Биография и историография Владимира Мономаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Владимир Мономах внес огромный вклад в развитие истории нашей страны. Этот человек по справедливости может называться «человеком своего времени», ибо около его имени вращаются почти все важные события русской истории второй половины XI и первой четверти XII века.

Содержание

1. Вступление .................................................................................................... 3
2. Владимир до княжения в Киеве .................................................................. 4
2.1. Княжеские междоусобицы ........................................................ 5
2.2. Военная деятельность. Борьба с половцами ............................ 5
2.3. Восстание в Киеве ...................................................................... 8
3. Владимир Мономах – великий князь .......................................................... 10
4. Владимир вне политики ............................................................................... 12
5. Заключение .................................................................................................... 17
6. Список литературы ....................................................................................... 18

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.docx

— 184.31 Кб (Скачать)

       Все больше людей не имело возможности  самостоятельно вести свое хозяйство  в сельской местности и в городах, прокормить семью, детей. Они шли  в кабалу к богатым, продавали  себя в холопы, брали в долг деньги, семена для посева, орудия труда. За это холопы должны были либо отрабатывать в хозяйстве своего «благодетеля», либо за взятые деньги кроме возврата суммы долга, еще и платить проценты, которые повышались с каждым годом. Особенно злодействовали ростовщики. Их основным занятием было ссуждать нуждающихся людей деньгами за высокие проценты.

       Большим «сребролюбцем» и жестоким ростовщиком  был и сам великий князь  Святополк Изяславич. Когда в 1113 году он внезапно умер, обстановка в Киеве еще больше обострилась. Различные боярские группировки начали борьбу за власть. В это время тревожно загудел торгово-ремесленный Подол – нижняя часть города, где жили мелкие торговцы, ремесленники, городская беднота. Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы в адрес бояр, ростовщиков. Толпа разгромила двор одного из бояр, удар пришелся и по европейским купцам и ростовщикам. В Софийском соборе по зову митрополита сошлись бояре, старшие дружинники, епископы и игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в город Владимира Мономаха, только он мог унять выступление народа. Поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, ведь он не был старшим потомком Ярослава Мудрого. Страшился Мономах и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику – Святополку. У него так же не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.

       На  следующее утро народ снова высыпал  на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа  бросилась в сторону монастырей. Мятеж нарастал, вовлекая в свой водоворот все новые и новые  сотни людей. Поднялись против своих  господ окрестные смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать  проценты и расправлялись с ростовщиками, холопы вышли из повиновения господам. И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято решение  пригласить Мономаха в Киев. 20 апреля 1113 года Владимир Мономах с дружиной вступил в Киев. Стремление защитить порядок в городе и стране, унять разгулявшуюся «чернь» оказалось для князя сильнее других расчетов. Волнения быстро прекратились. Началось правление нового великого киевского князя – Владимира Мономаха. К тому времени ему было уже 60 лет.

 

3. Владимир Мономах  – великий князь.

       

       Время Владимира Мономаха на Руси оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил общество, то есть прекратил внутреннюю борьбу. Причем сделал это князь не только за счет силы, но и за счет разумных уступок низам общества. Сразу же после начала правления он дал Руси новую Русскую Правду, которая называлась «Устав Владимира Всеволодовича». В этом уставе были сохранены многие статьи прежней Русской Правды, защищавшей порядок, имущество и личность человека. Проценты за взятый долг значительно снижались, а многие непосильные долги были ликвидированы. Произвол ростовщиков был ограничен. Так же устав включал новые статьи, облегчавшие участь смердов, закупов, рядовичей и даже холопов. Тем самым Владимир сумел устранить наиболее глубокие и болезненные язвы общества, снял социальное напряжение в городах и селах. Он показал верхушке русского общества, что управлять страной и повышать ее силу и благополучие следует не насилием одних над другими, а прежде всего строгими, но разумными правилами. Его устав был направлен на то, чтобы уберечь бояр, дружинников, духовенство и купечество от насилия со стороны низов общества, но одновременно обезопасить все общество от беспорядков, поддержать хозяйство смердов и ремесленников, которые составляли основу благосостояния общества.

       В истории Руси он выступил как первый серьезный реформатор, то есть как  человек, осуществивший ряд серьезных  преобразований в жизни общества, которые утихомирили, хотя бы на некоторое  время, несогласия, раздоры, насилие. Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Не нарушая заповеди Ярослава Мудрого  и решений Любечского съезда о том, что каждый князь «держит отчину свою», он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю. При этом он действовал стремительно и жестко. Так, когда Владимир узнал, что среди новгородского боярства созрел заговор в пользу отделения Новгорода от Киева, он вызвал бояр в Киев и бросил их в темницу.

