Блокада Ленинграда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:11, реферат

Описание работы

27 января 2010 года исполнилось 66 лет со дня снятия ленинградской блокады. Город доказал свою потрясающую жизнестойкость. Германский генеральный штаб и сам Гитлер не без удовольствия подбирали названия своим военным планам. План захвата Польши назывался Вейс (белый), Франции, Голландии и Бельгии - Гельб (жёлтый), женским именем Марита - называлась операция по захвату Греции и Югославии. Для плана войны против СССР немецкие военачальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы.

Работа содержит 1 файл

блокада Ленинграда.docx

— 43.59 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

27 января. 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила 

Ученица СОШ № 18

Бирюкова  Татьяна

Учитель:

Баймурзина  Е.Ю.

27 января 2010 года  исполнилось 66 лет со дня снятия ленинградской блокады. Город доказал свою потрясающую жизнестойкость. Германский генеральный штаб и сам Гитлер не без удовольствия подбирали названия своим военным планам. План захвата Польши назывался Вейс (белый), Франции, Голландии и Бельгии - Гельб (жёлтый), женским именем Марита - называлась операция по захвату Греции и Югославии. Для плана войны против СССР немецкие военачальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы. Барбаросса, по-русски рыжебородый, жил в двенадцатом веке, командовал рыцарским войском и пролил немало человеческой крови. Название Барбаросса определяет характер войны как жестокой, истребительной и разрушительной. Она так и задумывалась на самом деле. Уничтожению подлежали 30 миллионов славян, затем численность населения должна была регулироваться в размерах, необходимых для обслуживания немецких господ. Начав войну в июне, немецкие войска к осени 1941 года намеревались выйти на линию Архангельск-река Волга-Западное побережье Каспийского моря. На осуществление плана "Барбаросса" отводилось полтора-два месяца. Фашисты были уверены, что они уложатся в намеченные сроки. Польша была разгромлена за 35 дней, за сутки пала Дания, Голландия за 6 дней, Бельгия за 18, Франция сопротивлялась 44 дня. Германское наступление на Советский Союз должно было развиваться по трём основным направлениям. Группа армий "Юг" наступает из района Люблина на Житомир и Киев, группа армий "Центр" из района Варшавы на Минск, Смоленск, Москву, группа армий "Север" наступает из восточной Пруссии через Прибалтийские республики на Псков и Ленинград. В состав группы "Север" входили 16-я и 18-я армии, 1-й воздушный флот и 4-я танковая группа, всего 29 дивизий, общая численность войск достигала примерно 500 тысяч человек. Войска были отлично вооружены и оснащены совершенными средствами связи. Командование группой "Север" Гитлер возложил на генерал - фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Советской Армии, расположенные в Прибалтике, и развивать наступление через Двинск, Псков, Лугу, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.  

