Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:17, реферат
Данная работа анализирует причины преследования ведьм на Западе, фак¬торы, повлиявшие на формирование беспрецедентной по своим масштабам и бессмысленной по своей жестокости борьбы с ведьмами в Западной и Цен¬тральной Европе.
В задачи реферата входит рассмотрение эпохи раннего Средневековья, а в особенности процесса возникновения и действия института инквизиции.
Введение............................................................................
1 Истоки борьбы с ведовством...........................................
2 Система инквизиции
2.1 Судьи............................................................................
2.2 Обвинение.....................................................................
2.3 Следствие......................................................................
2.4 Допрос и приговор.........................................................
Заключение.........................................................................
Список литературы.............................................................
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
на тему: Борьба с ведовством в средневековой Европе
Введение.................
1 Истоки борьбы с ведовством....................
2 Система инквизиции
2.1 Судьи.........................
2.2 Обвинение.....................
2.3 Следствие.....................
2.4 Допрос и приговор......................
Заключение...............
Список литературы....................
Массовая охота на ведьм, распространившаяся в Западной и Центральной Европе в XV-XVII вв., давно привлекает внимание исследователей. Сейчас, в связи с возрастающим у историков интересом к социальной психологии и мировоззрению простого человека, эта проблема становится особенно актуальной.
При объяснении сложных феноменов массовой психической жизни прошлого историки стоят перед трудностями, которые подчас кажутся непреодолимыми. Одна из трудностей состоит в том, что подъем демонологии и демономании приходится на период позднего Возрождения, барокко и начало Просвещения. Естественно возникает вопрос: как сочетались культурные явления, радикально обновившие духовную жизнь Европы, с предельным обострением суеверий и мракобесия?
Данная работа анализирует прич
В задачи реферата входит рассмотрение эпохи раннего Средневековья, а в особенности процесса возникновения и действия института инквизиции.
Эпоха Средневековья была проникнута своеобразным сочетанием христианских учений о едином Боге с языческим пантеизмом. Именно с этими вкраплениями язычества и вела борьбу католическая церковь. Вопросы веры, вопросы о Боге, об источнике грехов и пороков, о путях спасения души были самыми важными в духовной жизни людей того времени. Бог присутствовал в повседневной жизни, во всех делах человека, в конце концов, став частью реальной жизни, но все же достаточно абстрактной и далекой для него. Зло в христианском мире было чинимо сатаной - противником и самым страшным врагом Бога, искушавшим и вводившим во грех людей.
В представлении средневекового человека у сатаны была целая армия, в которую входили все вероотступники. Наравне с падшими ангелами армию дьявола составляли языческие божества, превратившиеся в процессе развития христианства в презренных и коварных демонов. Греко-римские божества, как и слово «даймон», некогда обозначавшее «божество», были низведены торжествовавшим христианством с божественного пьедестала и низринуты в пучину дьявольской преисподней.
Будучи всезнайкой и всесторонним искусником, обладающий ключами от всех замков и тайнами от всех ремесел, дьявол все свое внимание и все свои необыкновенные способности сосредотачивает на том, чтобы как можно больше вредить человечеству, как можно глубже подорвать власть бога над людьми и подчинить их своей сатанинской воле. Нравственное зло имеет своим источником дьявола и его помощников: они насаждают язычество и заставляют язычников смотреть на них как на божество. Они враги христианской веры, толкают людей на ереси и язычество. Дьявол является созидателем всякого церковного раскола и ереси.
Собор 306 г. в Эльвире самым суровым образом осудил колдовство ввиду того, что оно возможно лишь в силу возврата человека к идолопоклонничеству.
Еще в VIII в. светское законодательство проводит резкую грань между «колдовством» и «языческим безумием». Колдун - реальность, он несет с собой реальный вред ближнему и подлежит как вредитель суровому наказанию; разнообразные действия, которыми наделялись некоторые женщины (способность летать, пить кровь у живых людей) признавались бредом одураченных дьяволом отдельных безумцев, которые за насилие над мнимыми преступниками сами подлежали ответу перед законом.