       Княжение  Владимира в Киеве стало периодом укрепления экономических и политических позиций Руси. Под властью Киевского князя объединилась большая часть земель Древнерусского государства; большинство князей признали его «старейшим князем» на Руси. На княжение в наиболее важных русских землях Владимир посадил своих сыновей: Мстислава в Новгороде, Ярополка в Переяславле, Вячеслава а Смоленске, Юрия в Суздале, Андрея во Владимире-Волынском. Подавил он и сепаратизм черниговских князей – даже Олег Святославич беспрекословно слушался своего двоюродного брата. Нанес Мономах удар и по Полоцкому княжеству, где постоянно проявлялись сепаратистские настроения.

       Одной из главных заслуг Владимира Мономаха стала организация дальнейшего  наступления на половцев и предотвращение их набегов. Это уже не было обороной, Русь сама стремилась нанести удар своим врагам. В 1116 году великий князь сам возглавил поход в степь, хотя был уже немолод. Затем он посылал против половцев своих сыновей.

       Продолжал Владимир и балканскую политику своих  предков. Он, как когда-то Святослав, попытался утвердиться на Дунае. На юг было послано русское войско, а Мономах даже утвердил своих посадников – управителей в дунайских городах. Но Византия поспешила уладить отношения миром: на Русь было послано посольство с богатыми дарами и просьбой, не нарушать мирных отношений с империей. Среди даров были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. С тех пор и возникла легенда о так называемой «шапке Мономаха». В реальности же шапка Мономаха, которая ныне находится в оружейной палате Московского Кремля, была изготовлена гораздо позднее: татарский хан Узбек подарил тюбетейку Ивану Калите, которая впоследствии была украшена драгоценными камнями.

 

4. Владимир вне политики. 

       

       Владимир  Мономах на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде 

       Владимир  Мономах был глубоким религиозно-философским  мыслителем. Об это свидетельствует  его знаменитое «Поучение» — наказ, завещание, которое он предназначал для своих детей. «Поучение» —  это первая в нашей истории  настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой  выдающийся памятник древнерусской  религиозно-философской мысли. Текст  «Поучения» показывает, насколько глубоко  к началу XII века христианское миросозерцание проникло в души и сердца мирских  людей. Ведь, по сути дела, «Поучение» Владимира  Мономаха — это первое известное  нам в Киевской Руси светское произведение, основанное на христианском вероучении. Иначе говоря, это первое русское  христианское сочинение, написанное светским человеком, а не монахом или священнослужителем. Конечно, в «Поучении» можно увидеть, что на бытовом уровне в жизни  русских людей XII века еще сохраняются  языческие обычаи. Так, сам Владимир Мономах продолжает носить 2 имени  — «нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир». Языческий  образ ожидания смерти — «на санех седя» — используется великим князем для объяснения причин создания «Поучения». Именно по древней, но сохраняющейся еще на Руси языческой традиции, умершего везли либо в ладье, либо в санях. Следовательно, Мономах написал свое «Поучение», находясь на склоне лет, готовясь отойти в мир иной. Не чуждо ему и воспевание воинской доблести князей, своими корнями уходящее в языческую древность. Тем не менее весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения» Владимира Мономаха — глубоко христианские. Многочисленные и объемные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого, приведенные в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения Киевскогокнязя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру. И тогда у них сохранится надежда на избавление от грехов, обретение вечного спасения и вечную жизнь в Царствие Небесном, которая окрыляет душу всякого христианина и составляет главную цель земного бытия: «…Избыти грееховъ своихъ и Царствия не лишитися».

       Красными  нитями через текст «Поучения» проходят два глубинных христианских символа. Первый из них — символ сердца. В христианском понимании сердце — это вместилище и хранилище Божией благодати, средоточие и ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Владимир Мономах, надеясь, что они примут его наказ «в сердце свое». И также к сердцам своих детей обращается он в надежде на то, что, истинно уверовав, они не будут лишены Божией благодати: «Аще вы Богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о гресех своих».

Второй символ — символ страха Божьего, который неразрывно связан с символом сердца. Уже в начале «Поучения» Владимир Мономах пишет: «Первое, Бога для и душа своея, страх имейте Божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру». В этом отношении интересен тот факт, что идея страха Божьего уже вышла из монашеской среды и проникла в умы и души светских людей, даже властителей.

Необходимо отметить, что позднее символы сердца, как  вместилища Божией благодати, и страха Божьего, как начала мудрости, станут одними из важнейших во всей древнерусской религиозно-философской мысли. Более того, эти символы будут сохранять свое значение и в XVIII—XX вв., став основой целого направления в отечественной философии, получившего именование «метафизика сердца».

В «Поучении» Владимира  Мономаха перед нами разворачивается  настоящая яркая и образная картина  христианского благочестия. И это  тоже не случайно. Ведь одна из целей  «Поучения» — показать идеальный  образ христианского властелина. Покаяние, милосердие, молитва, попечение  о слабых, справедливость, упование на Бога объявляются Владимиром Мономахом теми «малыми делами», которые доступны всем и которые должны служить основными принципами управления государством: «Да то вы, дети мои, не тяжька заповедь Божья, оже тееми делы 3-ми избыти грееховъ своихъ и Царствия не лишитися». Среди этих принципов — и обязательный союз с церковью, уважительное отношение к священнослужителям. Но при этом Владимир Мономах постоянно делает акцент на главной для него в этом случае идее — инициатива истинного христианского благочестия должна исходить от правителя.