Борьба  за Ленинград 

22 июня враг  обрушился на части прикрытия  8-й и 11-й советских армий.  Удар был настолько мощным, что  вскоре наши войсковые соединения  потеряли связь со штабами  своих армий. Разрозненные части  не смогли остановить полчища фашистов и к исходу первого дня войны соединения вражеской 4-й танковой группы прорвали линию обороны и бросились вперёд. C первого дня войны Прибалтийский военный округ был преобразован в Северо-западный фронт, который имел в своём составе 13 стрелковых, 2 мотострелковые и 4 танковые дивизии. По количеству войск силы Северо-западного фронта были меньше наступающей группировки Лееба, кроме того, немцы имели превосходство в танках, автоматах и особенно в авиации. Главное преимущество врага состояло в том, что он имел возможность наносить удары по нашим войскам по частям, пользуясь тем, что Советские дивизии были разбросаны и находились далеко от границы. Строительство Либавского, Шауляйского и других укрепрайонов не было закончено к моменту нападения гитлеровских полчищ. Против сил противника сражались части прикрытия Северо-западного фронта, потом моточасти, затем резервы, которые подходили на пятые-седьмые сутки с начала войны с дальних мест своего расположения. При таком расположении наших частей немцы имели явное превосходство в силах и одерживали победы, хотя и несли при этом большие потери. Через несколько дней войска фон Лееба, захватив Литву и Латвию, вступили в пределы РСФСР. Моторизованные части устремились к Пскову. Действия вражеских полевых войск активно поддерживал 1-й воздушный флот. С севера на Ленинград наступали через Карельский перешеек финские войска в составе 7 пехотных дивизий. 10 июля танковые части противника, прорвав фронт 11-й армии к югу от Пскова, широким потоком двигались к Луге. До Ленинграда оставалось 180-200 км; при том стремительном темпе продвижения, который немцам удалось взять с первых дней войны, им требовалось 9-10 дней, чтобы подойти к Ленинграду. 11 июля в самый разгар боевых действий в Ленинград по приказу правительства СССР прибыл главнокомандующий Северо-западного направления маршал Советского союза К. Е. Ворошилов, он отлично осознавал обстановку на фронте, сложившуюся крайне не благоприятно для наших войск. Производится мобилизация людей и материальных ресурсов для отражения атак немцев и строительства дополнительных оборонительных сооружений на близких и дальних подступах к Ленинграду. Спешно формируются бригады морской пехоты из личного состава кораблей, военно-морских частей и училищ. Более 80 тысяч человек Балтийский флот направляет на сухопутный фронт. В короткий срок было сформировано 10 дивизий народного ополчения, сыгравших большую роль в защите города. Заявления о вступлении в ряды народного ополчения поступали тысячами; военкоматам не под силу было быстро произвести правильный отбор добровольцев. Личный состав ополченческих дивизий был крайне пёстрым: молодёжь, впервые взявшая в руки винтовки, и люди зрелого возраста, имевшие опыт гражданской войны. На скорую руку добровольцы проходили обучение и спешно направлялись на фронт. Недостаточная подготовка новых формирований и их слабая вооружённость повлекли за собой много жертв. Для поддержания войск на Лужском направлении были привлечены авиационные части Балтийского флота и Северного фронта; они оказали значительную помощь наземным войскам в борьбе с танками противника. В районе Сольцы наши войска нанесли контрудар по частям 4-й танковой группы противника, глубоко вклинившимся в нашу оборону. Враг понёс крупные потери и был отброшен на этом участке фронта на 40 километров. Однако главную силу сопротивления врагу составили не занимаемые нашими войсками позиции (они были сооружены наспех и не представляли значительного препятствия для танков), а упорство, стойкость солдат и офицеров. Все их душевные силы были направлены на то, чтобы не пустить врага к Ленинграду, отсюда рождалась их беззаветная храбрость в борьбе с силами противника. Советское командование одновременно форсировало строительство оборонительных полос вокруг Ленинграда, где ежедневно работало до 500 тысяч человек. На заводах круглые сутки изготовлялись сборные железобетонные орудийные и пулемётные огневые точки, броневые артиллерийские доты, железобетонные пирамидные надолбы, которые густой сетью устанавливались в укреплённых районах. Упорные атаки немцев, их усилия прорвать оборону и броситься к заветной цели - Ленинграду ни к чему не привели. На большом пространстве валялись их подбитые танки и необозримое число убитых. Понеся потери враг был вынужден перейти к обороне. Лееб стал подтягивать растянувшиеся части своих полевых армий и боевое обеспечение войск. Стянув значительные силы и перегруппировав части, немцы при поддержке крупных сил авиации, особенно пикирующих бомбардировщиков, 9 августа перешли в наступление. Им удалось в некоторых местах прорвать нашу оборону и клиньями продвигаться к Ленинграду. Правда темп продвижения вражеских дивизий был уже не тот что в первые дни войны. Сопротивление врагу с каждым днём возрастало. Если до 10 июля немцы продвигались в среднем со скоростью 26 километров в сутки, то в остальные дни июля их темп продвижения сократился более чем в пять раз, то есть не превышал 5 км в сутки, а в августе он составлял не более 2,2 км в сутки, причём каждый километр пути устилался трупами фашистских солдат. И всё же вражеская армия ещё была сильна. В воздухе преобладала авиация противника, причинившая много бед нашим наземным войскам. Отжимая советские части, немецкие войска с каждым днём всё ближе и ближе подходили к своей заветной цели. Их путь освещался пожарами, порывы ветра доносили дым и пепел в предместья Ленинграда. Население покидало рабочие посёлки, города, сёла, уничтожая при этом посевы, угоняя скот, и по многочисленным полевым и шоссейным дорогам двигалось на восток. Главная масса беженцев остановилась в Ленинграде. Заводы и фабрики, выпускающие предметы потребления, на две трети своей мощности были переключены на выпуск боеприпасов, средств связи, электротехнического оборудования и другой военной продукции. В ответ на призыв военного совета, всё трудоспособное население, как и в июле, вышло на строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда и второй защитной полосы, проходившей по линии: Финский залив- посёлок №3-станция Предпортовая -Окружная железная дорога-Рыбацкое - Уткина заводь -Сосновка-станция Ржевская- Новая Деревня - Старая Деревня - Финский залив. Вся зона разбивалась на 7 секторов. Во внутренней оборонительной