Блокада Ленинграда

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:00, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что Великая Отечественная война и блокада героического города Ленинграда стали одним из важнейшим событий 20 века в России.
Ленинград – это колыбель великого Октября, один из крупнейших политических, экономических научных и культурных центров страны. Это один из красивейших городов мира. За революционные, боевые и трудовые заслуги Ленинград награждён двумя орденами В.И. Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени.
За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почётное звание "Город – герой" и вручена медаль "Золотая Звезда". Разрабатывая план нападения на Советский Союз, немецко-фашистские агрессоры одной из ближайших задач ставили захват Ленинграда.
Основная цель данной работы – показать, опираясь на факты, все ужасы блокадного Ленинграда, как все это было, как проводилась оборона Ленинграда.
Из поставленной перед мною цели вытекают следующие задачи: в чем истоки и начало блокады Ленинграда, показать героизм и мужество людей защищавших Ленинград и каковы итоги одного из решающих событий в ходе Великой Отечественной войны.

Содержание

Введение ................................................................................................................................4

1. Глава 1. Истоки и начало блокады Ленинграда:.............................................................................................................6

1.1 §1 Начало ВОВ и жизнь Ленинграда накануне блокады...........................................6

1.2 §2 Образование блокадного кольца вокруг Ленинграда..............................................................................................................................8

2. Глава 2. Оборона блокадного Ленинграда и ее итоги:…………………………………...................................................................................10

2.1 §1 Героическая оборона защитников блокадного города ...........................................10

2.2 §2 Прорыв блокады Ленинграда.....................................................................................15

Заключение ………………………………………………….................................................16

Список литературы ................................................................................................................18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Запасы  продовольствия в городе таяли с  каждым днем. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу.     

Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания: зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой. Остановились  трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным  улицам. Основной "транспорт" жителей города – детские саночки.  Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.     

Враги надеялись, что тяжелые лишения  пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них  все человеческие чувства. 30 января 1942 года Гитлер цинично  заявил: "Ленинград мы не штурмуем  сознательно. Ленинград выжрет  самого себя". Но  фашисты просчитались. Плохо знали  они советских людей. Те, кто пережил  блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.      

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной  жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские  дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились".           

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь  – дистрофия. А к ней прибавилась  и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

         Массовая эвакуация  граждан началась только с января 1942 года по ледовой дороге.     

Для подвоза продовольствия и боеприпасов  оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру, но и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов. Судов на Ладоге было крайне мало и по этому  они не смогли существенно помочь голодающему городу. Наступил  ноябрь, Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для  открытия движения. Все ждали морозов.     

Конный  транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину  льда на всём озере, но были не в силах  ускорить его нарастание.     

Движение  судов прекратилось и начались перевозки. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога, народ очень точно назвал ее "Дорогой жизни". От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым.      

22 ноября наступил тот долгожданный  день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой  скорости, по следу лошадей поехали  они за грузом. .22 декабря через озеро доставили  700 тонн продовольствия, на следующий  день на 100 тонн больше…25 декабря произошло первое повышение  норм выдачи хлеба, рабочим  на 100 грамм, служащим, иждивенцам  и детям на 75 грамм….11 февраля паёк снова был увеличен.     

Большую помощь "Дороге жизни" оказали  ленинградские авторемонтные заводы № 1 и № 2, наладившие метод агрегатного  ремонта машин. Созданные ими  на обоих берегах Ладоги филиалы  за время работы ледовой дороги отремонтировали  более 5300 машин.     

Прошла  зима, лёд растаял, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера [10. С.190].          

За  всё время действия дороги, по ней  было доставлено в Ленинград 361 419 т  различных грузов, из которых 262 419 т  продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый  запас продуктов к моменту  окончания работы ледовой дороги составило 66 930 т.     

Ледовая дорога так же сыграла важную роль в эвакуации населения города. Это была очень сложная задача. Эвакуации из Ленинграда подлежали  несамодеятельная часть населения, а так же рабочие эвакуируемых заводов, учреждений, научные работники  и др.     

Наконец наступила весна 1942 года, которую  с таким нетерпением ждали  ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг –эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Но город был полностью очищен.     

С осени началась подготовка к операции "Искра". Час наступления близился, но зима запаздывала, первые машины пошли  через Ладогу только в конце декабря. Думали как переправлять через Неву танки.     

