Большой сибирский театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:06, реферат

Описание работы

Тема моего реферата «Большой Сибирский театр» является особо интересной. На мой взгляд, это уникальная возможность показать на примере зарождения и развития Большого Сибирского театра развитие самой культуры в области оперы и балета в Сибири в тяжёлые, беспокойные годы революции и воин. Также это имело большое значении для поднятия бойцовского духа и поднятие общего культурного уровня развития людей, не смотря на такие тяжёлые времена.

Содержание

Введение.
Возникновение театра.
Архитектура театра.
Проектирование.
Строительство.
Театральная деятельность.
Достижения и награды.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Sibirsky Teatr.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

    Содержание. 

  1. Введение.
  2. Возникновение театра.
  3. Архитектура театра.
  4. Проектирование.
  5. Строительство.
  6. Театральная деятельность.
  7. Достижения и награды.
  8. Заключение.
  9. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение.

    Тема  моего реферата «Большой Сибирский  театр» является особо интересной. На мой взгляд, это уникальная возможность показать на примере зарождения и развития Большого Сибирского театра развитие самой культуры в области оперы и балета в Сибири в тяжёлые, беспокойные годы революции и воин. Также это имело большое значении для поднятия бойцовского духа и поднятие общего культурного уровня развития людей, не смотря на такие тяжёлые времена.

    Новосибирский театр оперы и балета - первый профессиональный театр Новосибирска. Родился этот театр в г. Омске  в 1920 г. В 1921 г. в связи с переездом СИБРЕВКОМА, местом стационирования оперного театра назначен Новониколаевск (Новосибирск). 17 ноября 1922 году оперой А.Даргомыжского "Русалка" в специально реконструированном Рабочем дворце (теперь помещение театра "Красный факел") этот театр (Сибирская государственная опера) начал свою работу.

    В 1945 году было достроено и открыто  крупнейшее в России театральное  здание оперного театра. Здание Новосибирского государственного театра оперы и  балета было открыто через три  дня после победных салютов 12 мая 1945 года. В 1962 году театру присвоено звание академический. Славу сибирскому и российскому искусству принесло творчество артистов выступавших в разное время на сцене Новосибирского оперного, дирижеров И.А.Зака, М.А.Бухбиндера, Н.Г.Факторовича, А.А.Людмилина, солистов оперы А.Ф.Кривчени, Л.В.Мясниковой, З.З.Диденко, В.Г.Егудина, В.Н.Урбановича, солистов балета Л.Гершуновой, Н.Долгушина, А.Бердышева, А.Балабанова, В.Григорьева, Т.Кладничкиной и многих других.

     В Новосибирском академическом государственном театре оперы и балета - 55 артистов оперы, 77 артистов балета, в т.ч. 1 народный артист СССР, 6 народных артистов России, 25 заслуженных артистов. 
 
 
 
 
 

  1. Возникновение театра.

    Еще в начале 20-х годов в Новониколаевск - центр Сибирского края из Омска переводятся коллективы Сибгосоперы, Сибгосиздата и другие. В городе организуется артель поэтов, писателей и артистов. А уже в 1925 году возникает идея постройки Большого театра Сибири. В 1929 году принимается решение - театр будет входить в комплекс многопрофильного Дома Науки и Культуры (ДНК), состоящего из нескольких зданий с единым архитектурным замыслом. В 1931 году на центральной площади города начинается сооружение театра. По первоначальному проекту М. Курилко, Т. Барта и А. Гринберга - предполагался Дом науки и культуры с совмещением трех типов театра: со сценой-коробкой, сценой-ареной, планетарно-панорамного типа. Предполагалось, что большая сцена театра будет задействована и во время празднования революционных праздников: так, колонны демонстрантов трудящихся Страны Советов, проходя по площади, со знаменами в руках должны были входить в один из многочисленных подъездов театра и оказываться прямо на сцене. На этой гигантской сцене могла помещаться и техника - машины, трактора; такова была первоначальная идея. По первоначальному проекту и зрительный зал должен был иметь 3 000 мест. Но потом планы изменились и с 1936 года здание уже строилось по обновленному проекту, сделанному в Московской архитектурной мастерской академика А. Щусева. В 1941 году здание театра было практически готово, но с началом войны, здание законсервировали. Во время войны в здании театра хранились сокровища музеев Москвы и Петербурга (Третьяковской галереи, Павловского Дворца и др.). Изредка использовалась и сцена для проведения концертов - здесь выступал в годы войны Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского (Ленинградская филармония была в эвакуации в Новосибирске). В 1942 году Правительство СССР принимает решение о срочной достройке здания. В феврале 1944 года приезжает Комиссия правительства, и здание сдается в эксплуатацию.

