Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:43, реферат
В июле 1941 года в тяжелых кровопролитных боях войска Северо-западного и Северного фронтов, моряки Балтийского фронта, задержали врага на дальних подступах к Ленинграду. Народное ополчение ценной больших потерь в начале сентября гитлеровцам удалось пройти непосредственно к городу. Не сумев овладеть городом с ходу, враг перешёл к длительной осаде.
Советские войны самоотверженно отразили удар противника. Оказавшиеся не в силах преодолеть сопротивление героических защитников Ленинграда, немецко-фашистское командование пыталось задушить город блокадой, разрушить его варварским налётом авиации и артиллерийскими обстрелами.
Мужество и стойкость советских воинов и населения силились в едином стремлении – отстоять родной город. Их сплочённость являлась важнейшим условием непобедимости Ленинграда.
В конце января 1944 года величественный город, площади и улицы которого овеяны дыханием революции, политы потом и кровью героических защитников, был полностью освобождён от вражеской блокады!
Вступление………………………………………………………………...2
Враг так близко……………………………………………………………3
Сирены зову на пост………………………………………………………5
Смольный……………………………………………………………….…9
Голод и холод……………………………………………………………..10
Дорога жизни……………………………………………………………...15
Прорыв блокады…………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….22
Рано утром 25 декабря, кода открылись булочные, горожане, стоявшие в очередях у их дверей, еще не знали о прибавке. Они получили её неожиданно. Многие женщины и дети плакали от радости. Еще 75 граммов хлеба, в общем - то крохотный кусочек, который легко сжать в кулаке. В блокадную пору он был бесценен. Он давал людям надежду на спасение от голодной смерти, на то, что их близкие и они сами будут жить.
К середине
зимы «Ледовая дорога» была хорошо организованной
автомагистралью, обеспечивавшей водителям
уверенную езду на большой скорости. Трассу
обслуживали 350 регулировщиков, в задачу
которых входило рассредоточение машин,
указание направления движения, наблюдение
за сохранностью льда и другие обязанности.
Эта работа требовала самоотверженности
и мужества, так как её требовалось вести
при любых условиях – лютых морозах, леденящих
ветрах, пурге, артобстрелах и налётах
вражеской авиации. В начале было выставлено
20 регулировочных постов, а затем их число
увеличили до 45 и даже 75 (на каждые 300 –
400 м один человек). Кроме этого выставлялись
маячные фонари с синими стёклами – вначале
на каждые 450 – 500 м, а затем на 150 – 200 м.
В помощь этой службе была оборудована
козёлками, указателями направления движения,
местонахождение заправочных станций,
пунктов забора воды и техпомощи, питательных
и обогревательных пунктов, картами –
схемами на перекрёстках и поворотах.
В дополнение к этому на дороге была организованна
диспетчерская служба, обеспеченная телефонной
связью. Все эти меры давали хорошую возможность
регулировать поток автотранспорта на
дороге и вполне надёжно обеспечивали
нормальное движение автомашин по указанным
маршрутам.
Военно – автомобильная дорога имела надёжную оборону. Наземную охрану осуществлял специально сформированный отдельный стрелковый 384-й полк под командованием полковника А. Королёва.
Противовоздушная
оборона ледовой трассы осуществлялась
зенитными средствами и истребительной
авиацией. Героические защитники
ледовой дороги своими самоотверженными
действиями парализовали все попытки
противника сорвать перевозки и нанесли
ему значительные потери.
Прошла зима, лёд растаял, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера.
Из воспоминаний Гилевой Любовь Ивановны.
Ей было 18 лет. За рулем грузового автомобиля она везла в составе колонны помощь ленинградцам. По Дороге жизни в основном ездили по ночам, без включенных фар. Было холодно, но закрывать дверцу кабины не разрешалось, чтобы, в случае необходимости, можно было выпрыгнуть. Лед был тонкий, хотя постоянно заливали водой. Постоянные бомбежки разбивали лед. Машины уходили под лед, срочно приходилось перегружать, брать чужой груз. Двигались медленно, без паники, без лишнего шума. На подножке с фонарем в руке стоял сопровождающий, указывая дорогу водителю и обозначая дистанцию. Но услугами сопровождающих пользовались только новички. Обратно вывозили раненых и детей. Перегружались на станции, днем немного отдыхали и снова в обратный путь…Так ее командировка, начавшаяся с уральской помощи блокадному Ленинграду продолжалась до конца зимнего сезона, пока на Ладоге стоял лед. Говорить о тех днях она спокойно не может, мешают слезы. Особенно трудны воспоминания о детях: голодных, легких как пушинки, с землистым цветом лица, провалившимися глазами, беспомощных и доверчивых. Потому, наверное, она и пришла в семью, где после смерти матери остались пять сирот (старшей 11 лет, а младшему 2 года) и заменила им достойно родную мать.
