Брежнев Леонид Ильич - биография политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Леонид Брежнев из семьи рабочего. С 1921 работал на Курском маслобойном заводе. Окончил Курский землеустроительный техникум (1927) и Днепродзержинский металлургический институт (1935). Работал заместителем председателя Бисерского райисполкома Свердловской обл. (1929-30), директором металлургического техникума в Днепродзержинске (1936-37). Член КПСС с 1931. В 1935-36 служил в армии. С 1938 заведующий отделом Днепропетровского обкома компартии Украины, с 1939 — секретарь обкома.

Работа содержит 1 файл

Брежнев Леонид Ильич.docx

— 30.24 Кб (Скачать)

Брежнев Леонид Ильич - биография  политика

[6 (19) декабря  1906, село Каменское (ныне г. Днепродзержинск), Украина — 10 ноября 1982, Москва]

Партийная карьера  Леонида Брежнева

Леонид  Брежнев из семьи рабочего. С 1921 работал на Курском маслобойном заводе. Окончил Курский землеустроительный техникум (1927) и Днепродзержинский металлургический институт (1935). Работал заместителем председателя Бисерского райисполкома Свердловской обл. (1929-30), директором металлургического техникума в Днепродзержинске (1936-37). Член КПСС с 1931. В 1935-36 служил в армии. С 1938 заведующий отделом Днепропетровского обкома компартии Украины, с 1939 — секретарь обкома. 
В годы войны 1941-45 Брежнев был заместителем начальника политуправления Южного фронта, с 1943 — начальником политотдела 18-й армии. С 1945 — начальник политуправления 4-го Украинского фронта. Закончил войну в звании генерал-майора (1943). 
В 1946-50 первый секретарь Запорожского, затем Днепропетровского обкомов. С 1950 первый секретарь Молдавии. На 19 съезде партии (1952) по рекомендации Сталина Брежнев был избран секретарем ЦК и кандидатом в члены президиума ЦК партии. В 1953-54 заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота. 
В 1954 по предложению Н. С. Хрущева Брежнев переводится в Казахстан, где сначала работает вторым, а с 1955 —первым секретарем компартии республики. С 1957 член президиума и секретарь ЦК КПСС. Как лицо, пользующееся полным доверием Хрущева, в 1960 он назначается председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Приход  к власти Леонида  Брежнева

В 1964 Брежнев возглавляет заговор против Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (например А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н. А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна). К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии.

Период  застоя при правлении  Леонида Брежнева

Для стиля правления  Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х гг. компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) — область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис. Экономические реформы 1960-х гг. были свернуты, темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко снизились, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав. 
Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата, усилением его произвола. В партийных и советских кругах (прежде всего в ближайшем окружении Брежнева) процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция, очковтирательство. 
Вместе с тем органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР. 
В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными акциями СССР. 
В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 готовилась военная интервенция в Польшу.

Последние годы жизни Леонида  Ильича Брежнева

Будучи крайне тщеславным человеком, Брежнев испытывал неуемную страсть к наградам, почетным титулам и званиям. Он стал четырежды Героем Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981) и Маршалом Советского Союза (1976). Неумеренные славословия в его адрес были зачастую нелепы и смешны, порождали множество анекдотов. Группе известных советских журналистов было поручено написать воспоминания Брежнева («Малая земля», «Возрождение», «Целина»), призванные укрепить его политический авторитет. Включив мемуары генсека во все школьные и вузовские программы и сделав их обязательными для «положительного» обсуждения во всех трудовых коллективах, партийные идеологи добились прямо противоположного результата. 
С середины 1970-х гг. здоровье Брежнева резко ухудшилось, а к началу 1980-х гг. он был уже по существу недееспособен как политик. Его физическую немощность, неспособность руководить страной и адекватно оценивать ситуацию использовали в своих интересах в ходе борьбы за власть влиятельные члены политического руководства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реформы 60 - 70-х  гг

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (с древнейших времен до конца XIX в.)