полосе, так же как и на подступах к городу, были созданы противотанковые рвы и стрелковые окопы полного профиля с развитой системой ходов сообщения. Укрепрайоны вооружались артиллерией, им придавались морские орудия как стационарные, так и корабельные. Каждая батарея имела заранее отведенную для неё полосу ведения огня. Август оказался месяцем крайнего напряжения, особенно для тех, кто нёс полную ответственность за военные действия. В эти горячие дни работники штаба почти не смыкали глаз. Шли тяжёлые бои на подступах к Ленинграду. Все, кто имел оружие были брошены в бой. Государственный комитет обороны, учитывая сложившуюся на Северо-западном направлении обстановку, а именно занятие финнами северного берега Ладожского озера, в связи с чем управление войсками от Ладоги до Мурманска стало невозможным из Ленинграда, 23 августа принимает решение разделить Северный фронт на два - Карельский и Ленинградский, а Северо-западный фронт непосредственно подчинить Верховному Главнокомандованию. В связи с этим 30 августа Военный совет обороны Ленинграда упраздняется, а все его функции передаются военному совету Ленфронта. Эти решения ГКО имели чрезвычайно важное значение и позволили командованию фронтов руководить боевыми действиями войск на более коротком протяжении фронта и тем самым уделять больше внимания боевым операциям отдельных соединений и частей; образовать более чёткую систему руководства обороной Ленинграда. Немецкие дивизии, используя превосходство в силе, вторгались всё глубже и глубже в пределы нашей страны. 21 августа неприятельские части заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно, развивая наступление на станцию Мга, район Ям-Ижора и Ивановское. После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной. Преследуя цель взломать нашу оборону и штурмом взять город, немецко-фашистское командование ввело в бой более тысячи танков, до тысячи самолётов, большое количество миномётов и артиллерии; враг превосходил советские войска в боевой технике в шесть раз. Противник охватил Ленинград со всех сторон, нанося удары с юга, юго-запада и севера. Наибольшего успеха добились части 16-й армии противника, они стали обходить город с восточной стороны, продвигаясь по левому берегу Невы к Ладожскому озеру. Утром 6 сентября 300 немецких бомбардировщиков на узком участке фронта произвели налёт на войска 1-й дивизии НКВД, защищавшие подступы к Шлиссельбургу. Атаки авиации немцев продолжались в течение всего дня, одна волна бомбардировщиков сменяла другую. Дивизия понесла тяжелые потери в личном составе и материальной части. Несмотря на упорство советских летчиков в борьбе с авиацией противника, они не смогли изменить неблагоприятную воздушную обстановку на этом участке фронта. Наша авиация к этому времени все еще была малочисленна, большие потери самолетного парка в первые дни войны давали себя знать. Вслед за атаками авиации противник вводил в бой танковые части. Воины советской армии оказывали сопротивление врагу : как только самолеты неприятеля покидали поле боя, наши части переходили в контратаки, отбрасывая пехоту и танки противника. На следующее утро налеты немецкой авиации и атаки танковых частей усилились. Самолеты все время висели над головами бойцов дивизии НКВД. Под давлением превосходящих сил противника советские войска стали отходить ; к 11 часам утра восьмого сентября немецкие танки разъединили отступающие части первой дивизии. Одна группа с тяжелыми боями переправилась на правый берег Невы, другая - отступила на восток. Фашисты вышли на южный берег Ладожского озера и захватили расположенный у истоков Невы город Шлиссельбург. Однако крепость, получившая в свое время название Орешек, отделенная узкой ( 150 метров ) полосой воды от города, не сдалась немцам. За полуразрушенными стенами крепости закрепились 300 пехотинцев и моряков во главе с капитаном Н. И. Чугуновым. Дружный и стойкий гарнизон отражал все попытки врага захватить Орешек. Фашисты выпустили тысячи снарядов, сбросили на крепость сотни бомб, но сломить волю ее защитников не смогли. Более того, артиллеристы крепости с высоты ее стен отлично просматривали город и каналы, заметив подходящую цель, - поражали ее без промаха, враг нес потери. Над крепостью реял флаг нашей Родины. С 8 сентября Ленинград был блокирован с суши, а движение судов с Ладожского озера по Неве парализовано. В ночь на 9 сентября противник на участке Пороги - Шереметьевка пытался на плотах переправиться через широкую и полноводную Неву, но , понеся большие потери от огня рабочих отрядов, охранявших правый берег, от переправы отказался. Этот естественный рубеж и явился надежным щитом для осажденных, под прикрытием которого они уверенно отбивали атаки противника. Попытки неприятельских войск пробиться к Ленинграду с Юга успеха не имели. Но в результате выхода противника к Красногвардейску с Запада и наступлению немцев через Чудово советские войска, находившиеся в районе Луги, оказались в крайне тяжелом положении и были вынуждены с тяжелыми боями отойти на север. 12 сентября немцы захватили Красное Село, Слуцк. Не смотря на многочисленные потери, они продолжали продвигаться вперед и 17 сентября вышли на южный берег Финского залива. Со стороны Урицка вражеские войска находились на самом близком расстоянии от Ленинграда. Враг захватил предместья, куда обычно ходили трамваи. Всего какие - нибудь 14 - 15 км отделяли немцев от центра города. Фашисты невооруженным глазом видели окраины Ленинграда, заводские трубы, портальные краны верфей, купол Исаакиевского Собора. Город Колпино оказался на линии фронта, а города Петергоф и Пушкин были оккупированы врагом. С северной стороны наступающие финские войска 4 сентября заняли Белоостров, однако на другой день были выбиты из города. 5 сентября неприятель овладел городом Олонец, через 2 дня финны подошли к реке Свирь. После упорных боев им удалось форсировать реку и 12 сентября захватить Подпорожье. Гигантские клещи, охватившие Ленинград, сжимались. Оставалось преодолеть небольшое пространство, чтобы передовые части немецкой армии, наступавшие с юга, соединились с финнами. Близость желанной цели придавала неприятельским войскам силу и упорство для яростных атак на оборонительные линии советских войск. Фашистская пропаганда, подогревая наступательный дух своих солдат, оповещала о том, что из Ленинграда эвакуируются учреждения, заводы, население и что город, не выдержав атак немецких войск и их союзников финнов, через несколько дней сдастся. Страшная опасность нависла над Ленинградом, тяжелые бои шли днем и ночью.  
 
