Брачно-семейные отношения Франкского Королевства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:36, доклад

Описание работы

Франкская семья по Салической Правде была относительно многочисленной по своему составу: помимо нисходящих родственников в нее включались и родственники по боковой линии вместе с их женами и детьми. Патриархальный характер франкской семьи подразумевал наличие значительной власти отца в семье, однако эта власть по сравнению с Древним Римом не была такой сильной.

Работа содержит 1 файл

Брачно-сем. отношения ФК.docx

— 15.03 Кб (Скачать)

                                 Семейное право Франкского Королевства .

          Франкское государство, первое  крупное политическое объединение  в Европе раннего средневековья;  существовало в конце 5 – середине 9 вв. В период наибольшего расширения  охватывало всю Западную и  часть Центральной Европы.

         Важнейшим источником права в франкский монархии были так называемые варварские правды — записи обычного права варварских племен. Из всех "варварских правд" особую ценность для историко-правовой науки представляет Салическая Правда.

        Франкская семья по Салической Правде была относительно многочисленной  по своему составу: помимо нисходящих родственников в нее включались и родственники по боковой линии вместе с их женами и детьми. Патриархальный характер франкской семьи подразумевал наличие значительной власти отца в семье, однако эта власть по сравнению с Древним Римом не была такой сильной. Она больше напоминала опеку отца над членами своей семьи, но при этом  данная опека была пожизненной для жены и дочерей, а на сына она распространялась только до достижения последним 12-летнего возраста. 

Уже ушли в прошлое  древние обычаи установления брака путем покупки жены, а тем более путем ее похищения (умыкания). В Салической правде вместо выкупной платы фигурирует т. н. «утренний дар» (компенсация за лишение невесты невинности) в форме вещей или денег. Условия заключения брака- согласие родителей и отсутствие близкого родства (либо свойства). Обязательным условием вступления в брак  являлся сговор между главами семей жениха и невесты. Если брак был «неправильным», он объявлялся недействительным, а дети, рожденные в этом браке, признавались незаконнорожденными. 

Постепенное проникновение  государственного уклада в общинный быт франков зафиксировано Салическим законом применительно к статусу  отдельных категорий населения. Наряду с вполне свободными и полноправными  франками, в равной мере отвечающими  за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники — антрустионы (новая знать) — обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. В самом низу условной социальной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуществу в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами или рабынями были или наказуемыми, или вели к потере собственного статуса.

Так, в соответствии с 1-м капитулярием к Салической правде, женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество подлежало конфискации, а сама она могла быть безнаказанно убита своими родственниками. Раба, вступившего в брак со свободной женщиной, подвергали мучительной казни через колесование. Простое сожительство свободного с рабыней наказывалось штрафом в 15 солидов. 

Во Франкском  королевстве предусматривались  значительные штрафы за похищение женщины, за сожительство с замужней женщиной (45 солидов), за увод чужой невесты (15 солидов в пользу обманутого жениха) или жены (200 солидов в пользу пострадавшего мужа). Королевский раб или лит, похитившие свободную женщину с целью вступления с ней в брак, наказывались смертной казнью. 

Вдова не имела  права  повторно выйти замуж, хотя она и не находилась под опекой со стороны старших мужских родичей : разрешение на этот брак следовало получить через суд при условии выплаты определенной суммы (reipus) родственникам умершего мужа; в противном случае ее новый муж мог быть оштрафован на 63 солида. 

Имуществом, полученным от мужа в качестве «утреннего дара», а также приданым женщина могла пользоваться при жизни по своему усмотрению. После ее смерти это имущество шло детям, поэтому продать или подарить приданое женщина не могла. В случае повторного брака часть приданого передавалась родственникам первого мужа, а при их отсутствии — казне. 

В Салической правде не было упоминания о разводе. Однако существуют мнения, что они все-таки существовали , поскольку такая практика соответствовала древним правовым обычаям германских племен. Капитулярий Пипина Короткого (744 г.), подтвержденный Карлом Великим (789 г.), устанавливал нерасторжимость церковного брака, поскольку такой брак относился к разряду религиозных таинств. К началу IX в. была установлена обязательность заключения брака путем религиозного обряда.

Информация о работе Брачно-семейные отношения Франкского Королевства