До IX в. светское законодательство упорно ставило ударение на вреде, учиняемом колдунами, и в меру этого вреда устанавливало для колдунов то или иное наказание. С момента же ослабления светской власти и усиления церковной начинается выпячивание религиозного характера преступления колдуна. Его ждет наказание не только за то, что он учинил ущерб людям, но и за то, что он совершил богохульство, впал во власть демона, преклонился перед силой языческого начала; и степень наказания, определяемая светским судом, соответствовала все более и более величине греха, а не преступления: убийство, совершенное без специфической примеси колдовства, могло быть наказано менее сурово, чем гадание или заговаривание, в которых ярко сказывались элементы дьявольского наваждения. Это имело роковые последствия.
Церковь не только все более и более стала выпячивать греховный характер колдовского преступления, но и санкционировала, расширяла и углубляла народное безумие, связанное с представлениями о летающих стригах (женщинах, летающих по ночам), пожиравших живых людей вампирах и живших половой жизнью с дьяволом женщинах, которые могли оборачиваться в самых разно-образных животных. Рассуждая подобным образом, церковь сделала шаг в сторону народного безумия и усвоила его наиболее характерные черты.
Народная фантазия обогащается «учеными» измышлениями, схоластическими ухищрениями и языческой мифологией. Богословская мысль питается народными суевериями и, в свою очередь, сеет в народе фанатизм, безумие и ужас. Монахи изощряли все свои способности, чтобы изобразить самый фантастический подвиг ставшего героем целой эпохи дьявола.
Ученый характер литературы о проделках дьявола исключал возможность колебаний насчет реальности существования демонов со стороны необразованной массы, которая все более и более охватывалась паникой перед грозной и таинственной силой нечистого. Эта паника ввергала многих в тяжелые формы психических болезней, и люди верили в то, что они действительно околдованы злым духом, и в то, что они, благодаря дьявольскому содействию, могут околдовать других и превратить их в орудие своей воли.
Всякое новшество, всякая смелая мысль, все, что уклонялось даже в очень незначительной степени от привычного мышления и повседневной жизни, вызывало представление о вмешательстве дьявола, о его персте.
Церковь, всячески распространяя бредни о дьяволе, запуталась в собственных противоречиях и сама начала бояться дьявольского наваждения. Созданный церковью дьявол ее же стараниями принял всеобъемлющий характер и всепроникающий образ, и теперь для борьбы с ним требовалась неимоверная энергия, необычайное напряжение. Мечом и огнем должен быть уничтожен враг рода человеческого.
Теперь речь пойдет об инквизиции, феномене до сих пор недостаточно изученном.
Что же все-таки представляет собой инквизиция? Учрежденный папой Григорием IX между 1231-1233 гг. особый суд, возглавляемый монахами-доминиканцами, наделенный полномочиями разбираться с очень специфической сферой преступлений - преступлениями против веры - был фактически создан для более эффективной борьбы с ересью. Инквизиция, как любой институт, имела свой чиновничий аппарат, с помощью которого инквизиторы вели суд, свою армию доносчиков, «поставлявших» все новых и новых еретиков за приличное вознаграждение, своих советников, присутствовавших при допросе. Роль советников на допросе была чистой формальностью, поскольку решающее слово оставалось за инквизитором, который к тому же имел право и не прислушиваться к мнению советника. На допросе также должен был присутствовать епископ.
Еретики по существовавшей классификации делились на условных, объявленных и заведомых в зависимости от степени тяжести подозрения.
Постепенно мысль о тесной связи между колдовством и ересью начинает проникать в церковную среду, и все настойчиво выдвигают необходимость включить колдовство в сферу деятельности инквизиции и отождествить колдунов с еретиками, в частности с катарами и вальденцами, представляющими серьезную опасность католической церкви.
Уже в первой половине XIII в. против катаров и вальденцев, жестоко преследуемых и потому, естественно, совершающих свои религиозные обряды тайком, по ночам, в подполье, было выдвинуто обвинение в устройстве «синагоги сатаны». Так как катары представляли собой еретиков, то и колдуны не могут не быть еретиками, подлежащим ведению инквизиции. Сближение колдунов с катарами, сделанное церковниками в интересах распространения на первых жестоких норм инквизиционного судопроизводства, вело к тому, что из индивидуального преступления колдовство превратилось как бы в коллективное, и возникла мысль о колдовской секте, члены которой, собравшись группой, совершают общий акт поклонения дьяволу. Разумеется, групповое, сектантское преступление приобретает в глазах церкви более тяжкую форму, чем индивидуальное, и с конца XIII в. каждый разоблаченный колдун влечет за собой розыски его сообщников. Начинаются массовые казни и открытие целых гнезд колдунов.
Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Им назначались инквизиторы и ему одному подчинялись.
Деятельностью инквизиторов руководили различные учреждения папской курии. С возникновением протестантской ереси папство создало в системе курии учреждение, которое возглавило борьбу с ересью во вселенском масштабе. Такое учреждение было создано в 1542 г. папой Павлом III под названием священной конгрегации римской и вселенской инквизиции.
Инквизиторов поставляли главным образом 2 монашеских ордена – доминиканцы и францисканцы, но среди них имелись представители и других монашеских орденов, священники, а иногда и люди, не имевшие духовного сана. Климент V (1305-1314) установил минимальный возраст инквизиторов в 40 лет, но бывали и моложе.
Инквизиторы были наделены неограниченными правами. Никто, кроме папы, не мог отлучить их от церкви за преступления по службе, и даже папский легат не смел отстранить их хотя бы временно от должности без особого на то на то разрешения папского престола. Инквизиторы сменялись со сменой пап.
С разрешения и в присутствии епископа производились пытки, выносились приговоры. Иногда монашеский орден выделял в распоряжение инквизиторов помощников, выступавших в роли их заместителей. Инквизитор также имел право назначать в другие города своего округа уполномоченных - «комиссариев», или викариев, которые вели слежку и осуществляли аресты подозреваемых в ереси лиц, допрашивали, пытали и даже выносили им приговоры.
В XIV веке в помощь инквизиторам стали назначаться эксперты-юристы (квалификаторы). Они формулировали обвинение и приговор таким образом, чтобы те не противоречили гражданскому законодательству. Квалификаторы были лишены возможности ознакомиться с делом подсудимого, им давалось только краткое резюме показаний его и свидетелей, часто без имен. Они определяли, являются ли высказывания обвиняемых еретическими или могут привести к ереси.
Также в систему инквизиции были введены нотариус и понятые. Нотариус скреплял своей подписью показания обвиняемых и свидетелей, что делали и понятые, присутствующие на допросах. Нотариус, как правило, принадлежал к духовному званию. Понятыми чаще всего выступали монахи из доминиканского ордена, в ведении которых находилась инквизиция.
Другими важными чинами в аппарате инквизиции были прокурор, врач и палач. Прокурор выступал в роли обвинителя. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался «преждевременно» под пыткой.
Существовал и подсобный аппарат инквизиции, состоящий из тайных доносчиков, тюремщиков, слуг. В их задачу входило уговаривать осужденных публично покаяться, исповедоваться, примириться с церковью. Такие служители могли носить оружие и были неподсудны светскому и духовным судам. Они сопровождали осужденных на костер, помогали его зажечь, подбрасывали хворост. Подобная «честь» оказывалась только особо достойным и заслуженным прихожанам.
Инквизиция считалась высшим органом государства, ей были обязаны повиноваться все духовные и светские власти. Любое промедление в исполнении приказов инквизиции или сопротивление её деятельности могло привести виновника на костер.
После массовых казней альбигойцев и расправ над последователями еретических учений на севере Франции и Италии и на землях Священной Римской империи еретики вынуждены были скрывать свои подлинные убеждения. Это осложнило работу инквизиторов. Однако вскоре был найден выход из данной ситуации. Теперь основанием для привлечения к ответственности служило обвинение одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи еретикам.
Инквизитор, направленный в определенную область, извещал местного епископа о дне своего прибытия. В этом извещении он просил назначить торжественное богослужение, на которое было необходимо собрать прихожан, обещая им за присутствие индульгенции. На этом богослужении местный епископ представлял населению инквизитора, а последний обращался к верующим с проповедью, в которой объяснял цель своей миссии и требовал, чтобы в течение 6 и 10 дней дней все, кому было что-либо известно о еретиках, донесли бы ему об этом. За утайку сведений об еретиках, за нежелание сотрудничать с инквизицией верующий автоматически отлучался от церкви; снять такое отлучение имел право только инквизитор. Тот, кто откликался в установленный срок на призыв, получал награду в виде индульгенции на три года. Инквизиторы предпочитали лично получать от доносчиков информацию, обещая держать в тайне его имя.