 

Дорога  Жизни

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось  любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов. Судов на Ладоге было крайне мало и по этому они не смогли существенно помочь голодающему городу. Наступил ноябрь Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов. Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы. 22 ноября наступил тот долгожданный день когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом. Казалось самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения. 22 ноября колонна вернулась, оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза. 25 ноября завезли только 70 тонн, на другой день - 150 тонн. 30 ноября наступило потепление, удалось перевезти только 62 тонны. Несмотря на все усилия удалось завезти с 23 ноября по 1 декабря было перевезено около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков. Продовольствия в городе оставалось мало военным советом было принято решение передать имеющиеся запасы продуктов у моряков на снабжение населения. Военный совет произвёл некоторые преобразования в управлении автоколоннами (подчинил все машины непосредственно начальнику дороги). 22 декабря через озеро доставили 700 тонн продовольствия, на следующий день на 100 тонн больше. 25 декабря произошло первое повышение норм выдачи хлеба, рабочим на 100 грамм, служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм. 24 января вводятся новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов. 11 февраля паёк снова был увеличен. Зимняя дорога с каждым днём становилась всё более оживлённой. Уже в конце ноября 1941г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Эвакуации подлежали также научные работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых заводов и их семьи.В начале апреля 1942г растаял снег, лёд на озере покрылся водой местами на тридцать - сорок сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. Машины шли, словно катера, поднимая вокруг себя волну. Лишь красные флажки на буях указывали путь отважным шофёрам. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера. Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства.С 24 ноября 1941г по 21 апреля 1942г через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361 309т грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж. 

