Борьба русских земель со шведской и немецкой агрессией в XIII в. Александр Невский

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Удивительна психология человека – в одном из нас могут сочетаться такие качества, как искренняя чистая любовь к своим детям и друзьям и совершенно дичайшее стремление к обогащению за счет других, убийству и истязательствам. Мировая история доносит до нас тысячи примеров, когда народы, под предводительством умнейших, образованнейших своих представителях расширяют свои владения, набивают казну и просто свои карманы за счет соседних племен, народов, городов и государств.

Содержание

Введение ……………………………………….……….……..………. 3


Общественно-политическая обстановка

в русских землях на начало XIII века…………….…….….………. 4


В Прибалтике………………………………………...…….….………. 5


Александр Невский ……………………………………….…………. 11


Немецко-датско-шведско католическая агрессия на Русь……. 13


Невская битва……………...…………………….………..….………. 14


Ледовое побоище..……………………………………………………. 16


Александр - великий князь..…………………………………………. 18


Заключение..……………………………………………….……….…. 19


Список использованной литературы …………………….…….….

Работа содержит 1 файл

Борьба руских земель со шведской и немецкой агрессией в XIII в Александр Невский.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

На тему: «Борьба русских земель со шведской и немецкой агрессией в XIII в. Александр Невский»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент 1 курса: Митрохин ПН

Работу проверил (ф.и.о.)_____________________________________

оценка ________ подпись____________ дата проверки ____________ 

Екатеринбург 2011

Оглавление: 
 
 
 
 
 

Введение ……………………………………….……….……..………. 3 

Общественно-политическая обстановка

в русских землях на начало XIII века…………….…….….………. 4 

В Прибалтике………………………………………...…….….………. 5 

Александр Невский ……………………………………….…………. 11 

Немецко-датско-шведско католическая агрессия на Русь……. 13 

Невская битва……………...…………………….………..….………. 14 

Ледовое побоище..……………………………………………………. 16 

Александр - великий князь..…………………………………………. 18 

Заключение..……………………………………………….……….…. 19 

Список использованной литературы …………………….…….…. 21 
 
 
 

Введение. 

      Удивительна психология человека – в одном из нас могут сочетаться такие качества, как искренняя чистая любовь к своим детям и друзьям и совершенно дичайшее стремление к обогащению  за счет других, убийству и истязательствам. Мировая история доносит до нас тысячи примеров, когда народы, под предводительством умнейших, образованнейших своих представителях расширяют свои владения, набивают казну и просто свои карманы за счет соседних племен, народов, городов и государств. Совершенно ужасными кажутся расширение территории за счет убийств тысяч людей, насилия и присвоения чужого, добытого потом и кровью имущества. Еще более ужасными эти преступления становятся, когда делаются они под знаменами христианства, учащего единственно любви, покорности и смирению.   Насколько циничными проявляются сквозь века деяния папской римско-католической церкви, и в свете того, сколько ужаса принесло действия этого христианского института в средние века, стоило не только выслушать их сухие извинения, а и приравнять действия этой церкви к величайшим преступлениям против человечества, а папскую церковь к преступникам. Этого ли хотел бы видеть Иисус, чтобы европейцы превратили вполне мирную еврейскую религию в карательный инструмент средневековых политиканов? Крестовые походы, крещение Америки, инквизиция, гонение ученых, охота на ведьм, подчинение независимых народов, борьба за власть и бесконечные войны, - вот небольшой набор «черных» пятен в истории человечества, «черных» страниц в истории христианства. Мы же рассмотрим небольшой отрезок европейской истории, в частности борьбу русских княжеств со шведской и немецкой агрессией в 13 веке, где оказала большое влияние и римско-католическая церковь.   
 

     Общественно-политическая обстановка в русских землях на начало XIII века. 

     В средние  века на русский народ выпало столько испытаний, что  удивительным становится сам факт его существования, и только невероятное упорство, сила духа и действия отдельных великих личностей подарило нам счастие ощущать нас значимой частью современной мировой истории.

     Хотелось бы отметить, что в 13 веке русские княжества хотя формально и считались Киевской Русью, представляли из себя раздробленные феодальные земли, связанные друг с другом политическими и экономическими связями, как отдельные государства, управляемые разными ветвями Рюриковичей.  Сами княжества неоднократно дробились на более мелкие, что не способствовало укреплению Руси с военной точки зрения. Ироничная пословица современников: «В  Ростовской земле - князь  в каждом  селе».1 Процесс объединения начался только через два столетия. 