[ Содержание пособия "ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (с древнейших времен до конца XIX в.)" ]

Развитие капитализма  в Европе к началу XIX века привело  к смене феодально -абсолютистских монархий и появлению новых форм государственного устройства - конституционных монархий, конституционно-парламентских республик. В отличие от западно-европейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ.

Эта необходимость  ярко проявилась в Беларуси. Большинство  ее жителей (74,3%) составляли крестьяне, которые делились на помещичьих, государственных, поезуитских, церковных и монастырских. Попытки помещиков приспособиться к потребностям рынка и повысить доходность хозяйств путем усиления крепостничества привели к упадку крестьянского хозяйства. Проблема увеличения доходности помещичьих имений не разрешалась. Все чаще помещики обращаются к кредиту и закладывают свои имения и крепостных крестьян в залог. В 1859 г. белорусскими помещиками было заложено в кредитных учреждениях около 60% крепостных. В целях увеличения прибыли имений, их доходности, помещики расширяли запашку, увеличивали барщину, которой в 50-е годы было охвачено свыше 90% крепостных. Усиление помещичьего гнета вело к росту крестьянских волнений. В 1858 - 1860 гг. они прошли почти во всех уездах Беларуси. Одиннадцать раз их подавляли военной силой.

Чтобы предотвратить  социально-политический взрыв, правительство  стало на путь реформ. Начать реформы было решено с белорусских и литовских губерний. Учитывалось, что помещичьи хозяйства Беларуси были довольно тесно связаны с рынком и имели опыт применения труда безземельных крестьян. По мнению властей, помещики здесь были более подготовлены к отмене крепостного права, чем в других губерниях России. Брался в расчет и тот факт, что в губерниях, граничащих с Польшей, крестьяне уже пользовались личной свободой. Помещики Беларуси неоднократно высказывались за отмену крепостного права с сохранением земли в своих руках. В сентябре 1857 г. помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний направили в Петербург адреса (ходатайства), в которых выражали желание освободить крестьян, но без земли. В ответ в ноябре был опубликован рескрипт царя на имя Виленского генерал-губернатора В. Назимова, в котором разрешалось в губерниях учредить дворянские комитеты и общую комиссию в Вильно для подготовки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. комитеты, созданные в Минской, Виленской и Гродненской губерниях, высказались за безземельное освобождение крестьян. Проекты безземельного освобождения крестьян правительством были отвергнуты.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест  и «Положения о крестьянах, вышедших  из крепостной зависимости». Крестьяне  получили, хотя не сразу, личную  свободу, их нельзя было продавать,  дарить. Они получили свободу  вступать в брак, вести судебные дела, беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью. В Беларуси реформа проводилась на основе общего и двух местных положений. На Витебскую и Могилевскую губернии распространялось «Положение для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских». В тех губерниях, где господствовало общинное землепользование, размеры предоставляемых крестьянам наделов составляли на душу мужского пола: высший - от 4 до 5,5 десятин, низший - 1/3 высшего. Если размер надела превышал высшую норму, то помещик имел право «отрезать излишек» в свою пользу (отрезки). Сохранялась круговая порука. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях, где не существовало крестьянской общины, а было подворное землепользование, в крестьянское землепользование передавалась та земля, которой они пользовались до 1861 г. согласно инвентарям. В том случае, если у крестьян земли было больше, чем указано в инвентаре, или у помещика оставалось менее 1/3 части удобных для земледелия земель, последний получал право отрезать в свою пользу 1/6 крестьянской земли. Повинности устанавливались на уровне инвентарных норм и выполнялись индивидуально.

Крестьяне получили право выкупать свою усадьбу, а с  согласия помещика и полевой надел. Выкуп крестьянин должен был платить  только за землю. Однако цена на нее  в Беларуси была завышена в 3 - 4 раза. 20% суммы при выкупе платили сами крестьяне, а оставшуюся часть правительство, которую они должны были в течении сорока девяти лет выплатить государству.