1942 г.

После тяжёлой  зимы, наступила весна 1942г. Тёплые лучи солнца согрели людей. Питание населения  и войск улучшилось. В результате работы Дороги жизни, ленинградцы стали получать мясо, жиры, крупу, но ещё в ограниченном количестве. 25 марта 1942г исполком Ленгорсовета в соответствии с постановлением Госкомитета Обороны об очистке Ленинграда принял решение о мобилизации всего трудоспособного населения на работы по очистке дворов, площадей и набережных (улицах лежали не захороненные трупы, что могло стать причиной эпидемиологических заболеваний). К15 апреля жители города с помощью воинов местного гарнизона привели в порядок более 12тыс. дворов, очистили свыше 3млн. кв. м улиц, площадей и набережных, вывезли около миллиона тонн мусора и снега. 15 апреля ленинградцы вновь услышали трамвайные звонки. К концу месяца трамваи в Ленинграде ходили уже по пяти маршрутам. Начала возобновляться культурная жизнь города. Началась обработка городских и пригородных земель под огороды.

Окрепшие рабочие  и служащие, женщины, подростки и  пенсионеры, вновь пришедшие в  цеха, начали налаживать работу заводов  и фабрик, многие из которых зимой  почти полностью прекратили свою работу. Началось восстановление городского хозяйства, начали работать электростанции. Начались ремонтно-восстановительные  работы, открылись различного вида бытовые учреждения, наладился выпуск предметов широкого потребления.

В захваченных  противником городах области  жизнь замерла. Закрылись магазины, школы, больницы, театры и кино. Многих трудоспособных людей оккупанты  угнали на каторжные работы в Германию, остальных заставляли работать на себя, а непокорных загоняли за колючую  проволоку концентрационных лагерей. Расстрелы, зверские пытки, виселицы стали  обычным делом. По ночам из гестаповских застенков раздавались душераздирающие  крики истязаемых людей.Безудержному разграблению и варварскому уничтожению подверглись всемирно известные памятники русского зодчества и прикладного искусства.Население оккупированных районов не смирилось с участью бесправных рабов фашистских завоевателей. Отдельные группы объединялись в отряды, отряды - в партизанские полки и бригады. Они уничтожали живую силу и боевую технику противника, организовывали крушения вражеских эшелонов, взрывали железнодорожное полотно, мосты и склады с боеприпасами и горючим. Ленинградская земля буквально горела под ногами оккупантов.В марте 1942г жители Партизанского края собрали для ленинградцев более 3500 пудов хлеба, различных круп, жиров и других продуктов. Обоз из 233 подвод в сопровождении представителей партизан и колхозников ночью по глухим дорогам и просекам скрытно двинулся к линии фронта. С помощью передовых частей советских войск партизаны прорвались через вражескую оборону. Драгоценный груз был затем доставлен в Ленинград. Весной 1942г значительно улучшилось положение войск фронта. А также была укреплена устойчивость обороны, повысились активные действия войск фронта.В июле 1942г после 250-дневной героической обороны Севастополя советские войска вынуждены были оставить город, а затем и весь Крымский полуостров. Это дало новые силы для наступления противника на севере.Вскоре к Ленинграду потянулись вражеские эшелоны с войсками, боевой техникой, вооружением и боеприпасами. Появилась тяжёлая осадная артиллерия.Но 19 августа 1942г, внезапный удар нанесли войска Ленинградского фронта. 27 августа перешли в наступление войска Волховского фронта. Их наступление развивалось более успешно. В августе - сентябре 1942г войска двух фронтов обескровили ударную группировку, предназначенную для штурма Ленинграда, и значительно подорвали её наступательные возможности.Контрнаступление советских войск под Сталинградом, начавшееся 19 ноября 1942г, окончательно сорвало намечавшийся штурм Ленинграда. По решению Государственного Комитета Обороны по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для подачи в осаждённый город жидкого топлива. 18 июня Ленинград получил по новой жизненной артерии первые тонны керосина. 7 августа на дно озера опустили первые метры электрического кабеля, и уже через сорок пять дней в город пошёл ток с Волховской гидроэлектростанции.В начале декабря 1942г закончилась навигация кораблей Ладожской военной флотилии. Морозы усилились, лёд заметно окреп и по нему вновь пошли автомашины.Дорога жизни являлась для ленинградцев “вторым фронтом” против немецко-фашистских захватчиков. Если воины Ленинградского и Волховского фронтов, моряки Балтийского флота спасли Ленинград от вторжения гитлеровских варваров, то Дорога жизни спасла многих ленинградцев от голодной смерти.Зима 1942/43г резко отличалась от предыдущей. По улицам города ходили трамваи, уже не видно было снежных сугробов, мусора. Военными темпами работали предприятия, получившие топливо и электроэнергию. Открылись школы, театры, кино; почти во всех домах действовали водопровод и канализация, работали городские бани. Радовали глаз застеклённые окна, имелся, хотя и небольшой, запас дров и торфа.