     Огромное влияние на Русское государство оказало появление на политическом небосклоне Чингисхана. Этот хан изменил историю России, пройдя с громадной армией по территории проживания русских народов, он превратил эти земли в пепелище. Его приемник и внук, хан Батый, через несколько лет повторно вторгся в Русь. С 1237 по 1240 годы он опустошил практически все области, не затронув только некоторые северные территории, например Новгород и  Псков. Наше государство, если так можно выразиться, оказалось на грани выживания. В городах, после захвата, не оставалось живых людей, дома в деревнях сжигались, скот уводился, Киев был в руинах, Десятинная церковь, символ русского православия, была стерта с лица земли.

     Итог батыевского нашествия был печален: русские силы были ослаблены и, как казалось, не могли более противостоять никакой внешней угрозе. Это было прекрасно известно информированным западным соседям, которые не упустили возможности воспользоваться ситуацией. 

     В Прибалтике. 

     В XII веке земли современных Эстонии, Латвии и Литвы были языческим клином между территориями, на которых господствовало христианство. Скандинавские королевства и Священная Римская Империя в это время уже вели войны против народов, заселявших Восточную Европу. В 1192 году папа Целестин III объявил крестовый поход против балтийских язычников. Крестоносцы, рожденные для освобождения Гроба Господня, направили свои силы для обращения язычников в христианство, в действительности же кажется, что это было обычным захватом территории, у менее развитых в военном смысле народов. Всем, кто в таком походе примет участие, естественно было обещано отпущение грехов.

     В конце 12 века отряды крестоносцев начинают совершать постоянные нападения на земли Восточной Европы и продвигаться на восток, в Пруссию с одной стороны, в Прибалтику с другой. Вначале это было похоже на действия разбойников, но вскоре на захваченных землях установились обычные формы западноевропейского феодализма: местное население превращалось в крепостных, земли отдавались вассалам, строились церкви и монастыри. Местные народности отчаянно сопротивлялись как христианству, так и новым законам. С переменным успехом действовал епископ Альберт Аппельдернский, заручившись поддержкой  папы, некоторых королей и герцогов, вторгшись в 1200 году в Прибалтику, он основал город Ригу и образовал орден Меченосцев или Ливонское братство войнов Христа. Произошел захват и контроль торговых путей на Балтике, которые широко использовались русскими.

     Политика крестоносцев в Прибалтике была с самого начала враждебной по отношению к русским, заключившим еще в 1195 г. торговый договор «со всеми немцами, готландцами и латинянами». Договор этот, подписанный князем новгородским Ярославом Владимировичем и послом немцев в лице некоего Арбуда, был, очевидно, обновлением и расширением прежде действовавшего соглашения, на что указывает упоминаемый и подтверждаемый в договоре 1195 г. «мир старый».

     Действия крестоносцев имели целью создать торговую блокаду Руси, так как главные торговые связи шли из Прибалтики в Псков, Новгород, Ладогу. Полоцк, Смоленск и другие русские города. Даже католические церковные историки вынуждены признать, что именно торговые интересы направляли католическую экспансию на восток и что поэтому, говоря словами одного из таких историков-доминиканцев, «средневековый христианин не мог никак забыть о существовании этих широких путей в языческий мир».

     Папа отдавал себе отчет, что крестоносцы действуют в регионах, где находилась зона влияния полоцких, новгородских и псковских князей. Населявшие Прибалтику ливы платили дань Полоцкому княжеству, эсты — новгородцам, князья в свою очередь оказывали поддержку, особенно эстам, последние вели постоянную борьбу с Датско - Шведскими рыцарями.

     Владимир Полоцкий стремясь вернуть влияние на ливов, вторгся в 1203 году в Ливонию, захватил крепость Икшкиле, продвинулся далее, но встретил отпор крестоносцев. Альберт пытался склонить его к миру, но в 1206 он осадил Ригу. Встретившись с искусной обороной и алебардами, он отступил. Князь на стороне ливов не раз вступал в противостояние с орденом. В 1210 году епископ Альберт заключает «вечный мир» с полоцким князем, на условиях взаимной торговли с русскими и дани от ливов.

     В этом же году папские послы склонили Псковского князя Владимира Мстиславовича выступить на стороне крестоносцев в походе на эстов, князь даже выдал свою дочь за брата епископа Альберта. Это не понравилось псковичам, и в 1213 году они выгнали Владимира из города. Владимиру пришлось бежать к зятю в Ригу, где ему дали в управление несколько ливонских деревень. Но сбежав обратно на родину и получив прощение, он участвовал в походе псковичан и новгородцев в 1217 году в Оденпе (Отепя, эст.). Чудь воевала на стороне рыцарей, но даже внезапное нападение на лагерь русских не спасло их от поражения, Владимир Мстиславович лично берет в плен своего зятя Феодориха.

     В «Хрониках Ливонии» упоминается о договоре немцев с русскими, по которому немцы не должны более появляться в районе Оденпе, а местная чудь по-прежнему должна платить дань Пскову и Новгороду.

     В 1219 г. крестоносцами было совершено нападение на Псков. В этом же году родился Александр Ярославич (Невский).