Крестьяне не приняли  объявленной им «свободы», отказывались выполнять барщину, самовольно рубили леса, поджигали помещичьи имения. В течение 1861 г. отмечено 379 крестьянских выступлений, в 125 случаях для их усмирения использовалась вооруженная  сила. Восстание 1863 г. вынудило правительство  принять меры, смягчающие социально-политическую напряженность. Указом 1 марта 1863 г. вводился обязательный выкуп крестьянами  своих наделов в Виленской, Гродненской, Минской губерниях. С 1 мая прекращались временно-обязанные отношения, выкупные платежи снижались на 20%. Генерал-губернатор М. Муравьев подписал приказ о наделении  трехдесятинными земельными участками тех, кто утратил землю в 1846 - 1856 гг. Эти меры смягчили последствия реформы в Беларуси. В 1867 г. оброк был заменен на обязательный выкуп земли для государственных крестьян.

Отмена крепостного  права сочеталась с рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический путь развития. В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки. Одной из первых началась военная  реформа. Страна была поделена на военные  округа, срок службы был сокращен до 7-8 лет. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок службы для  лиц, имевших образование, значительно  сокращался. Земская реформа 1864 г. была распространена на территории Беларуси только в 1911 г. и коснулась только Витебской, Минской и Могилевской  губерний. Правительство опасалось  усиления польского влияния в  земских выборных органах. Это стало  причиной отсутствия земств в Виленской  и Гродненской губерниях, где  вес католического населения  был значительным. По этой же причине  с большим опозданием и существенными  отступлениями от статута проводилась  в Беларуси и судебная реформа. Только в 1872 г. были введены мировые суды. Мировые судьи здесь не избирались, а назначались из числа помещиков  министром юстиции. В 1882 г. в западных губерниях были созданы окружные суды и соответствующая прокуратура. Окружные суды Минской, Гродненской  и Виленской губерний были отнесены к Виленской судебной палате. Витебской  губернии - к Петербургской, а Могилевской - к Киевской. В 1889 г. был введен институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления и безо всяких судебных формальностей накладывать на крестьян определенные наказания. В Беларуси (только в Витебской, Могилевской и Минской губерниях) закон о земских начальниках был введен лишь в 1900 г.

Школьная реформа  проводилась в соответствии с  «Положением о начальных народных училищах» и «Статутом гимназий и прогимназий» 1864 г. В основу этих документов был положен принцип  всесословности образования. Расширилась сеть начальных школ. Среднее образование давали классические гимназии и ремесленные училища. Однако контингент учащихся в средней и высшей школе регулировался высокой оплатой за обучение.

В 1875 г, т.е. на пять лет позже, чем в русских губерниях, в Беларуси стала проводиться  реформа городского самоуправления. В ее основу был положен буржуазный принцип всесословности выборных органов управления при соответствующем имущественном цензе. От выборов в городские думы полностью отстранялось большинство населения, не имевшего необходимого имущественного ценза: ремесленники, рабочие, домашняя прислуга. От выборов фактически устранялось еврейское население, составлявшее в Беларуси большую часть городского населения.

Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. в Беларуси проводились  с определенными ограничениями, в отличие от Центральной России. Это проявилось прежде всего в области землевладения и землепользования, что было направлено преимущественно против католиков, евреев и иностранных подданных. По закону 5 марта 1864 г. «лицам польского происхождения» и евреям в западных и юго-западных губерниях было запрещено покупать казенные и частные земельные владения, проданные за долги. Им не разрешалось также приобретать, принимать в залог, управление, аренду земли, купленные на льготных условиях. Они не имели права пользоваться льготами и ссудами. Согласно закону от 10 июля 1864 г. евреи «черты оседлости» вообще были лишены права приобретать земли. Законом от 10 декабря 1865 г. «Лицам польского происхождения» также запрещалось получать в собственность имения. В мае 1882 г. правительство запретило евреям селиться вне городов Беларуси за исключением Могилевской губернии, что привело к искусственному сосредоточению его в городах и местечках. Это способствовало аграрному перенаселению в деревнях.

В результате проведения реформ открылась дорога к замене крепостнических производственных отношений капиталистическими.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Брежнев Леонид Ильич - биография политика