Приходские священники и монахи в свою очередь были обязаны доносить инквизиции о всех подозреваемых в ереси. То же должны были делать и светские власти.
Инквизиция делила доносчиков на две категории: на тех, кто выдвигал конкретные обвинения в ереси, и тех, кто указывал на подозреваемых в ереси. Первые были обязаны доказать обвинение, в противном случае им угрожало наказание; вторым это не угрожало. Отказ доносчика пользу обвиняемого от своих показаний не принимался во внимание.
Хотя доносчиками, как и обвиняемыми, могли стать юноши с 14 лет и девушки с 12 лет, в действительности принимались показания и малолетних, которые тоже могли быть обвинены в ереси. К ответственности могла быть привлечена беременная женщина, старуха.
Несоответствие художественных, философских, политических и других произведений принципам католической ортодоксальности служило основанием для привлечения их авторов к ответственности.
Инквизитор в своем обращении-проведи объявлял для вероотступников «срок милосердия», который длился от 15 до 30 дней. Если в течение этого периода еретик сам добровольно являлся в инквизицию, отрекался от ереси в пользу католической церкви и выдавал своих сообщников, то он мог спасти свою жизнь.
Основанием для начала следствия служил донос или показания подследственного, выдвинутые против третьего лица. Инквизитор на основе такого документа начинал предварительное следствие, вызывая на допрос свидетелей, могущих подтвердить обвинение, собирал дополнительные сведения о преступной деятельности подозреваемого и о его высказываниях, направлял запросы в другие инквизиционные трибуналы на предмет выявления дополнительных улик. Затем собранный материал передавался квалификаторам, которые решали, следует ли предъявить подозреваемому обвинение в ереси. Получив положительное мнение квалификатора, инквизитор отдавал приказ об аресте подозреваемого. В Испании на арест «влиятельных лиц» требовалось предварительное согласие Верховного совета инквизиции.
Арестованного помещали в секретную тюрьму, где он содержался в полной изоляции от внешнего мира. Смерть обвиняемого не приостанавливала следствия, так же как и его умопомешательство.
Подозрение, т. е. не доказанное ничем обвинение в ереси, основанное на догадках, предположениях, косвенных уликах, служило достаточным основанием для ареста.
Донос (самообвинение) служил для инквизиторов доказательством виновности обвиняемого. Целью следствия было не проверка доноса, а добыча признания обвиняемого, его раскаяния и примирения с церковью.
Против обвиняемого принимались свидетельства тайных осведомителей (уголовники), его жены, детей, братьев, сестер, отца, матери и прочих родственников, а также слуг. Однако их показания в пользу обвиняемого не учитывались.
Показания разоблаченных еретиков, отлученных, сообщников обвиняемого учитывались только в том случае, если они подтверждали обвинение.
Имена доносчиков и свидетелей держались в тайне от подсудимых и их защитников, если таковые имелись. Если им и сообщались данные обвинения, то в измененной форме, не позволявшей установить подлинного имени свидетеля или доносчика.
Очные ставки свидетелей обвинения с арестованными были запрещены. Единственной причиной для отвода свидетелей считалась личная вражда. Для этого перед началом следствия обвиняемому предлагали составить список его личных врагов, которые могли бы из соображений мести дать против него ложные показания. Если среди названных имен значилось имя доносчика или свидетеля, то их показания теряли силу. Однако арестованному инквизиторы не сообщали, утеряли ли в результате его отвода силу показания доносчиков и свидетелей. Однако обвиняемый должен был доказать, что доносчик действительно находился с ним в отношениях смертельной вражды. В роли судей, решавших, была ли между ними такого рода вражда, выступали те же инквизиторы.
Свидетель давал клятвенное обещание, что будет хранить свои отношения с инквизицией в строгой тайне. Инквизиторы при желании могли подвергнуть его пытке. Строптивого свидетеля инквизиция могла обвинить в лжесвидетельстве и осудить на тюремное и даже пожизненное заключение или на ношение на одежде позорящих знаков в виде длинных кусков красного сукна в форме языков, нашивавшихся на спину и грудь.
