Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 06:05, реферат
Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Семья – это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общественных ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс.
1. Введение……………………………………………………………....2
2.Брачно-семейные отношения в Древнем Вавилоне………………...3
3. Брачно-семейные отношения в Древнем Египте………………......4
4. Брачно-семейные отношения в Древней Индии…………………...6
5. Брачно-семейные отношения в Древнем Китае……………………7
6. Брачно-семейные отношения в Древней Греции…………………..8
7. Брачно-семейные отношения в Древней Спарте…………………...9
8. Брачно-семейные отношения в Древнем Риме…………………….10
9. Брачно-семейные отношения в Древней Руси……………………..12
10. Заключение………………………………………………………….15
11. Список литературы…………………………………………………
Мужчины Спарты были, прежде всего, воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.
Дети
не принадлежали родителям. С семи лет
мальчиков отбирали у родителей и воспитывали
в отрядах (агелах), учили читать и писать,
подолгу молчать и говорить кратко (лаконично).
Они воспитывались в аскетической обстановке:
на год им давалось одно платье, их редко
мыли, кормили скудно, приучая к воровству.
В 16 лет возмужавших юношей подвергали
суровому испытанию на выносливость: жестоко
били палками, но они должны были молчать.
Воспитание заканчивалось криптией –
молодой спартанец должен убить илота
– раба.
8.
Брачно-семейные отношения в
Основным источником семейного права в Древнем Риме были XII таблиц. Семейные отношения по Законам ХП таблиц характеризуются ранее всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.), которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).
Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она-когнатка, кровная родственница, но и только. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели. Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической - не ранее смерти отца. Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования.
Жена так же, как и другие
домочадцы, была во власти «
Законы XII таблиц разрешают наследование
по завещанию, но ограничивают
его рядом условий. Лишая
9.
Брачно-семейные отношения в
Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи являлась христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский.
Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом ("умычка"). В Повести Временных лет этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и некоторым другим племенам. Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест. Автор летописи — монах — негативно, конечно, относился ко всяким языческим обычаям, но даже он не стал утаивать, что "умычка" совершалась по предварительной договоренности жениха и невесты, так что слово "похищение" здесь, в общем-то, не подходит. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении.
В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства.
Крещение, принесло на Русь многие нормы византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Семья находилась под покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права. Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет для женщин.
Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Устав князя Ярослава грозил церковным домом (заточением в монастырь) юной жене, из-за которой мог пошатнуться предшествующий брак мужчины. Последнему предписывалось жить со старой.
Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Стремясь укрепить брачные узы, церковные уставы запрещали скрытые формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые сношения между родственниками и свойственниками. Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами. Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания. Практика же знала и сохранение прежних, языческих форм заключения брака, что осуждалось законом. При совместной добрачной жизни неженатого мужчины и незамужней женщины на мужчину возлагалась обязанность выплаты выкупа и женитьбы на девице.
Перечень поводов к расторжению брака почти целиком был заимствован из византийских законов, но с учетом русских традиций. Итак, брак растрогался, когда:
1) обнаруживалось, что жена слышала от других людей о готовящемся злоумышлении на власть и жизнь князя, а от мужа своего утаила;
2) муж заставал жену с прелюбодеем или это доказывалось показаниями послухов;
3) жена вынашивала замысел отравить мужа зельем или знала о готовящемся другими людьми убийстве мужа, а ему не сказала;
4) жена без разрешения мужа посещала пиры с чужими людьми и оставалась ночевать без мужа;
5) жена посещала днем или ночью (не имело значения) игрища, несмотря на запрещения мужа;
6) жена
давала наводку вору похитить
имущество мужа или сама
что-либо похищала или
Власть
отца была непререкаемой, ему
принадлежало право решать внутрисемейные
споры, наказывать детей. Достаточно
мягко относится закон к внебрачным детям.
Церковный Устав Ярослава, конечно, наказывает
девушку, которая, живя в доме отца
и матери, рожала добрачного ребенка.
Наказывает Устав и жену, родившую
внебрачного ребенка. Однако осуждается
и оставление незамужней девушкой младенца
или избавление от плода. Основная мысль
законодателя ясна: дети должны рождаться
в браке, но если уж незамужняя зачала,
то должна дать жизнь младенцу.
10.
Заключение
Брак всегда был тесно связан как с собственностью, так и религией. Собственность делала брак прочным, религия – нравственным.
Брак
в древности представлял собой
вклад средств, экономическую сделку.
Он в большей степени основывался
на деловых отношениях. Древние вступали
в брак ради благополучия группы; наличие
жены считалось знаком отличия, поэтому
их браки планировались и устраивались
группой – родителями и старейшинами.
И то, что нравы, регулирующие отношения
собственности действительно укрепляли
институт брака, подтверждается большой
прочностью брака у древних цивилизаций,
чем у многих современных народов.
11. Список
литературы