра “ -
сравнение оперы и драмы,
Лживой надеждой, о Пермь, не пленяйся,
Счастье в одной только драме найдешь,
Опера будет в Перми позабыта. (24)
И опера и драма - каждый театр находит своего зрителя, “Опера” ( 1901 г. ) В. Гукс, 1901 г. - “ Добро пожаловать, богиня!”.
Finita la comedia!” ( 1897 г. ) Кри - Кри, “ прощание с оперой “, изобилие везде: “ цветочно - ювелирная выставка - оптом и в розницу, разливочно и на вынос “.
“Пора спасать престиж оперной столицы” Кри - Кри ( 1898 г. ),
“ К нам паломничество совершали из окрестностей, сам Екатеринбург с грустью вздыхал, не смея думать о сравнении с нами “ (25)
“Стоит ли спорить с пермяком - “опероманом” ( 1898 г. Кри - Кри ).
Пермяки со всей горячностью защищают свою оперу, “ силы оперы дорогие, крупные, ценные “. Пермяки не выносят критики в адрес оперы, “ если ваше мнение, не согласное с общим, мнение неотразимо,... вас, будут обвинять во всех смертных грехах...”
Благодаря развитию искусства в Перми, ( своя опера и драма ), город буквально преображается, жизнь в нем бьет ключом, в “провинциальный” городок начинают приезжать на гастроли столичные артисты, певцы, в
1906
г. в Пермь приезжает
Интересно проходили праздники в городе Перми: масленица, рождественские праздники ( дни ).
Блины - и крупные попойки,
Вино - крупные блины,
Лихие праздничные тройки,
сугробы снежной пелены.
Пасха - визитер напивался “там водки, здесь малаги”, праздник проходил в хмельном угаре.
Можно отметить, что сам по себе пермский обыватель - человек, который любит со вкусом провести свободное время: балы на Благородном собрании, катания на тройках по Сибирской, прогулочные лодки, променад по бульвару, увлечения велосипедом. (“Живется весело в Перми”, Кри - Кри ).
Пермский обыватель во время досуга, катаясь на прогулочных лодках по р. Каме, обожает петь песни, за что г. Пермь прозвали “музыкальный”, кроме этого, авторы фельетонов отмечают, что пермяки - народ “веселый, неунывающий, с выдумкой и хитрецой”( Сирин, 1916 г., ”Странички из дневника обывателя”, Кри - Кри, 1898 г., “Жульническая академия” ).
“ Замечательно “ можно было отдохнуть в Перми в летнее время.
“ В поисках за дачей “, “ Преимущества Разгуляя “ Little man в 1901 г. остроумно описал места отдыха: “ цена на дачу в сих местах на робкого наводит страх “. Особенно автор описывает “ прекрасный отдых в Разгуляе “:
Здесь пермской пыли очень мало,
Здесь никого не умирало
В холерный год;
...На площадях трава растет,
Пастух коровушек пасет;
...И на квартиры скромны цены,
Еще удобство...
Здесь кладбище неподалеку! (26)
Little man также отмечает в фельетоне “ Пермское Эльдорадо “ ( апрель
1903 г. )
Здесь мало пыли, воздух чист,
Коль нет лихвы в твоем
И вообще ты не богач,
Напрасно ты не устремляйся,
А в Разгуляе поселяйся!
Здесь близко кладбище, острог,
Вокзал железных двух дорог
На Егошихинский лиман
Любуйся берегом гуляя,
И кстати поправляй карман,
Свае здоровье направляя! (27)
Ушла старая Пермь, но так хочется заглянуть туда, пройтись по улицам, вздохнуть полной грудью весеннего воздуха, увидеть все своими глазами:
старые
пролетки, керосиновые фонари, мощеные
мостовые.
“ Если улыбка - зато физиономия ума, то газетный фельетон - физиономия города. Страницы старой пермской газеты - это летопись повседневной жизни
прошлого времени.Читая фельетон за фельетоном, перед глазами возникают образы жизни пермского обывателя: его нрав, быт, интересы, культурный досуг, проблемы.
Каждый
фельетон представляет собой исторический
источник, дающий информацию прошлого,
описывающий историю нашего города
Перми, его развитие, проблемы и достижения,
жизнь пермского обывателя.
