Быт и нравы Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:15, реферат

Описание работы

О том, как жили древние славяне, где они расселялись и чем занимались, рассказывается в «Повести временных лет», что в переводе с древнерусского языка означает «Повесть о прошедших временах». Эта летопись (запись по годам, от лета до лета) была составлена во втором десятилетии XII века в Киеве. Возможным ее автором был ученый монах по имени Нестор. Есть объяснение происхождения слова «славяне» - это славные люди, гордые как собственными добрыми делами и поступками, так и славой своих доблестных предков.

Содержание

Введение….………………………………………………..……………...3
Глава 1.Быт народа ……………………………………………………....5
1.1 Поселения……………………………………………………………..5
1.2 Земледелие у славян………………………………………………….7
1.3 Торговля………………………………………………………………9
1.4 Одежда………………………………………………………………..12
1.5 Пища………………………………………………………………….14
Глава 2. Нравы и обычаи славян…………………………..……………16
Заключение……………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Быт и нравы Древней руси.doc

— 110.50 Кб (Скачать)


 

Стр.

Введение….………………………………………………..……………...3

Глава 1.Быт народа ……………………………………………………....5

        1.1 Поселения……………………………………………………………..5

  •    1.2 Земледелие у славян………………………………………………….7
  •    1.3 Торговля………………………………………………………………9
  •    1.4 Одежда………………………………………………………………..12
  •    1.5 Пища………………………………………………………………….14
  • Глава 2. Нравы и обычаи славян…………………………..……………16

    Заключение……………………………………………………………….22

    Список используемой литературы……………………………………...23

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение.

    О том, как жили древние  славяне, где они расселялись и чем занимались, рассказывается в «Повести временных лет», что в переводе с древнерусского языка означает «Повесть о прошедших временах». Эта летопись (запись по годам, от лета до лета) была составлена во втором десятилетии XII века в Киеве. Возможным ее автором был ученый монах по имени Нестор. Есть объяснение происхождения слова «славяне» - это славные люди, гордые как собственными добрыми делами и поступками, так и славой своих доблестных предков.

    Культура славянского  народа является частью его истории. Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

    Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

     Культура Руси складывается  в те же века, что и становление русской государственности. Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилась в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Столицей древнерусского государства стал город Киев. Это произошло потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками - основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром восточнославянского мира.

     На развитие русской  культуры влияло и то, что Русь  складывалась как равнинное государство,  открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, древлян, северян, радимичей, кривичей, новгородских словен, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими народами и государствами.

     В пору уже своего  государственного становления, Русь  испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как интегрированная и синтетическая т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

    В данной работе есть возможность  доказать что также Русь не только копировала  и примеряла на себя влияние иных народов, но и вкладывала в становление культуры и быта свое понимание окружающего мира, свой опыт, традиции и нравы.

    Целью данной работы является изучить быт и нравы Древней Руси. Оценить вклад предков в историю развития культуры Руси. 

    Работа состоит из двух глав, имеет введение, заключение и список используемой литературы.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1.Быт народа.

    1.1 Поселения.

    С образованием Киевского  княжества племенной быт славян естественно изменился в волостной, и в этом уже сложившемся организме  общественной жизни возникла власть варяжских князей.

    Народ Древней Руси жил  как в больших для своего времени  городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

    По археологическим  данным можно судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в «гнезда» из трех-четырех поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика: 10-20 кв. м.

    Детальная реконструкция  внутренней обстановки и меблировки древнерусского дома затруднена разрозненностью археологического материала, который, правда, весьма незначительно компенсируют данные этнографии, иконографии, письменных источников. Впрочем, эта компенсация дает возможность наметить устойчивые черты жилого интерьера: ограниченные объемы жилища, единство планировки и меблировки, основной поделочной материал – дерево.

    Стремление минимальными средствами создать максимум удобств обусловливало лаконизм интерьера, основными элементами которого были печь, неподвижная мебель – лавки, полати, разнообразные поставцы и подвижная – стол, скамья, столец, кресла, различные укладки – коробья, сундуки, кубелы. Древнерусская печь, вся целиком включенная в помещение избы, являлась и в прямом и в переносном смысле домашним очагом – источником тепла и уюта. Присущее русским мастеровым стремление к красоте способствовало выработке лаконичных средств оформления очага и припечного пространства. При этом использовались различные материалы: глина, дерево, кирпич, изразец. Обычай белить печи и расписывать их разнообразными узорами и рисунками, по-видимому, весьма древний. Непременным элементом декора печи являлись припечные доски, закрывавшие устье истопки. Их нередко украшали резьбой, что придавало им изысканность. Неподвижная мебель встраивалась и рубилась одновременно с избой, образуя с ней одно неразрывное целое: лавки, поставцы, посудники, полати и весь остальной деревянный «наряд» избы.

    Несколько поселков составляли древнеславянскую общину – вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в поселении X в. (т. е. когда уже существовало Древнерусское государство) – городище Новотроицком – не обнаружено следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

    Города, как правило, возникали  при слиянии двух рек, так как  такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы – поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

    Древнейшие города возникали  чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в.

    Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

     

    1.2 Земледелие у славян.

    Основным занятием восточных  славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

    У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных  лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

    В южных районах ведущей  системой земледелия был перелог. При  наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили («перекладывались») на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

    С земледелием тесно было связано  скотоводство. Славяне разводили  свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах  использовали волов, в лесной полосе – лошадей. Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел).

    Набор сельскохозяйственных культур  отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое  место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но были просо, гречиха, ячмень.

    Разводили славяне крупный рогатый  скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке  слово «скот» означало также деньги.

    Лесные и речные промыслы также  были распространены в Древней Руси. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек.

    Большую роль в экономике восточных  славян, как во всех обществах, стоящих  на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.

    Одновременно вокруг князей складываются дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

    Рост количества кладов римских  монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует  о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II-IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры – квадрантала, получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

    1.3 Торговля.

    В оборот хозяйственной жизни славян издавна входила и торговля. На пространстве от южного побережья Балтийского  моря до Урала и Волги находят клады с арабскими (куфическими) монетами, относящимися к VIII, даже и к VII в. Если принять во внимание, что у арабов был обычай при каждом халифе перечеканивать монеты, то можно приблизительно точно определить время, по крайней мере, век, в котором зарыт клад. На основании этого и делают вывод, что в VIII, IX и Х вв. те народы, которые жили на Руси, вели торговлю с арабами. Эти археологические предположения совпадают с рассказами арабских писателей, которые передают нам, что арабы торговали в пределах нынешней России и, между прочим, с народом Росс. Велась торговля, вероятно, речными путями, по крайней мере, клады своим местонахождением намекают на это. О размерах торговых оборотов мы можем судить, напр., по тому, что у Великих Лук и недавно у Твери найдены клады в несколько тысяч рублей. Возможность зарыть в одном кладе столько ценностей показывает, что торговля велась большими капиталами. В торговле с Востоком для славян большое значение имели хазары, открывшие им безопасный путь к Каспийскому морю. Под покровительством этих же хазар славяне проникли и в Азию. Это было одно направление торговли славян-русских. Второе вело в Грецию на юг. Древний договор Олега с греками показывает, что подобные торговые договоры писались уже и раньше и что в Х в. сложились уже определенные формы и традиции торговых отношений.

    Информация о работе Быт и нравы Древней Руси