Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:24, реферат
На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н.э. в евразийских степях была изобретена - бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлургические изделия прочными. Племена населявшие Казахстан в эпоху бронзы, оставили различные археологические памятники, такие как наскальные рисунки, могильники, рудники, поселения. Первые раскопки были проведены в 1913 г. Б.В. Адриановым под селом Андроново, рядом с городом Ачинском, в честь чего данная культура была названа - андроновской.
Бронзовый век. Андроновская культура.
На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н.э. в евразийских степях была изобретена - бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлургические изделия прочными. Племена населявшие Казахстан в эпоху бронзы, оставили различные археологические памятники, такие как наскальные рисунки, могильники, рудники, поселения. Первые раскопки были проведены в 1913 г. Б.В. Адриановым под селом Андроново, рядом с городом Ачинском, в честь чего данная культура была названа - андроновской.
Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза — XVIII-XIV века до нашей эры, средняя — XV-XII века до нашей эры, поздняя — XII — начало VIII века до нашей эры.
Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь было обнаружено и исследовано свыше 30 поселений и более 150 могильников. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний - атасуский, получивший свое название по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний-Бегазы-Дандыбаевский - по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье.
Ранний этап - Нуринский - характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Но встречаются и захоронения, совершаемые по обряду трупоположения . Могильники не большие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые и прямоугольные оградки из каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представляющая собой либо грунтовую прямоугольную яму, либо каменный ящик. Керамика представлена горшками украшенными орнаментом из треугольников, так же были найдены бронзовые круглые зеркала и бусы.
Следующий этап — Атасуйский — характеризуется освоением обширных территорий, в том числе полупустынных районов. Возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствует множество рудных разработок. Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карбие, Ельшибек, Бельасар. Преобладающим способом захоронения становиться трупоположение в скорченном положении на боку.
Поселения имеют своеобразную планировку: жилища располагаются по кругу, их примерная численность от 10 до 80, а в центре находиться загон для скота. При раскопках поселения Атасу, которое имело площадь 15000кв.м. И состояло из 35 землянок и хоз. построек было найдено большое количество бронзовых орудий, оружия и украшений.
Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием Бегазы-Дандыбаевской культуры. Для данной культуры характерно сохранение традиций андроновских традиций с добавлением новых элементов: особого типа нагробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды.
Наряду со скорченным трупоположением встречаются трупоположения вытянутые на спине.
В
это время распространяются наземные
жилища со стенами, сложенными из камня.
В поселении Танибай-Булак
В
Северном и Западном Казахстане открыты
и обследованы многочисленные андроновские
памятники, среди которых широко
известное поселение
В Восточном Казахстане андроновская культура развивалась в тех же направлениях, схожими путями.Были найдены десятки могильников в степных районах Тарбагатая, горных районах Алтая появляются поселения которые, можно считать предшественниками древних городов.
Южный Казахстан и Семиречье освоены и плотно заселены уже в эпоху бронзы. В Семиречье существовал своеобразный вариант андроновской культуры. Именно в Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопления наскальных рисунков в Тамгалы и в Каратау. В низовьях Сырдарьи и Приаралья открыты уникальные памятники эпохи бронзы - Мавзолеи тегискена. Наиболее ранние мавзолеи выстроены из сырцового кирпича, основной планировкой является круг вписанный в квадрат внешних стен.
Большенство андроновских поселений располагалось на берегах маленьких степных рек или ручьев. Рядом с ними были поля и огороды. При раскопках были найдены горшки с остатками каши и просо. Более существенную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. Животные давали пищу, шерсть кожу, кость для поделок. Основной пищей андроновцев было молоко, из которого изготавливали сыр и творог. Мясо было деликатесом, который ели по праздникам и приносили в жертву Богам. Основными животными были овцы коровы и лошади. Андроновцы были прекрасными скотоводами, которые первыми в мире ввели стойловое содержание скота зимой. В морозное время молодняк помещали в отапливаемое жилище, отгораживая специальный отсек. Андроновцы также разводили двугорбых верблюдов - бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках.