В книге представлены все ведущие пермские фельетонисты и основные разновидности газетного фельетона начала века ( прозаический и стихотворный, смесь прозы и стиха, драматизированные сценки ). история пермской фельетонистики в первую голову связана с журналистами “ Пермских губернских ведомостей “. Открыл её В. Я. Кричевский, перебравшийся в Пермь в 1895 г. С 1897 на страницах “ Ведомостей “ обильно печатаются фельетоны А. Н. Скугарева. С приходом в газету С. А. Ильина в Перми начинается стихотворный фельетон. Только в 1903 г. у Ильина появился достойный сопер6ник “ Гамма “. Заметный след в пермской фельетонистике оставили И. В. Захватаев из “ Пермского края “
( 1910 - 1912 ), Сирин из “ Пермской жизни “ (1915 - 1918 ).
Кри - Кри - псевдоним В. Я. Кричевского ( 1863 - 1915 ). Обосновавшись в Перми с 1895 г. и став секретарём редакции, Кричевский преобразил пермский официоз. Появились живые и бойкие рубрики “ Маленький фельетон “, “ Воскресные наброски “, “ Темы дня “ и т. д. Газета при нём оживилась, стала более непосредственной.Он безраздельно господствовал в фельетонном отделе с 1895 по 1899 гг. , пока не появились новые авторы - Скугарёв, Ильин. В 1903 г. он уехал в Петербург, где редактировал свою газету, а после стал сотрудником “ Нового Времени “. Похоронен он в Петербурге.
Вера Гукс, Мельковский подписывал свои фельетоны А. Н. Скугарев. Он перебрался в Пермь из Екатеринбурга уже опытным газетчиком: писал театральные рецензии в столичной прессе, поработал редактором и фельетонистом в екатеринбургском “ Деловом корреспонденте “. В “Пермских губернских ведомостях “ он сменил уехавшего в Москву Кричевского на посту секретаря редакции. Вскоре он стал автором
“ Маленького фельетона “ и вообще популяйреньшим в городе человеком. Больше десятилетия острое перо Гукса украшало страницы главной губернской газеты. Он писал музыкальные и театральные рецензии, хронику, статьи и, конечно же, фельетоны. Был командором пермского велосипедного общества и секретарём дамского попечительства о бедных, блистал на любительской сцене в драматических ролях. Его главной страстью был театр, особенно опера. Был отзывчив и душевно широк. Он умер в возрасте чуть больше сорока в 1912 г., проведя последние годы в пермской психиатрической больнице.
Сирин - псевдоним ведущего фельетониста частной политической и общественно - литературной газеты “ Пермская жизнь “, выходившей с 1915 по 1918 гг. Подлинное имя Сирина остаётся пока неизвестным.
Гамма - москвич, журналист. Его приезд в Пермь был вынужденным, но наш город полюбился ему. Первые стихи за его подписью появились в местных “ Ведомостях “ в 1903 г. и стали на несколько лет украшением рубрики
“Маленький фельетон“. В 1904 г. таинственный поэт уезжает из Перми на два года, а вернувшись, вновь начинает работать в “ Пермских ведомостях “. В декабре появляется его последняя публикация, после чего Гамма навсегда покидает Пермь.
Little
man - излюбленный псевдоним Сергея
Андреевича Ильина, чьи весёлые
стихи украшали “ Пермские
ведомости “ с 1899 по 1914 г. Он
подписывался также как Коко,
Модест, Бювар. Родился в семье
обедневших уфимских столбовых дворян
в 1967 г. Его отца назначили в Пермскую губернию
прокурором окружного суда, и семья навсегда
переселилась в Пермь. После Казани, где
он учился в университете, Ильин стал внештатным
корреспондентом , а с 1899 г. - фельетонистом
и театральным рецензентом. В 1901 он стал
редактором отделов беллетристики и “
Маленького фельетона “. Сергею Ильину
газета обязана развитием литературного
отдела и стихотворной фельетонистики.
Он оставил редакторство и вплоть до 1914
г. работал в газете рядовым корреспондентом.
В 1912 г. редакция отметила 25 - летний юбилей
Ильина. Умер он в 1914 г. Хоронила его вся
Пермь.