Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 10:11, контрольная работа
Удивительна психология человека – в одном из нас могут сочетаться такие качества, как искренняя чистая любовь к своим детям и друзьям и совершенно дичайшее стремление к обогащению за счет других, убийству и истязательствам. Мировая история доносит до нас тысячи примеров, когда народы, под предводительством умнейших, образованнейших своих представителях расширяют свои владения, набивают казну и просто свои карманы за счет соседних племен, народов, городов и государств.
Введение ……………………………………….……….……..………. 3
Общественно-политическая обстановка
в русских землях на начало XIII века…………….…….….………. 4
В Прибалтике………………………………………...…….….………. 5
Александр Невский ……………………………………….…………. 11
Немецко-датско-шведско католическая агрессия на Русь……. 13
Невская битва……………...…………………….………..….………. 14
Ледовое побоище..……………………………………………………. 16
Александр - великий князь..…………………………………………. 18
Заключение..……………………………………………….……….…. 19
Список использованной литературы …………………….…….….
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
На тему: «Борьба
русских земель со шведской и немецкой
агрессией в XIII в. Александр Невский»
Выполнил студент 1 курса: Митрохин ПН
Работу проверил (ф.и.о.)______________________
оценка ________ подпись____________
дата проверки ____________
Екатеринбург 2011
Оглавление:
Введение ……………………………………….……….……..……….
3
Общественно-политическая обстановка
в русских землях на начало
XIII века…………….…….….………. 4
В Прибалтике………………………………………...……
Александр Невский ……………………………………….………….
11
Немецко-датско-шведско
католическая агрессия на Русь……. 13
Невская битва……………...…………………….………..….…
Ледовое побоище..…………………………………………………….
16
Александр - великий князь..………………………………………….
18
Заключение..………………………………………………
Список использованной
литературы …………………….…….…. 21
Введение.
Удивительна
психология человека – в одном из нас
могут сочетаться такие качества, как
искренняя чистая любовь к своим детям
и друзьям и совершенно дичайшее стремление
к обогащению за счет других, убийству
и истязательствам. Мировая история доносит
до нас тысячи примеров, когда народы,
под предводительством умнейших, образованнейших
своих представителях расширяют свои
владения, набивают казну и просто свои
карманы за счет соседних племен, народов,
городов и государств. Совершенно ужасными
кажутся расширение территории за счет
убийств тысяч людей, насилия и присвоения
чужого, добытого потом и кровью имущества.
Еще более ужасными эти преступления становятся,
когда делаются они под знаменами христианства,
учащего единственно любви, покорности
и смирению. Насколько циничными
проявляются сквозь века деяния папской
римско-католической церкви, и в свете
того, сколько ужаса принесло действия
этого христианского института в средние
века, стоило не только выслушать их сухие
извинения, а и приравнять действия этой
церкви к величайшим преступлениям против
человечества, а папскую церковь к преступникам.
Этого ли хотел бы видеть Иисус, чтобы
европейцы превратили вполне мирную еврейскую
религию в карательный инструмент средневековых
политиканов? Крестовые походы, крещение
Америки, инквизиция, гонение ученых, охота
на ведьм, подчинение независимых народов,
борьба за власть и бесконечные войны,
- вот небольшой набор «черных» пятен в
истории человечества, «черных» страниц
в истории христианства. Мы же рассмотрим
небольшой отрезок европейской истории,
в частности борьбу русских княжеств со
шведской и немецкой агрессией в 13 веке,
где оказала большое влияние и римско-католическая
церковь.
Общественно-политическая
обстановка в русских землях
на начало XIII века.
В средние века на русский народ выпало столько испытаний, что удивительным становится сам факт его существования, и только невероятное упорство, сила духа и действия отдельных великих личностей подарило нам счастие ощущать нас значимой частью современной мировой истории.
Хотелось бы отметить, что в 13 веке русские княжества хотя формально и считались Киевской Русью, представляли из себя раздробленные феодальные земли, связанные друг с другом политическими и экономическими связями, как отдельные государства, управляемые разными ветвями Рюриковичей. Сами княжества неоднократно дробились на более мелкие, что не способствовало укреплению Руси с военной точки зрения. Ироничная пословица современников: «В Ростовской земле - князь в каждом селе».1 Процесс объединения начался только через два столетия.
Огромное влияние на Русское государство оказало появление на политическом небосклоне Чингисхана. Этот хан изменил историю России, пройдя с громадной армией по территории проживания русских народов, он превратил эти земли в пепелище. Его приемник и внук, хан Батый, через несколько лет повторно вторгся в Русь. С 1237 по 1240 годы он опустошил практически все области, не затронув только некоторые северные территории, например Новгород и Псков. Наше государство, если так можно выразиться, оказалось на грани выживания. В городах, после захвата, не оставалось живых людей, дома в деревнях сжигались, скот уводился, Киев был в руинах, Десятинная церковь, символ русского православия, была стерта с лица земли.
