Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 13:55, доклад
Политическая партия – наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая его интересы.
Формирование системы политических партий России происходило в условиях общенационального политического кризиса. Во время предреволюционной ситуации 1903-1904 гг. активизировалось либеральное движение, продолжалось создание политических партий в национальных районах.
Наиболее интенсивно процесс образования партий развернулся после принятия Манифеста 17 октября 1905 г., давшего формальное основание функционированию многопартийной системы. Тогда же, в октябре 1905, появились в России и первые буржуазные партии -
"Союз 17 октября" (октябристы) и конституционно-демократическая (кадеты).
В.В. Казанцев,
кандидат
исторических наук,
доцент
БУРЖУАЗНЫЕ ПАРТИИ РОССИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ
СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Политическая партия – наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая его интересы.
Формирование системы политических партий России происходило в условиях общенационального политического кризиса. Во время предреволюционной ситуации 1903-1904 гг. активизировалось либеральное движение, продолжалось создание политических партий в национальных районах.
Наиболее
интенсивно процесс образования
партий развернулся после принятия
Манифеста 17 октября 1905 г., давшего формальное
основание функционированию многопартийной
системы. Тогда же, в октябре 1905, появились
в России и первые буржуазные партии -
"Союз 17 октября" (октябристы) и конституционно-демократическая
(кадеты).
В России возникло и существовало около 100 партий. Типология многопартийной системы включала в себя такие основные типы партий, как:
-
консервативные, выступавшие за
сохранение самодержавной
- консервативные либералы "октябристского типа";
- либералы или конституционные демократы;
- народники;
-
социал-демократы.
Крайне правая из них — партия октябристов, представлявшая обуржуазившихся помещиков и тесно связанную с ними верхушку финансово-монополистической буржуазии. Ведущая партия этого направления – «Союз 17 октября», относившаяся к консервативным либералам, правому флангу российского либерального движения. Название этой партии было взято в честь Манифеста 17 октября 1905 г., общее количество членов насчитывало 75-77 тыс. человек.
По мнению октябристов, вступление России на путь конституционной монархии должно было сложиться в 1907 г.
По социальной природе партия представляла собой союз служилого дворянства и крупной, частично «одворяненной» торгово-промышленной и финансовой буржуазии, поддержки в широких массах города и деревни не имел.
Лидеры партии - А.М. Гучков, М.В. Родзянко, Д.Б. Шипов. Печатные органы – «Голос Москвы», «Слово».
Партийная
программа предусматривала
Из манифеста от 17 октября 1905г.
После
победы Октябрьской революции, в
новой политической обстановке, жизнеспособными
оказались не все буржуазные партии России.
В частности, партия октябристов быстро
утрачивала свое влияние. Откровенный
монархизм, причастность к реакционному
блоку в царских думах делали ее малопригодной
в новой обстановке. Попытка октябристов
продлить свое существование под новой
вывеской — Либеральная республиканская
партия — закончилась провалом.
Сходила на нет и деятельность Прогрессивной партии, опиравшейся преимущественно на московскую крупную буржуазию. Прогрессивная партия или Партия прогрессистов образовалась в 1912 году в результате раскола «Союза 17 октября».
Прогрессивная партия (прогрессисты) - политическая партия России в 1912-1917гг., занимавшая промежуточное положение между октябристами и кадетами. Лидеры партии - А. И. Коновалов, В. П. и П. П. Рябушинские и др. Печатные органы - газеты "Русская молва", "Утро России". В годы 1-й мировой войны входила в число инициаторов создания "Прогрессивного блока".
Фактически партия «прогрессистов» представляла собой думскую фракцию, хотя по замыслу лидеров партия должна была стать крупной деловой партией — партией бизнеса. На политическом спектре прогрессисты были либералами центра.
Прогрессивная партия была преемницей партии мирного обновления 1907-1908гг., что позволило деловой элите соединиться со многими представителями русской интеллигенции. Политические требования партии были умеренны: конституционная монархия, выборное двухпалатное представительство на основе большого имущественного ценза для депутатов, перераспределение прав и полномочий в пользу широких кругов отечественной буржуазии.
В Государственной думе, объединившись с октябристами и кадетами в Прогрессивный блок, прогрессисты толкали правительство по пути ускоренных реформ, реализации гражданских свобод и тем самым намеревались противостоять революции. Партия имела 28 депутатов в III Думе и 48 депутатов в IV Думе.
Стремление
к ограничению членства в партии
лишь буржуазной элитой, а также умеренность
программы, нацеленной на поиск «улучшенных»
форм сожительства крупного капитала
с монархией, лишали прогрессистов широкой
политической поддержки. Не помогло и
перелицевание их партии в Радикально-демократическую.
Только конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты), возникшая в 1905 г., сумела приспособиться к обстановке (лидеры — П.П. Милюков, В.А. Маклаков, В.Д. Набоков и другие). По определению В.И. Ленина, это была «главная партия капиталистов», ставшая в 1917 г. правящей партией буржуазии [1]. Она наиболее походила на буржуазные партии Запада, искусно скрывавшие за ширмой «демократичности» и «народности» свои политические идеи. Партию кадетов охотно пополняли представители буржуазной интеллигенции, капиталисты средней руки, либеральные помещики, городские обыватели. Такая «вседоступность» обеспечила сравнительную многочисленность ее рядов. В 1917 г. в ней насчитывалось 70—80 тыс. человек, а сеть ее организаций охватывала более 70 губерний [2]. Не будучи чисто буржуазной по составу, эта партия была вполне буржуазной по ее идеологии и политике. Идеал кадетов — это очищение от крепостничества, упорядоченное буржуазное общество, в котором под личиной «демократии» сохраняется и совершенствуется весь арсенал средств подавления революционной активности пролетариата и крестьянства. Партия кадетов в февральские дни 1917 г. упорно цеплялась за монархию, а когда та была свергнута народом, стада поневоле республиканской. Лицемерие кадеты возвели в принцип своей политики, т.к. с неподражаемой ловкостью усвоили дух и смысл политиканства.
После октябрьских событий 1917 г. кадетский опыт политического лицемерия и обмана оказался для лагеря контрреволюции как нельзя кстати.
Вокруг кадетов группировались все правые партии, на их сторону переходили помещики, монархисты, черносотенцы. Кадетская партия стала главной политической силой буржуазной контрреволюции в России. Это отразилось и на составе ЦК кадетской партии: среди 66 его членов было 5 князей, барон, графиня, более 10 помещиков, несколько крупнейших промышленников и банкиров и т.д. Таким образом, партия кадетов превратилась в политический штаб всех контрреволюционных сил страны. Поэтому мы и остановимся более подробно именно на характеристике позиции и деятельности кадетской партии после победы Октябрьской революции.
Уже утром 26 октября 1917 г., т.е. на второй день после победы революции, в доме графини Паниной состоялось экстренное заседание кадетского ЦК. Его членам предстояло определить позицию партии в новой, беспрецедентной ситуации. Общее мнение было единодушным: объявить большевикам войну, о чем и сообщалось в листовке, выпущенной 27 октября. В воззвании к населению ЦК кадетской партии, обвинив большевиков в мятеже, призвал всех не признавать нового правительства и выступить против него.
Организующими центрами борьбы против Советской власти стали Комитет спасения родины и революции и Петроградская городская дума. «Городская дума в эти дни, — вспоминал впоследствии член кадетского ЦК В.Д. Набоков, — напоминала собой огромный растревоженный муравейник», ее заседания «были сплошной истерией». Представители кадетской фракции неизменно выступали с резкими клеветническими нападками в адрес большевиков, не давали говорить большевистским делегатам, пытались добиться их удаления из зала, требовали ареста и предания суду не только членов Военно-революционного комитета и других органов Советской власти, но и всех служащих городского самоуправления, согласившихся сотрудничать с большевиками.