"12 января 9.30. Вот она, минута, которой так ждали. Небо над Невой прорезали огненные полосы залпа 14 дивизионов гвардейских минометов – "катюш". Грянула артиллерия: с правого берега Невы около 1900 орудий и крупнокалиберных минометов – по 144 на километр прорыва и 2100 с Волховской стороны – по 160 на километр. Шли упорные бои. И только через две недели, в ночь на 6 февраля, по проложенной в рекордно короткий срок железной дороге Шлиссельбург – Поляны прошли первые поезда. Фашисты еще просматривали с Синявинских высот коридор, пробитый в блокадном кольце, яростно, с остервенением обстреливали буквально каждый шедший по новой дороге поезд, но сухопутная связь осажденного города с Большой землей все равно уже была восстановлена"

§2 Прорыв блокады Ленинграда

 

      

Подготовка  к операции по прорыву блокады  проводилась в глубокой тайне. Наступило 12 января 1943 года. В 9 утра над лесами, над широкой, крепко скованной льдом Невой, над всем передним краем господствовало тишина. Десятки тысяч наших воинов в полной готовности уже напряженно отсчитывали оставшиеся до атаки минуты, но строжайшая военная  тайна не должна была быть нарушена ни необычным единым звуком.      

Гитлеровцы  знали, что Ленинград готовится  пробить блокаду. Они предугадывали, где именно мы дадим генеральный бой, – это им подсказывала сама географическая карта. День за днем воздвигали они все новые оборонительные сооружения на предполагаемом участке прорыва, стягивали сюда свои отборные части, еще и еще насыщали огневыми средствами узлы сопротивления, созданные за 16 месяцев блокады. Но  когда и с какими силами мы начнем прорыв – этого гитлеровцы не знали. И ожидавшийся целый год наш удар все-таки оказался для них неожиданным.      

В 9.30 утра прокатился над Невой неистовый  гром орудий. Бомбами и пулеметным огнем немецкие пилоты хотели было сорвать работу артиллеристов. Внезапно шум моторов утроился, и, опрокинутые нашими истребителями, несколько самолетов рассыпались на части. Остальные фашистские штурмовики покинули поле боя – с этой минуты в небе стала господствовать наша авиация. Ее бомбовые удары были слышны за десяток километров вокруг. Используя благоприятно сложившуюся обстановку, войска Волховского и Ленинградского фронтов, усиленные резервами ударили  с двух сторон по укреплённым позициям неприятеля южнее Ладоги. Немецкие части оказали сильное сопротивление. После семидневных тяжёлых боёв враг был отброшен от южного берега Ладожского озера на 10 км. Шестнадцатимесячная блокада Ленинграда усилиями советских воинов 18 января 1943 года была прорвана.     

За 18 дней была построена дорога протяжением 33 км и сооружён временный мост через  Неву. 6 Февраля в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Организационная структура перевозок  сохранялась прежняя. Снабжение города резко улучшилось. Завезли  уголь, промышленность получила электроэнергию, замороженные заводы и фабрики ожили. Город восстанавливал силы.     

Общая же обстановка на советско-германском фронте оставалась напряжённой и  не позволяла в это время полностью  разгромить немецкие войска под Ленинградом. Обстановка к концу 1943 года коренным образом изменилась. Наши войска готовились к новым решающим ударам по врагу. Под Ленинградом немецко-фашистские дивизии продолжали оставаться на своих позициях на значительной протяжённости линии фронта. Гитлер и его штаб всё ещё надеялись захватить город.     

Но  наступил час расплаты. Войска Ленфронта, хорошо подготовленные и оснащённые боевой техникой, под командованием  генерала армии Говорова в середине января 1944 года перешли в наступление  из районов Ораниенбаума и Пулково. Форты и корабли Балтийского  флота открыли ураганный огонь  по укреплённым позициям немцев. Одновременно всеми силами ударил по врагу Волховский фронт. 2-й Прибалтийский фронт  до начала наступления Ленинградского и Волховского фронтов активными  действиями сковал вражеские резервы  и не позволил перебросить их под  Ленинград. В результате тщательно  разработанного талантливыми полководцами плана, хорошо организованного взаимодействия войск трёх фронтов и Балтийского  флота сильнейшая группировка немцев была разгромлена, и Ленинград полностью освободился от блокады.      

За  героизм и мужество, проявленные  в битве за Ленинград, 140 воинов армии, 126 - флота, 19 партизан удостоены звания Героя Советского Союза. 350 тысяч  солдат, офицеров и генералов - участников обороны Ленинграда, 5,5 тысяч партизан и около 400 работников ледовой дороги награждены орденами и медалями Советского Союза. 