Итог
батыевского нашествия был печален: русские
силы были ослаблены и, как казалось, не
могли более противостоять никакой внешней
угрозе. Это было прекрасно известно информированным
западным соседям, которые не упустили
возможности воспользоваться ситуацией.
В
Прибалтике.
В XII веке земли современных Эстонии, Латвии и Литвы были языческим клином между территориями, на которых господствовало христианство. Скандинавские королевства и Священная Римская Империя в это время уже вели войны против народов, заселявших Восточную Европу. В 1192 году папа Целестин III объявил крестовый поход против балтийских язычников. Крестоносцы, рожденные для освобождения Гроба Господня, направили свои силы для обращения язычников в христианство, в действительности же кажется, что это было обычным захватом территории, у менее развитых в военном смысле народов. Всем, кто в таком походе примет участие, естественно было обещано отпущение грехов.
В конце 12 века отряды крестоносцев начинают совершать постоянные нападения на земли Восточной Европы и продвигаться на восток, в Пруссию с одной стороны, в Прибалтику с другой. Вначале это было похоже на действия разбойников, но вскоре на захваченных землях установились обычные формы западноевропейского феодализма: местное население превращалось в крепостных, земли отдавались вассалам, строились церкви и монастыри. Местные народности отчаянно сопротивлялись как христианству, так и новым законам. С переменным успехом действовал епископ Альберт Аппельдернский, заручившись поддержкой папы, некоторых королей и герцогов, вторгшись в 1200 году в Прибалтику, он основал город Ригу и образовал орден Меченосцев или Ливонское братство войнов Христа. Произошел захват и контроль торговых путей на Балтике, которые широко использовались русскими.
Политика крестоносцев в Прибалтике была с самого начала враждебной по отношению к русским, заключившим еще в 1195 г. торговый договор «со всеми немцами, готландцами и латинянами». Договор этот, подписанный князем новгородским Ярославом Владимировичем и послом немцев в лице некоего Арбуда, был, очевидно, обновлением и расширением прежде действовавшего соглашения, на что указывает упоминаемый и подтверждаемый в договоре 1195 г. «мир старый».
Действия крестоносцев имели целью создать торговую блокаду Руси, так как главные торговые связи шли из Прибалтики в Псков, Новгород, Ладогу. Полоцк, Смоленск и другие русские города. Даже католические церковные историки вынуждены признать, что именно торговые интересы направляли католическую экспансию на восток и что поэтому, говоря словами одного из таких историков-доминиканцев, «средневековый христианин не мог никак забыть о существовании этих широких путей в языческий мир».
Папа отдавал себе отчет, что крестоносцы действуют в регионах, где находилась зона влияния полоцких, новгородских и псковских князей. Населявшие Прибалтику ливы платили дань Полоцкому княжеству, эсты — новгородцам, князья в свою очередь оказывали поддержку, особенно эстам, последние вели постоянную борьбу с Датско - Шведскими рыцарями.
Владимир Полоцкий стремясь вернуть влияние на ливов, вторгся в 1203 году в Ливонию, захватил крепость Икшкиле, продвинулся далее, но встретил отпор крестоносцев. Альберт пытался склонить его к миру, но в 1206 он осадил Ригу. Встретившись с искусной обороной и алебардами, он отступил. Князь на стороне ливов не раз вступал в противостояние с орденом. В 1210 году епископ Альберт заключает «вечный мир» с полоцким князем, на условиях взаимной торговли с русскими и дани от ливов.
В этом же году папские послы склонили Псковского князя Владимира Мстиславовича выступить на стороне крестоносцев в походе на эстов, князь даже выдал свою дочь за брата епископа Альберта. Это не понравилось псковичам, и в 1213 году они выгнали Владимира из города. Владимиру пришлось бежать к зятю в Ригу, где ему дали в управление несколько ливонских деревень. Но сбежав обратно на родину и получив прощение, он участвовал в походе псковичан и новгородцев в 1217 году в Оденпе (Отепя, эст.). Чудь воевала на стороне рыцарей, но даже внезапное нападение на лагерь русских не спасло их от поражения, Владимир Мстиславович лично берет в плен своего зятя Феодориха.
В «Хрониках Ливонии» упоминается о договоре немцев с русскими, по которому немцы не должны более появляться в районе Оденпе, а местная чудь по-прежнему должна платить дань Пскову и Новгороду.
В 1219 г. крестоносцами было совершено нападение на Псков. В этом же году родился Александр Ярославич (Невский).