Прорыв  блокады

В конце ноября 1942г Военный совет Ленинградского фронта, докладывая в Ставку Верховного Главнокомандования свои соображения  на счет ведения боевых действий зимой 1942/43г, одной из главных задач  войск фронта считал проведение операции по прорыву блокады.

2 декабря 1942г  Ставка утвердила план операции  Волховского и Ленинградского фронтов. Готовность операции, условно названной “Искра”, определялась к 1 января 1943г. Координировать действия фронтов, было поручено Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову и генералу армии Г.К. Жукову. Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов. Ставка ВГК решила встречным ударом срезать этот выступ и возвратить Ленинграду сухопутную связь со страной.Вражеские войска подготовили на шлиссельбургско-синявском выступе долговременную круговую оборону фронтом на восток, север и запад. По своему характеру она походила на полевой укреплённый район.

Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предстояло в условиях снежной зимы прорывать долговременную, сильно укреплённую оборону противника. Ударную группировку Ленинградского фронта составляла 67-я армия под командованием генерал-майора М. П. Духанова. Главный удар наносили 268-я и 136-я стрелковые дивизии, где оборона противника была наименее подготовлена в инженерном отношении. Командующий Волховским фронтом генерал армии К. А. Мерецков выделил в ударную группировку 2-ю ударную армию генерал-лейтенанта В. З.  Романовского. Южный фланг ударной группировки Волховского фронта обеспечивала частью сил 8-я армия генерал-майора Ф.Н. Старикова. В начале декабря 1942г по обе стороны шлиссельбургско-синявского выступа наступило необычайное затишье. Траншеи советских войск на переднем крае обороны были почти пусты - осталось всего несколько стрелковых частей и отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов. Остальные войска, находясь в ближайшем тылу, усиленно готовились к предстоящему наступлению. В начале января 1943г в результате напряжённой боевой работы войска ударных группировок Ленинградского и Волховского фронтов были полностью готовы к наступлению. Советское командование ждало благоприятного момента для удара под Ленинградом. И он наступил. В это же время, стремясь максимально использовать свой успех, достигнутый в ходе контрнаступления под Сталинградом, Ставка решила развернуть наступление и на других участках советско-германского фронта. Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся для войск Ленинградского и Волховского фронтов, Ставка ВГК приказала им 12 января 1943г. перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда. 12 января 1943г в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп реактивных миномётов - “катюш”. Во всей полосе наступления 67-й армии началась артиллерийская подготовка. Выстрелы почти двух тысяч орудий и миномётов слились в сплошной гул. 2 часа 20 минут над обороной врага бушевал огненный смерч. Дальнобойная артиллерия, чтобы не разрушить лёд у левого берега Невы, вела огонь по тыловым объектам врага - артиллерийским батареям, штабам и командным пунктам, узлам дорог. Как только кончилась артиллерийская подготовка, в воздух взвились сигнальные ракеты. Ледяная гладь реки заполнилась тысячами советских воинов, одетых в белые маскировочные халаты. Впереди с лестницами, досками, фашинами бежали бойцы штурмовых групп и отрядов разграждения. Через пять минут, вперёд устремились главные силы.

Информация о работе Блокада Ленинграда