За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419 т различных грузов, из которых 262 419 т продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов к моменту окончания работы ледовой дороги составило 66 930 т.
Ледовая дорога так же сыграла важную роль в эвакуации населения города. Это была очень сложная задача. Эвакуации из Ленинграда подлежали несамодеятельная часть населения, а так же рабочие эвакуируемых заводов, учреждений, научные работники и др.
Массовая эвакуация началась
во второй половине января 1942
г., после того как Государственный Комитет
Обороны 22 января 1942г. принял постановление
об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда.
Прорыв
блокады.
Подготовка к операции по прорыву блокады проводилась в глубокой тайне.
Наступило 12 января 1943 года. В 9 утра над лесами, над широкой, крепко скованной льдом Невой, над всем передним краем господствовало тишина.
Десятки тысяч наших воинов в полной готовности уже напряженно отсчитывали оставшиеся до атаки минуты, но строжайшая военная тайна не должна была быть нарушена ни необычным единым звуком.
Гитлеровцы знали, что Ленинград готовится пробить блокаду. Они предугадывали, где именно мы дадим генеральный бой, - это им подсказывала сама географическая карта. День за днем воздвигали они все новые оборонительные сооружения на предполагаемом участке прорыва, стягивали сюда свои отборные части, еще и еще насыщали огневыми средствами узлы сопротивления, созданные за 16 месяцев блокады.
Но когда и с какими силами мы начнем прорыв – этого гитлеровцы не знали. И ожидавшийся целый год наш удар все-таки оказался для них неожиданным.
« Мы думали, - позже показал пленный санитар Ганс Петерс, -обычный огневой налет. Думали, что вот-вот перестанут. Но огонь усиливался. Солдаты стали нервничать. Потом все забрались, кто куда мог. Ефрейтор Ламберг Буути закричал: «Я был во многих походах, но такого грохота не слышал».
В 9.30 утра прокатился над Невой неистовый гром орудий.
Бомбами и пулеметным огнем немецкие пилоты хотели было сорвать работу артиллеристов. Внезапно шум моторов утроился, и, опрокинутые нашими истребителями, несколько самолетов рассыпались на части. Остальные фашистские штурмовики покинули поле боя – с этой минуты в небе стала господствовать наша авиация. Ее бомбовые удары были слышны за десяток километров вокруг.
Участок Невы по всему фронту наступления был уже всецело в наших руках. По льду переправилась артиллерия и прокатились новые волны пехоты.
Люди были злы, вдохновенны, неустрашимы…
К Ленинграду, пройдя, наконец, Неву, под конвоем идут пленные гитлеровцы. Давно, но совсем иначе надеялись они попасть туда. Вид их жалок и омерзителен.
В начале декабря 1942 года советские войска окружили, а в январе - начале февраля 1943 года разгромили главную группировку неприятеля, прорвали оборону немцев и перешли в наступление, отбросив врага на сотни километров на запад.
Шестнадцатимесячная блокада
За героизм и мужество, проявленные в битве за Ленинград, 140 воинов армии, 126 - флота, 19 партизан удостоены звания Героя Советского Союза. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов – участников обороны Ленинграда, 5,5 тысяч партизан и около 400 работников ледовой дороги награждены орденами и медалями Советского Союза.
1,5
миллиона защитников
Ленинграда были
награждены медалью
«За оборону Ленинграда».
И тогда и теперь, когда прошло более пол века с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём была их сила?
Ленинград выдержал столь
По-разному и о разном
Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг. Каждое новое поколение стремиться отдать свою дань преклонения перед легендарным подвигом ленинградцев, которые стояли насмерть в самом точном, буквальным значением этих слов; смерть они безоговорочно предпочитали бесславью рабству.
Гитлеровцам не удалось
Список литературы: