Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, реферат
1. Детство, образование и воспитание
2. Вступление на престол и начало правления
3. Внешняя политика и русско-японская война
4. Революция 1905—1907 годов
5. Первая мировая война
6. Ссылка и расстрел
20 декабря 1904 года был сдан Порт-Артур. К.Н.Рыдзевский, согласно дневнику Александры Богданович, так описал реакцию Николая II на это событие[42]
«Новость, которая удручила всех, любящих свое отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти. Тут же начались рассказы Сахарова, его анекдоты, и хохот не переставал. Сахаров умел забавлять царя. Это ли не печально и не возмутительно!»[43]. Воспоминания Юрия Данилова описывают другое отношение Николая к подобным событиям ("холодное, каменное, ледяное спокойствие"); о ситуации перед неизбежной (судя по донесениям) сдачей Порт-Артура Ю.Данилов пишет: "В царском поезде большинство было удручено событиями, сознавая их важность и тяжесть. Но Император Николай II почти один хранил холодное, каменное спокойствие. Он по-прежнему интересовался общим количеством верст, сделанных им в разъездах по России, вспоминал эпизоды из разного рода охот, подмечал неловкость встречавших его лиц, и т.д. ... Свидетелем того же ледяного спокойствия Царя мне пришлось быть и позднее; в 1915-м году в трудный период отхода наших войск из Галичины; в следующем году, когда назревал окончательный разрыв Царя с общественными кругами, и в мартовские дни отречения во Пскове в 17-м году."
Исход войны решило
морское сражение
при Цусиме в мае
1905 года, которое завершилось полным поражением
русского флота. 23 мая 1905 года император
получил, через посла США в Петербурге, предложение президента Т. Рузвельта о посредничестве для заключения
мира. Тяжёлое положение русского правительства
после русско-японской войны побудили
германскую дипломатию сделать в июле
1905 года ещё одну попытку оторвать Россию
от Франции и заключить русско-германский
союз: Вильгельм
IIпредложил Николаю
II встретиться в июле 1905 года в финляндских
шхерах, около острова Бьёрке.
Николай согласился, и на встрече подписал
договор; вернувшись в Петербург, отказался
от него, так как 23 августа (5 сентября) 1905 года
вПортсмуте русскими
представителями С. Ю. Витте и
Американский исследователь эпохи Т. Деннетт в 1925 году утверждал: «Мало кто теперь считает, что Япония была лишена плодов предстоявших побед. Преобладает обратное мнение. Многие полагают, что Япония была истощена уже к концу мая, и что только заключение мира спасло ее от крушения или полного поражения в столкновении с Россией.»[
Поражение в русско-японской войне (первое за полвека) и последующее подавление смуты 1905—1907 гг. (впоследствии усугубившееся появлением слухов о влияниях Распутина) привели к падению авторитета императора в правящих и интеллигентских кругах].
Живший в Петербурге
во время войны немецкий журналист
Г. Ганц отмечал пораженческую позицию
значительной части дворянства и интеллигенции
по отношению к войне: «Общей тайной молитвой
не только либералов, но и многих умеренных
консерваторов в то время было: „Боже,
помоги нам быть разбитыми»].
Революция 1905—1907 годов
Основная статья: Революция 1905—1907 годов в России
С началом русско-японской
войны Николай II пошёл на некоторые
уступки либеральным кругам: после
убийства эсеровским боевиком министра
внутренних дел В. К. Плеве он
назначил на его пост считавшегося либералом П. Д. Святополк-
6 января 1905 года (праздник Крещения),
во время водосвятия на иордани (
События 9 января 1905 года
в Санкт-Петербурге
9 января (ст. ст.) 1905 года
в Петербурге по инициативе
священника Георгия
Гапона состоялосьшествие рабоч
События 9 января стали поворотным моментом в русской истории и положили начало Первой русской революции. Либеральная и революционная оппозиция возложила всю вину за случившиеся события на императора Николая. Священник Гапон, скрывшийся от преследований полиции, написал вечером 9 января воззвание, в котором призвал рабочих к вооружённому восстанию и свержению династии. «Зверь-царь, его чиновники-казнокрады и грабители русского народа сознательно хотели быть и сделались убийцами безоружных наших братьев, жен и детей. Пули царских солдат, убивших за Нарвской заставой рабочих, несших царские портреты, простреливали эти портреты и убили нашу веру в царя. Так отомстим же, братья, проклятому народом царю, всему его змеиному царскому отродью, его министрам и всем грабителям несчастной русской земли! Смерть им всем!»Редактор либерального журнала «Освобождение» П. Б. Струве в статье «Палач народа» писал: «Народ шёл к нему, народ ждал его. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царём. Всё равно, кто он, надменный деспот, не желающий снизойти до народа, или презренный трус, боящийся стать лицом к лицу с той стихией, из которой он почерпал силу, — после событий 9/22 января 1905 г. царь Николай стал открыто врагом и палачом народа». В революционной печати день 9 января получил название «Кровавого воскресенья» Впоследствии это название было закреплено Кратким курсом истории ВКП(б)[ и вошло в советскую и российскую историографию.
Нарастание революции. Манифест 17 октября
4 февраля в Московском Кремле бомбой террориста был убит великий князь Сергей Александрович, исповедовавший крайне правыеполитические взгляды и имевший определённое влияние на своего племянника.