1,5 миллиона защитников Ленинграда  были награждены медалью "За  оборону Ленинграда".   
 

     Заключение

 

      

И тогда и теперь, когда прошло более  пол века с тех пор, как Ленинград  освободился от блокады, людей всего  мира поражало и поражает одно: как  могли ленинградцы при таких  лишениях выдержать беспримерную в  истории войн борьбу? В чём была их сила?     

Ленинград выдержал столь длительную осаду 900 дней, прежде всего потому, что население, воспитанное на революционных, боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город. И хотя не было ни дров, ни угля, а зима стояла лютая, велись орудийные обстрелы и днём и ночью, пылали пожары, мучил острый голод, ленинградцы все перенесли. Защита города стала для них долгом гражданским, национальным, социальным.      

По-разному  и о разном рассказывают его монументы  и памятники, названия улиц, площадей, набережных. Многие из них подобны  шрамам, оставшимся от суровых испытаний  и кровопролитных сражений. События  того времени отодвинулись от нас  на десятилетия, у детей родившихся после войны, давно свои дети, растет второе поколение, для которого ленинградская блокада – это книги, кинофильмы, рассказы старших. Время, однако, не гасит живого чувства человеческой благодарности к тем, кто жизнью своей преградил путь в город фашистским полчищам. Рассекая небо, поднялся на въезде в город, в его южных парадных воротах, четырехгранный обелиск, по сторонам которого, как современники наши, наших внуков и правнуков, застыли бронзовые фигуры героических участников легендарной обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; сотни тысяч советских людей своим трудом и своими средствами приняли участие в его сооружении. Превратилось в 220-километровый пояс Славы, оделось в гранит и бетон монументов, мемориалов огненное, несжимаемое кольцо блокады: у Пулкова и Ям-Ижоры, у Колпина, на Пулковских высотах, в районе Лигова и бывшего Урицка, по границам Ораниенбаумского "пятачка", на Невском "пятачке" застыли, подобно бессмертным часовым, в почетном карауле обелиски, стелы, памятные знаки, скульптуры, вознесенные на пьедесталы орудия и боевые машины. Вдоль Дороги жизни от Ленинграда до Ладожского берега выстроились памятные путевые столбы. Вечные огни пылают на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.      

Годы  идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг. Каждое новое  поколение стремиться отдать свою дань преклонения перед легендарным  подвигом ленинградцев, которые стояли насмерть в самом точном, буквальным значением этих слов; смерть они  безоговорочно предпочитали бесславью  рабству.      

В конце января 1944 г. величественный город, площади и улицы которого овеяны дыханием революции, политы потом и  кровью героических защитников, был  полностью освобождён от вражеской  блокады.     

Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград  ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и  измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву  с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся с  фронтом. Ленинградцы пережили ужасы  голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем не сравнимые  потери, но не сдались. Город-фронт не просто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены блокировавшие  его войска. Серьёзно подорванным  в итоге оказался дух самих  гитлеровцев, населения Германии, её сателлитов. На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронено около 470 тысяч ленинградцев (на 1980 г.).      

Мужчины, женщины, дети… Они тоже хотели жить, но они не могли представить себе жизни в неволе, под пятой врага, они считали себя не вправе отступить  с рубежей, завоёванных Октябрём. И они умирали во имя и ради будущего, которое стало сегодня  нашим счастьем.  

       

  Список источников и литературы

 

  
      

  1. Буров А.В. Блокада. День за днем. 22 июня 1941 г. – 27 января 1944 г. – Л., 1979. – 422 с.
  2. Виноградов И.В. Герои и судьбы. – Л.: Лениздат, 1988. – 402 с.
  3. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. – М., 1961. – 516 с.
  4. Ленинград в Великой Отечественной войне Советского Союза. – Л., 1994. – 426 с.
  5. Ленинград. Блокада. Подвиг. – Л., 1984. – 421 с.
  6. Ленинградская правда. – Л., 1986. – 250 с.
  7. Манаков Н.А. В кольце блокады: хозяйство и быт осажденного Ленинграда. – Л., 1961. – 254 с.
  8. Михалин П.В. Ладога. – Л., 1985. – 285 с.
  9. Непокоренный Ленинград. – Л., 1985. – 162 с.
  10. Оборона Ленинграда 1941 – 1944 г. – Л.: Наука, 1968. – 566 с.
  11. 900 героических дней. – Л., 1966. – 560 с.

Информация о работе Блокада Ленинграда