Можно говорить о том, что андроновцы в период ранней и средней бронзы были оседлыми, вели смешанное хозяйство, занимались земледелием и придомным скотоводством. При таком виде скотоводства пастбища быстро истощались, что привело к появлению полукочевого скотоводства, когда женщины и дети жили в селе, занимаясь земледелием, а мужчины весной уходили вместе со стадами на дальние пастбища и возвращались весной. По мере перехода к кочевому скотоводству изменялся состав стада, сокращалось количества крупного рогатого скота и увеличивалось число овец и лошадей.
Древние андроновские рудокопы разрабатывали окисленные руды с богатым содержанием меди олово. Разрабатывали рудоносные жилы, рыхлые руды добывали «кайлованием» при помощи отбойников и молотов из камня. В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором на поверхность жилы или в забое, разводили костер, а когда порода нагревалась, поливали её водой, заставляя трескаться, после чего работали молотками и кайлами. Содержащую метал породу вытаскивали на поверхность в кожанных мешках. Использовали так же подкопы под рудное тело, после чего молотами отбивали куски нависшей глыб руды.
Изучая месторождения Казахстана геологи обнаружили, что их разработка велась уже 3 тысячи лет до н.э. Остатки литейных мастерских были обнаружены на поселениях Мало-Красноярска, Алексеевка, Никольское.
В андроновской семье делали все необходимое для жизни: пряли ткали, выделывали кожу , шили одежду, обувь. Нитки для ткани пряли из шерсти животных и пуха. Использовались конопля дикий лён, крапива. Судя по находкам андроновцы носили кожаную обувь без каблуков, а на голове шерстяные и кожаные шапки. Одежду изготавливали из шерстяных тканей, пуговицы делали из костей. Одежда женщины состояла из длинного шерстяного платья с рукавами украшенная бронзовыми бусинами, ткань которого окрашивалась в красный или фиолетовый цвет. Мужчины были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками, также использовались копья с бронзовыми наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы, каменные булавы.
Женщины изготавливали глину, лепили из нее горшки и обжигали на костре. В раннем периоде бронзы сосуды изготавливались баночной формы с плоским дном и украшались геометрическими узорами. В период средней бронзы сосуды отличались большей степенью стандартизации, совершенства: они более тонкостенны, изящны. Сосуды периода поздней бронзы отличались раздутым туловом и округленными очертаниями. Сосуды украшались налепленными шишечками, выпуклинами.
Как было уже написано выше у андроновцев имелось два основных способа захоронения, каждый из которых в большей или меньшей степени преобладал на разных территориях и в разных периодах бронзового века. В одном из случаев применялось трупоположение в скорченном виде. Такая поза объяснялась тем что, что страшась покойника, его связывали веревками в позе сна. Также имеется предположение что покойнику просто пытались предать позу младенца в утробе и для этого использовали веревки. Все погребенные в могилах ориентированны головой на запад или юго-запад. Если предположить о схожести андроновской культуры с древнеиранской то можно предположить, что круглый курган с могилой в центре символизировал мир. Каждой стороной света управлял свой Бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на Бога, ведающего связью с потусторонним миром. Ссоженние трупов археологи связывают с культом огня. Иногда археологи встречают при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Жена сама выбирала оставаться ей живой или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обряд не получил широкого распространения.
Жизнь андроновцев была наполнена многочисленными ритуалами о обрядами посвященными Богам и духам. Строительство дома начиналось с жертвоприношения, в жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а кости и кувшин закапывали на месте будущего жилища. При взведении дома верхнюю балку крыши окропляли кровью животного. Особым почтением пользовался домашний очаг, считавшийся домашней святыней. Разрушение очага было самым страшным поступком.
Религия
а многом определяла развитие искусства.
Казахстан -один из наиболее богатых мест
по числу и разнообразию наскальных рисунков
- петроглифов. Один из наиболее часто
встречаемых образов в наскальном искусстве
андроновцев - дикий бык тур с гнутыми,
вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым
горбом у лопаток,с мощным телом и крепкими
ногами. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый
человек, вокруг которого хоровод из пляшущих
человечков, а также одиночные и парные
танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный
танец. Сам хоровод символизирует солнце,
а движение участников имитирует вращение
светил на небе. Излюбленный сюжет в наскальном
искусстве двугорбый верблюд — бактриан,
так же встречаются рисунки сцен пахоты,
на которых изображены впряженные в плуг
быки, лошади и козлы.