17 апреля 1905 года
был дан указ «Об укреплении
начал веротерпимости»,
В стране продолжались
стачки; начались волнения на окраинах
империи: в Курляндии Лесные братья начали
вырезать местных немецких помещиков,
на Кавказе началась Армяно-татарская резня. Революционеры и сепаратисты
получали поддержку деньгами и оружием
от Англии и Японии. Так, летом 1905 года
в Балтийском море был задержан севший
на мель английский пароход «Джон Графтон»,
перевозивший несколько тысяч винтовок
для финских сепаратистов и боевиков-революционеров.
Произошло несколько восстаний на флоте
и в различных городах. Самым крупным стало
декабрьское восстание в Москве. Одновременно
большой размах получил эсеровский и анархистский
индивидуальный террор. Всего за пару
лет революционерами были убиты тысячи
чиновников, офицеров и полицейских —
за один 1906
год было убито 768
и ранено 820 представителей и агентов власти.
Вторая половина 1905 года была отмечена
многочисленными волнениями в университетах
и в духовных семинариях: из-за беспорядков
было закрыто почти 50 средних духовно-учебных
заведений. Принятие 27 августа временного
закона об автономиях университетов вызвало
всеобщую забастовку учащихся и всколыхнуло
преподавателей университетов и духовных
академий. Оппозиционные партии воспользовались
расширением свобод для усиления атак
на самодержавие в печат.
Письмо императора Николая II императрице Марии Федоровне. 14 января 1906. Автограф: «Трепов для меня незаменимый, своего рода, секретарь. Он опытен, умён и осторожен в советах. Я ему даю читать толстые записки от Витте и затем он мне их докладывает скоро и ясно. Это конечно секрет для всех!»
6 августа 1905 года были подписаны манифест об учреждении Государственной думы («как законосовещательного установления, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов» — булыгинской Думы), закон о Государственной думе и положение о выборах в Думу. Но набиравшая силы революция перешагнула через акты 6 августа: в октябре началась всероссийская политическая стачка, бастовало свыше 2 млн человек. Вечером17 октября Николай, после психологически тяжёлых колебаний, решился подписать манифест, повелевавший, среди прочего: «1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. <…> 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.» 23 апреля 1906 годы были утверждены Основные государственные законы Российской империи, предусматривавшие новую роль Думы в процессе законодательства. С точки зрения либеральной общественности, манифест знаменовал конец русскогосамодержавия как неограниченной власти монарха.
Через три недели после манифеста были амнистированы политические заключённые, кроме осуждённых за терроризм; указ 24 ноября 1905 отменял предварительную как общую, так и духовную цензуру для повременных (периодических) изданий, выходящих в городах империи (26 апреля 1906 года отменена всякая цензура).
После опубликования
манифестов забастовки пошли на убыль;
вооружённые силы (кроме флота, где
имели место волнения) сохранили
верность присяге; возникла и негласно
поддерживалась Николаем крайне правая
монархическая общественная организация — Союз русского народа.
Первая мировая война
19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила войну России: Россия вступила вмировую войну, которая для неё закончилась крахом империи и династии.
Николай II прилагал усилия для предотвращения войны и во все предвоенные годы, и в последние дни перед её началом, когда (15 июля 1914 г.) Австро-Венгрия объявила войну Сербии и начала бомбардировки Белграда. 16 (29 н.с.) июля 1914 г. Николай II отправил Вильгельму II телеграмму, с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию»[83] (в Международный третейский суд в Гааге)[84](Примечание. Вильгельм II не ответил на эту телеграмму
Оппозиционные партии и в странах Антанты, и в России (в т.ч. социал-демократы) в начале ПМВ считали агрессором именно Германию. В.И.Ленин осенью 1914 г. писал, что именно Германия развязала войну, в удобное для неё время [89]
20 июля 1914 года императором
был дан и к вечеру того
же дня опубликован манифест
о войне, а также именной
высочайший указ, в котором он,
«не признавая возможным, по
причинам общегосударственного
характера, стать теперь во
главе наших сухопутных и
Указами от 24 июля 1914 года прерывались с 26 июля занятия Государственного Совета и Думы. 26 июля вышел манифест о войне с Австрией. В тот же день состоялся высочайший приём членов Государственного Совета и Думы: император прибыл к Зимнему дворцу на яхте вместе с Николаем Николаевичем и, войдя в Николаевский зал, обратился к собравшимся со следующими словами: «<…> Германия, а затем Австрия объявили войну России. Тот огромный подъём патриотических чувств любви к Родине и преданности престолу, который как ураган пронёсся по всей земле нашей, служит в моих глазах и, думаю, в ваших ручательством в том, что наша великая матушка-Россия доведёт ниспосланную Господом Богом войну до желанного конца. <…> Уверен, что вы все и каждый на своём месте поможете мне перенести ниспосланное мне испытание и что все, начиная с меня, исполнят свой долг до конца. Велик Бог Земли Русской!» В заключение своей ответной речи Председатель Думы камергер М. В. Родзянко, сказал: «Без различия мнений, взглядов и убеждений Государственная Дума от лица Русской Земли спокойно и твёрдо говорит своему царю: „Дерзайте, государь, русский народ с вами и, твёрдо уповая на милость Божию, не остановится ни перед какими жертвами, пока враг не будет сломан и достоинство Родины не будет ограждено“.»