Кадетский ЦК принял решение поддерживать тесную связь со всеми очагами военного сопротивления Советской власти. Три его члена — В.Д. Набоков, С.В. Панина и В.А. Оболенский — вошли в состав комитета спасения, готовившего контрреволюционный мятеж. В своих воззваниях и резолюциях ЦК кадетов призвал население Петрограда к полной поддержке Комитета, к вооруженным выступлениям против большевистского правительства.
Комитеты общественного спасения, в которых кадеты играли активную, а часто и доминирующую роль, были созданы во многих городах страны и стали организующими центрами борьбы буржуазии против пролетариата, непосредственными противниками большевистских военно-революционных комитетов. Они возглавили силы контрреволюции в Москве: в Ярославле пытались созвать съезд представителей контрреволюционных организаций дли объединения антисоветских сил Севера и Верхнего Поволжья: организовывали вооруженное сопротивление в Нижнем Новгороде, Тамбове, Саратове, Орле и других городах. Во всех этих акциях кадеты действовали совместно с эсерами и меньшевиками.
В
Самаре кадетско-эсеровско-
Так как кадеты развязали против Советской власти непримиримую борьбу, то и последняя была вынуждена принять ответные меры. 10 ноября 1917 г. был ликвидирован один из главных центров саботажников — Всероссийский комитет спасения родины и революции. Декретом 16 ноября Совет Народных Комиссаров распустил кадетско-эсеровскую Петроградскую думу и на 26 ноября назначил новые выборы.
Все более сближаясь с правомонархическими кругами и офицерской верхушкой, кадеты в первые послеоктябрьские месяцы не отказывались и от сотрудничества с соглашателями (энесами, группой "Единство'), правыми меньшевиками-оборонцами и правыми эсерами). Вместе с тем наличие принципиальных разногласий, мешавших сплочению кадетов с соглашателями, определило стремление партии «народной свободы» к созданию чисто буржуазных центров дня борьбы против Советской власти. Первым таким центром явилась созданная в ноябре 1917 г. московская подпольная организация, известная под названием «девятка» (по числу его членов), в которую входили по три представителя от Совета общественных деятелей Торгово-промышленного союза и кадетской партии. Шесть членов «девятки» (Н.И. Астров. М.М. Федоров, М.В. Челноков, А.А. Червен-Водали, М.В. Сабашников и Н.Н. Щепкин) были активными деятелями кадетской партии. Главная задача этой организации состояла в сплочении контрреволюционных сил, вовлечении буржуазных слоев в активную борьбу против пролетариата.
Образование
«девятки» стало новой вехой
на пути укрепления сотрудничества кадетов
с контрреволюционными
С первых же дней Советской власти кадеты активизировали идеологическую борьбу против нее. Ими отпускались большие средства на издание буржуазно-кадетской прессы: листовок, брошюр, посредством которых контрреволюционный лагерь пытался осуществить идеологическую подготовку военных акций против пролетариата. Кадетская печать была рассадником злобной клеветы на Советскую власть, вела постоянную травлю большевистского правительства, публикуя директивы заговорщикам, адреса мест хранения и продажи оружия.
Кадеты решили использовать против большевиков военные и невоенные, мирные и немирные средства, отдавая предпочтение вооруженной борьбе. Такая тактика была определена 26 ноября 1917 г. на заседании их ЦК. Свои главные условия кадеты сосредоточили прежде всего на организации вооруженных действии против Советской власти. Все их помыслы были устремлены на Дон. где концентрировались военные силы белогвардейщины. Казачество должно было стать ударной силой в планировавшемся вооруженном подавлении революции. Большие надежды кадетское руководство возлагало на офицерские кадры бывшей царской армии.
Информация о работе БУРЖУАЗНЫЕ ПАРТИИ РОССИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