Спустя два года (в 1221 г.) «братья-рыцари» из Риги, погнав с собой орды местных летов, вступили, как рассказывает летописец, «в королевство Новгородское и разорили всю окрестную местность, сожгли дома и деревни, много народу увели в плен, а иных убили».
В 1219 г. во главе с сыном киевского князя Всеволодом Мстиславичем новгородская рать совершила пространно описанный Генрихом успешный поход на Венден. Помимо новгородцев, в походе приняли участие многие, собравшиеся «из других городов Руссии», общим числом 12 тыс. человек. Они разбили немцев под Венденом, дошли до окрестностей Риги, наказали захватчиков и вернулись обратно. Весь поход был проведен в союзе с литовцами. В 1222 году 12-тысячное во главе со Святославом Всеволодовичем (в союзе с литовцами) также осаждало Венден, в 1223 году — Ревель.
В 1224 году немцы двинулись на самую сильную русскую крепость в Эстляндии — Юрьев. Немцы окружили крепость и никто не убежал. Из всех мужчин, находившихся в городе, оставили в живых только одного — слугу суздальского князя. Ему дали лошадь и отправили в Новгород рассказать своим о судьбе Юрьева.
Одним из первых, кто осознал опасность тевтонской экспансии, был князь Переславля-Залесского Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. В 1228 году новгородцы позвали Ярослава княжить в Новгород. Вскоре он призвал полки из Переславля и стал готовиться к походу на Ригу. В результате распрей между Псковом и Новгородом о совместном походе договориться не удалось. Бояре князю сказали: "Мы без свой братьи, без псковичей, нейдем на Ригу, а тебе, князь, кланяемся" 2. Сильно уговаривал Ярослав новгородцев, но все напрасно, тогда от отослал свои полки назад в Переславль.
В 1229 г., после тридцатилетнего хозяйничанья в Ливонии, превратившись из бременского каноника в имперского князя (с 1224 г. Ливония вошла в состав Империи) и могущественного духовного князя, умер епископ рижский Альберт.
В 1232 году новгородский тысяцкий Борис поссорился с князем Ярославом Всеволодовичем и бежал к немцам в Оденпе. Туда же бежал и сын Владимира Псковского Ярослав. Перебежчики вернулись с немецким войском и захватили крепость Изборск. Псковичи отреагировали быстро — Изборск они отбили, а Ярослава Владимировича вместе с несколькими немецкими рыцарями взяли в плен и отослали в Новгород к князю Ярославу Всеволодовичу. Ярослав Всеволодович приказал всех пленных заковать в железо и отправить в Переславль-Залесский. В отмщение за это немцы поймали какого-то новгородца Кирилла Синкиница и засадили в тюрьму. Тогда Великий Новгород, считая этот поступок нарушением мира, объявил войну.
Князь Ярослав Всеволодович с дружиной двинулся к городу Юрьеву, точнее, теперь уже к Дерпту, как назвали его немцы. Русские не смогли взять город, зато сильно опустошили его окрестности. На выручку Дерпту подошло немецкое войско. В апреле 1234 года на реке Омовжа произошло сражение, немцы были разбиты и предложили князю мир "по всей его правде". Новгородец Кирилл был отпущен на волю, а Ярослав с торжеством вернулся в Новгород, якобы не потеряв ни одного человека убитым в битве. Даже если летописец перебрал, это все равно свидетельствует о полководческом таланте князя. Судя по всему, в этом договоре Ярослав выговорил дань с Дерпта и других земель для себя и своих преемников, ту знаменитую дань, которая много позже послужила Ивану Грозному поводом для начала Ливонской войны.
Разгром, который потерпели в этом сражении меченосцы, явился подготовкой их окончательного военного крушения. Оно произошло через два года (22 сентября 1236 г.) в решительной битве с литовцами и земгалами. На этот раз меченосцы были окончательно разбиты. В бою погиб магистр ордена Волквин. 48 знатных рыцарей—комтуров и других начальников отрядов и множество рядовых крестоносцев.
Значение этого разгрома для судьбы «крестоносной» миссии в Прибалтике было чрезвычайно велико: в течение короткого времени все завоевания крестоносцев были поставлены под угрозу. Всполошившееся духовенство в лице трех епископов обратилось к папе с мольбой о помощи. Реально она могла выразиться лишь в одном: в предоставлении тевтонскому ордену того места, которое раньше занимали меченосцы. Появление Тевтонского ордена в Прибалтике означало новый крупный шаг в усилении наступления западноевропейского феодализма на восток, свершавшегося под знаменем папства. Непосредственный представитель Григория IX, его полномочный легат Вильгельм Моденский был «крестным отцом» этого очередного предприятия римской курии.