     Спустя два года (в 1221 г.) «братья-рыцари» из Риги, погнав с собой орды местных летов, вступили, как рассказывает летописец, «в королевство Новгородское и разорили всю окрестную местность, сожгли дома и деревни, много народу увели в плен, а иных убили».

     В 1219 г. во главе с сыном киевского князя Всеволодом Мстиславичем новгородская рать совершила пространно описанный Генрихом успешный поход на Венден. Помимо новгородцев, в походе приняли участие многие, собравшиеся «из других городов Руссии», общим числом 12 тыс. человек. Они разбили немцев под Венденом, дошли до окрестностей Риги, наказали захватчиков и вернулись обратно. Весь поход был проведен в союзе с литовцами. В 1222 году 12-тысячное во главе со Святославом Всеволодовичем (в союзе с литовцами) также осаждало Венден, в 1223 году — Ревель.

     В 1224 году немцы двинулись на самую сильную русскую крепость в Эстляндии — Юрьев. Немцы окружили крепость и никто не убежал. Из всех мужчин, находившихся в городе, оставили в живых только одного — слугу суздальского князя. Ему дали лошадь и отправили в Новгород рассказать своим о судьбе Юрьева.

     Одним из первых, кто осознал опасность тевтонской экспансии, был князь Переславля-Залесского Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. В 1228 году новгородцы позвали Ярослава княжить в Новгород. Вскоре он призвал полки из Переславля и стал готовиться к походу на Ригу. В результате распрей между Псковом и Новгородом о совместном походе договориться не удалось. Бояре князю сказали: "Мы без свой братьи, без псковичей, нейдем на Ригу, а тебе, князь, кланяемся" 2. Сильно уговаривал Ярослав новгородцев, но все напрасно, тогда от отослал свои полки назад в Переславль.

     В 1229 г., после тридцатилетнего хозяйничанья в Ливонии, превратившись из бременского каноника в имперского князя (с 1224 г. Ливония вошла в состав Империи) и могущественного духовного князя, умер епископ рижский Альберт.

     В 1232 году новгородский тысяцкий Борис поссорился с князем Ярославом Всеволодовичем и бежал к немцам в Оденпе. Туда же бежал и сын Владимира Псковского Ярослав. Перебежчики вернулись с немецким войском и захватили крепость Изборск. Псковичи отреагировали быстро — Изборск они отбили, а Ярослава Владимировича вместе с несколькими немецкими рыцарями взяли в плен и отослали в Новгород к князю Ярославу Всеволодовичу. Ярослав Всеволодович приказал всех пленных заковать в железо и отправить в Переславль-Залесский. В отмщение за это немцы поймали какого-то новгородца Кирилла Синкиница и засадили в тюрьму. Тогда Великий Новгород, считая этот поступок нарушением мира, объявил войну.

     Князь Ярослав Всеволодович с дружиной двинулся к городу Юрьеву, точнее, теперь уже к Дерпту, как назвали его немцы. Русские не смогли взять город, зато сильно опустошили его окрестности. На выручку Дерпту подошло немецкое войско. В апреле 1234 года на реке Омовжа произошло сражение, немцы были разбиты и предложили князю мир "по всей его правде". Новгородец Кирилл был отпущен на волю, а Ярослав с торжеством вернулся в Новгород, якобы не потеряв ни одного человека убитым в битве. Даже если летописец перебрал, это все равно свидетельствует о полководческом таланте князя. Судя по всему, в этом договоре Ярослав выговорил дань с Дерпта и других земель для себя и своих преемников, ту знаменитую дань, которая много позже послужила Ивану Грозному поводом для начала Ливонской войны.

     Разгром, который потерпели в этом сражении меченосцы, явился подготовкой их окончательного военного крушения. Оно произошло через два года (22 сентября 1236 г.) в решительной битве с литовцами и земгалами. На этот раз меченосцы были окончательно разбиты. В бою погиб магистр ордена Волквин. 48 знатных рыцарей—комтуров и других начальников отрядов и множество рядовых крестоносцев.

     Значение этого разгрома для судьбы «крестоносной» миссии в Прибалтике было чрезвычайно велико: в течение короткого времени все завоевания крестоносцев были поставлены под угрозу. Всполошившееся духовенство в лице трех епископов обратилось к папе с мольбой о помощи. Реально она могла выразиться лишь в одном: в предоставлении тевтонскому ордену того места, которое раньше занимали меченосцы. Появление Тевтонского ордена в Прибалтике означало новый крупный шаг в усилении наступления западноевропейского феодализма на восток, свершавшегося под знаменем папства. Непосредственный представитель Григория IX, его полномочный легат Вильгельм Моденский был «крестным отцом» этого очередного предприятия римской курии.

Информация о работе Борьба русских земель со шведской и немецкой агрессией в XIII в. Александр Невский