Никаких ограничительных сроков для проведения следствия не существовало. Инквизиторы могли при желании держать обвиняемого в тюрьме до вынесения приговора всю жизнь. Арестованный сам оплачивал свое пребывание в тюрьме из своих средств, секвестер на которые накладывался инквизицией при его аресте.
Любой допрос начинался с того, что обвиняемого заставляли под присягой дать обязательство повиноваться церкви и правдиво отвечать на вопросы инквизиторов, выдать все, что знает о еретиках и ереси, и выполнить любое наложенное на него наказание. После такой присяги любой ответ обвиняемого, не удовлетворивший инквизитора, давал повод последнему обвинить арестованного в лжесвидетельстве, в отступничестве, в ереси.
Умение вести допрос считалось главным достоинством инквизитора. Со временем возникла необходимость в детальных инструкциях или руководствах («вадемекумы») для инквизиторов, в которых суммировался инквизиционный опыт и приводились варианты допросов.
Иногда для убеждения обвиняемого дать требуемые показания к нему в камеру подсаживались специально натренированные для этого провокаторы. Если это не давало результатов, то с этой же целью использовали жену и детей. У инквизиторов было множество и других способов для того, чтобы сломить волю обвиняемого.
Когда инквизиторы приходили к заключению, что уговорами, угрозами, хитростью невозможно сломить обвиняемого, они прибегали к пыткам, которые были узаконены папой Иннокентием IV.
Если проводить пытку повторно запрещалось, то ее можно было растягивать. Палач тщательно осматривал тело ведьмы в поисках «ведовской печати», за которую сходило любое родимое пятно, любое пятнышко на коже. Наличие «ведовской печати» считалось железным доказательством виновности. Палач начинал свой «богоугодный» труд с умеренных - «человеческих» - пыток, переходя по мере надобности к более рафинированным, утонченным, бесчеловечным. Наиболее часто практиковавшееся пыточное средство - связывание рук обвиняемого за спиной и подвешивание за руки; к ногам привешивали груз, вес которого в случае запирательства увеличивали. Применялись и иные виды пыток.
Наряду с пыткой, которая должна была заставить жертву процесса признаться в связи с дьяволом, применялись и другие процедуры установления ее ведьмовской природы. Например, применялось «испытание слезами», заключавшееся в том, что обвиняемая читала отрывок из Библии, и если она не плакала, то считалась виновной. Подсудимую взвешивали на весах, так как вера в способность ведьм летать предполагала наличие у них меньшего веса, чем у честных людей. Весьма распространено было испытание водой: связанную по рукам и ногам женщину бросали в воду, и если она не тонула, то это означало, что чистая стихия не принимает ведьму. Наконец, существовали «специалисты», которые якобы могли отделить ведьм от остальных по внешнему виду.
Существовало и обоснование необходимости прибегнуть к пытке над предполагаемой ведьмой. Обратим внимание на то, что упорное отрицание обвиняемой ее связи с дьяволом только усиливало подозрения судей, мало этого, служило в их глазах доказательством существования подобной связи, и пытка возобновлялась и усиливалась. Дело в том, что лицо, которое подозревали в сношениях с нечистой силой, рассматривалось как одержимое ею, следовательно, возникала необходимость изгнать вселившихся в него бесов, применяя самые жестокие меры. Пытка направлена, собственно не против обвиняемой, а против засевшего в ней беса. Истязающие «ведьму» судьи, мнят себя ее защитниками и прилагают усилия к тому, чтобы спасти ее из лап Сатаны. Пока он обитает в человеческой оболочке, он препятствует своей жертве сделать нужные судьям признания.
Если у мужчин, обвиненных в колдовстве, были ничтожные шансы на спасение, то у женщин таких шансов вовсе не было. Женщину, «сосуд нечестивый», «врата адовы», считали более падкой на всякого рода соблазны, поэтому более открытой дьявольским искушениям. Обвиненную в колдовстве женщину, попавшую в адскую машину инквизиции, никто и ничто не могло спасти. Разница в казни заключалась лишь в том, что раскаявшуюся и давшую показания ведьму сперва обезглавливали или душили, а потом сжигали, а «упорствующую» просто сжигали живьем или предварительно калечили. При казни присутствовало огромное количество народа.
Информация о работе Борьба с ведовством в средневековой Европе