    Строительство продолжалось в течении почти 15 лет  и стало в силу своей масштабности и высокого профессионального уровня архитектуры одним из самых известных в Новосибирске и стране. Общая площадь здания - 11700 кв.м., объем - 265000 куб.м, превышающий объем здания Большого театра в Москве. Самая уникальная часть здания - конструкция купола диаметром 60 м, высотой 35 м. Купольное перекрытие без контрофорсов и ферм впервые было применено в строительной практике Европы. Кровля купола - тысячи железных чешуек серебристого цвета. Размеры сцены соответствуют общим масштабам здания. Глубина сцены 30 метров, высота до колосников - 28 метров. Предусмотрен пожарный занавес из пемзобетона весом 72,5 тонны. Театр обладает большим залом на 2000 мест. Особый архитектурный прием в решении верхней части интерьера зала - мощная галерея над амфитеатром, которая обрамляет площадь живописного плафона с хрустальной люстрой диаметром 6 метров. Оригинален потолок зрительного зала - своеобразный акустический экран из прессованного картона. Пространство между колоннами верхней галереи заполнено 16 скульптурами - копиями произведений античных мастеров. Проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже.

  1. Архитектура театра.

    Здание  театра — крупнейшее в России театральное здание. Оно расположено на главной площади (пл. Ленина) и является главным символом Новосибирска. После реконструкции в 2005 году новосибирский театр — наиболее современно оборудованный в России.

    Здание  состоит из шести объемов: корпуса, в котором на первом этаже расположены  кассовый зал и вестибюль, а на втором и третьем и концертный зал, цилиндрического объема зрительного зала (с кольцевыми фойе); сценического блока со сценой глубиной 30 м и колосниками высотой 29,5 м. К сцене примыкают боковые крылья, в которых размещаются кулуары сцены, административные помещения, репетиционные залы, костюмерные и декорационные цеха. К сценической коробке сзади примыкает полуцилиндр склада декораций. Главная конструкция здания — большой купол диаметром 60 м и высотой 35 м, уникальная конструкция, без контрофорсов, ферм или колонн, поддерживающая сама себя. Средняя толщина купола — 8 см, и его отношение толщины к радиусу меньше, чем у куриного яйца.

    Большой зал вмещает 1774 зрителя.

    Общая площадь помещений — 40 663 м, объём здания — 294 340 м³. За большие размеры его также называют «Сибирский колизей».

  1. Проектирование.

    В июле 1928 года при Сибкрайисполкоме был создан Комитет содействия строительству «Большого театра Сибири» («Комсод»), который возглавили зампред крайисполкома И. Г. Зайцев и председатель театральной комиссии (один из основателей Сибгосоперы В. Д. Вегман). Комсод разрабатывал программу строительства считая, что театр — «наиболее доступное орудие пропаганды идей социализма», комитет заявлял, что «современный театр является буржуазным наследием со всеми признаками буржуазного характера, является театром интимного характера, со свойственным для него, делением мест по удобству: ложи, партер, балкон, галереи. <…> Современный театр не годен для массовых постановок и не рассчитан на массового зрителя».

    Вначале речь шла о строительстве отдельного здания для оперного и драматического театров и будущей сибирской  консерватории, но позже было принято  решение строить большой культурный центр сибирского масштаба под названием «Дом науки и культуры» (ДНиК). По программе он должен был состоять из нескольких зданий, объединенных единством архитектурного замысла. В этот комплекс входили: театр вместимостью 2100 человек, он же место работы краевых съездов и конференций, научно-исследовательский институт с лабораториями и конференц-залами, краевой музей производительных сил Сибири с научными кабинетами, картинная галерея. Затем в программу добавились центральная библиотека на 400 тыс. томов, радиоцентр, радиостудия, конференц-зал на 400 человек. Объём здания должен был достигать 150000 м3.

