Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:36, доклад
Франкская семья по Салической Правде была относительно многочисленной по своему составу: помимо нисходящих родственников в нее включались и родственники по боковой линии вместе с их женами и детьми. Патриархальный характер франкской семьи подразумевал наличие значительной власти отца в семье, однако эта власть по сравнению с Древним Римом не была такой сильной.
Франкское государство, первое
крупное политическое
Важнейшим источником права в франкский монархии были так называемые варварские правды — записи обычного права варварских племен. Из всех "варварских правд" особую ценность для историко-правовой науки представляет Салическая Правда.
Франкская семья по Салической Правде
была относительно многочисленной
по своему составу: помимо нисходящих
родственников в нее включались и родственники
по боковой линии вместе с их женами и
детьми. Патриархальный характер франкской
семьи подразумевал наличие значительной
власти отца в семье, однако эта власть
по сравнению с Древним Римом не была такой
сильной. Она больше напоминала опеку
отца над членами своей семьи, но при этом
данная опека была пожизненной для жены
и дочерей, а на сына она распространялась
только до достижения последним 12-летнего
возраста.
Уже ушли в прошлое
древние обычаи установления брака путем
покупки жены, а тем более путем ее похищения
(умыкания). В Салической правде вместо
выкупной платы фигурирует т. н. «утренний
дар» (компенсация за лишение невесты
невинности) в форме вещей или денег. Условия
заключения брака- согласие родителей
и отсутствие близкого родства (либо свойства).
Обязательным условием вступления в брак
являлся сговор между главами семей жениха
и невесты. Если брак был «неправильным»,
он объявлялся недействительным, а дети,
рожденные в этом браке, признавались
незаконнорожденными.
Постепенное проникновение
государственного уклада в общинный
быт франков зафиксировано
Так, в соответствии
с 1-м капитулярием к Салической правде,
женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась
вне закона, ее имущество подлежало конфискации,
а сама она могла быть безнаказанно убита
своими родственниками. Раба, вступившего
в брак со свободной женщиной, подвергали
мучительной казни через колесование.
Простое сожительство свободного с рабыней
наказывалось штрафом в 15 солидов.
Во Франкском
королевстве предусматривались
значительные штрафы за похищение женщины,
за сожительство с замужней женщиной (45
солидов), за увод чужой невесты (15 солидов
в пользу обманутого жениха) или жены (200
солидов в пользу пострадавшего мужа).
Королевский раб или лит, похитившие свободную
женщину с целью вступления с ней в брак,
наказывались смертной казнью.
Вдова не имела
права повторно выйти замуж, хотя она
и не находилась под опекой со стороны
старших мужских родичей : разрешение
на этот брак следовало получить через
суд при условии выплаты определенной
суммы (reipus) родственникам умершего мужа;
в противном случае ее новый муж мог быть
оштрафован на 63 солида.
Имуществом, полученным
от мужа в качестве «утреннего дара», а
также приданым женщина могла пользоваться
при жизни по своему усмотрению. После
ее смерти это имущество шло детям, поэтому
продать или подарить приданое женщина
не могла. В случае повторного брака часть
приданого передавалась родственникам
первого мужа, а при их отсутствии — казне.
В Салической правде не было упоминания о разводе. Однако существуют мнения, что они все-таки существовали , поскольку такая практика соответствовала древним правовым обычаям германских племен. Капитулярий Пипина Короткого (744 г.), подтвержденный Карлом Великим (789 г.), устанавливал нерасторжимость церковного брака, поскольку такой брак относился к разряду религиозных таинств. К началу IX в. была установлена обязательность заключения брака путем религиозного обряда.
Информация о работе Брачно-семейные отношения Франкского Королевства