    Проектирование  поручили известному московскому архитектору Гринбергу А. З, члену АСНОВА, он, в свою очередь, пригласил участвовать в проекте театрального архитектора Т. Я. Бардта и главного художника Большого театра М. И. Курилко. Ими была разработана и запатентована оригинальная система сценографии и форм сценических действий ТЕОМАСС. В соответствии с этой системой «панорамно-планетарного театра», легшей в основу архитектурного формообразования ДНиК, зрительный зал был устроен в виде амфитеатра на 2600 мест, под трибунами которого был устроен тоннель, в котором на подвижных фурках могли передвигаться декорации. Аналогичное кольцо фурок (меньшего диаметра) было устроено за сценой вокруг склада декораций. Кольца пересекались на сцене и врезались в поворотный круг. Декорации сцены предполагалось также быстро убирать в развитые боковые кулисы. По специальным пандусам на сцену могли въехать повозка, грузовик или даже легкий танк. Партер на 600 мест при необходимости мог быть перемещен на сцену, а на его месте возникала подъёмно-опускная арена, трансформируемая для цирковых представлений, спортивных состязаний и водных пантомим. Кроме того, предполагалось, что через зрительный зал будут проходить праздничные демонстрации. На поверхность купола предполагалось проецировать кинофильмы, для чего инженером Минервиным был спроектирован специальный проектор.

    Такая архитектурная концепция следовала  принципам «Театрального Октября», сформулированным Мейерхольдом.

    Внешний облик театра был характерен для  модернистской архитектуры конца 1920-х гг.: отсутствие декоративных элементов, чистота и строгость форм, обнаженная и ясная строгость конструкций, ленточное остекление и балконы, легкие козырьки над входом, гладкий купол. Уникальна его конструкция, спроектированная инженером Б. Ф. Матэри под руководством проф. П. Л. Пастернака. Купол свободно лежит на круговой рандбалке, связывающей внутренние стойки радиально расположенных рам кулуаров, окружающих купол; на протяжении 30 метров в него врезается сценическая коробка. Диаметр купола около 60 метров, толщина — 8 сантиметров. Это был самый крупный купол подобного типа в мире. Отношение толщины купола к его диаметру составляет 1/750 (отношение толщины скорлупы куриного яйца к диаметру 1/250).

    15 мая 1931 года Наркомпрос утвердил строительство театра заявочной стоимостью 5-6 млн рублей.

  1. Строительство.

    22 мая 1931 г. состоялась закладка здания. Уже в сентябре было закончено возведение каркаса вестибюля и устройство фундаментов опор зрительного зала и крыльев. К апрелю 1933 года была выполнена примерно треть намеченных строительных работ. Построен железобетонный каркас вестибюля, кулуаров и зрительного зала. В вестибюльной части заканчивалась кирпичная кладка, велись работы по устройству арки портала сцены. Для заднего барабана склада декораций был построен только фундамент. Летом-осенью 1933 г. была возведена опалубка и произведено бетонирование уникального купола, а в мае 1934 г. опалубку сняли. К ноябрю 1933 года основные объемы и конструкции здания были возведены: вестибюльная часть, зрительный зал с кулуарами, сценическая коробка, карманы сцены. Предполагалось, что осенью 1934 года ДНиК примет делегатов съезда Советов Западной Сибири. К этому времени предполагалось закончить внутреннюю отделку амфитеатра, вестибюля с гардеробами и фойе 2-го этажа.

      
 

    В это время в Москве были подведены итоги второго тура конкурса на строительство Дворца Советов, после чего произошло резкое изменение стилистических предпочтений советских архитекторов. Конструктивизм и другие течения «Современной архитектуры» были запрещены; в Москве и Новосибирске прошли совещания, посвященные изменению стилистики ДНиК. Проект подвергли экспертизам академиков архитектуры И. В. Жолтовского, Г. П. Гольца и С. Е. Чернышева, А. В. Щусева. 5 июня 1933 г. Комитет содействия строительству ДНиК объявил открытый конкурс на «составление проекта обработки фасадов строящегося в Новосибирске театра», окончательные итоги которого так и не были объявлены. В апреле 1934 г. секретарь крайкома ВКП Р. И.Эйхе утвердил для дальнейшей разработки один из конкурсных вариантов группы Б. А. Гордеева, дальнейшая разработка была поручена 2-й мастерской Моссовета, возглавляемой А. В. Щусевым. Руководят проектированием В. С. Биркенберг и А. В. Куровский, в Новосибирске под руководством Б. А. Гордеева велась разработка рабочей документации. Для работы над интерьерами приглашается Е. Е. Лансере.

Информация о работе Большой сибирский театр