Интересно в  этом отношении, что Владимир Мономах, будучи светским правителем, довольно-таки скептически относится ко все более нараставшему с к. XI в. аскетизму. Наоборот, он утверждает, что исполнение Божиих заповедей не составляет больших трудностей, а включает в себя всего лишь «три малых добрых дела»: покаяние, слезы и милостыня. Он призывает своих детей: «А Бога для не леенитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х деелъ теехъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко иние добрии терпять, но малым деломь можно улучити милость Божию». Идея «спасения малыми делами», столь ярко представленная в «Поучении» Владимира Мономаха — это явный отголосок все еще сохраняющего свое влияние раннего древнерусского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Ведь и само христианское мироощущение вел. князя — достаточно светлое и оптимистичное даже несмотря на то, что ему близка идея страха Божьего. В этом смысле «Поучение» Владимира Мономаха — это пересечение двух христианских традиций внутри православной веры. А, по сути дела, даже трех традиций, если учитывать некоторое влияние языческих верований. Важнейшей задачей истинного христианского правителя, помимо насаждения христианского благочестия, является сохранение единства своего государства. Поэтому, когда Владимир Мономах излагает в «Поучении» историю своей жизни, столь ярко вырисовывается идея единства Руси. Именно этой идее и служил сам Владимир Мономах. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодовичем пример: прилетающие весной из рая птицы, занимают свое принадлежащее лишь им место; слабые занимают свое, а сильные — свое. И ни одна не пытается согнать др. и занять лучшее место — каждая довольствуется своим уделом. Так, считал Мономах, должны поступать и князья Рюриковичи. Так всю свою жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды родной земли.

       Об  этом свидетельствует еще одно его  произведение, дошедшее до нас —  «Письмо к Олегу Святославичу», внуку Ярослава Мудрого и многолетнему сопернику Мономаха. В этом письме Владимир Мономах призывает своего соперника отказаться от кровопролитной борьбы и мести, несмотря даже на то, что Олег Святославич убил в междоусобной борьбе за г. Муром сына Мономаха — Изяслава. Это письмо — свидетельство того, как сам Владимир Мономах, обуреваемый жаждой мести, подавляет в себе это низменное начало и пытается замириться с братом. Интересно, что в этом послании вновь важное место занимает символ сердца: «О многострастный и печалны азъ! — восклицает Владимир Мономах. — Много борешися сердцемъ, и одолевши, душе, сердцю моему, зане, тленьне сущи, помышляю, како стати пред Страшным Судьею, каянья и смиеренья не приимшим межю собой». Источником его мирных намерений служат, во-первых, идея Христовой любви, а во-вторых, забота о единстве Русской земли. Даже со смертью сына готов примириться Владимир Мономах, во имя прекращения междоусобицы. Поэтому и обращается он к Олегу Святославичу с призывом к смирению и покаянию, утверждая: «…Не хочю я лиха, но добра хочю братьи и Русьской земли».

       Произведения  Владимира Мономаха — «Поучение» и «Письмо к Олегу Святославичу» — дошли до нас в единственном экземпляре в составе Лаврентьевской летописи. Но это не значит, что они не были известны современникам и потомкам. Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе. Более того, в XVI в., когда встал вопрос о принятии московскими великими князьями царского титула, именно Владимир Мономах, как внук константинопольского императора, стал важнейшим звеном в генеалогическом древе, обосновывающим царские претензии московских государей. И недаром царский венец, которым стали венчаться на царство, получил название «шапки Мономаха». 

       

       Завещание Владимира Мономаха детям (1125 год). Гравюра, XIXв. 

       Значительный  интерес представляет составленная Владимиром Мономахом «Летопись», содержащая описание военных и охотничьих подвигов князя. В этих произведениях, как  и во всей своей деятельности, Владимир Всеволодович выступает за политическое, религиозное и военное единство Русской земли при сохранении права каждого князя на самостоятельное  управление своей «отчиной». В правление  Мономаха в Киевском Выдубицком монастыре составлена новая редакция «Повести временных лет», включившая легенду о крещении Руси Апостолом Андреем и переработанный вариант описания событий конца XI – начала XII веков, выдвигающий на первый план деятельность самого Владимира. Создано «Сказание о святых Борисе и Глебе», получило широкое распространение их церковное почитание (в 1115 году мощи Бориса и Глеба торжественно перенесены в новую каменную церковь в Вышгороде). Сохранилось мало сведений о градостроительных и иных мирных делах князя. Летописи сообщают лишь о сооружении в годы его княжения моста через Днепр в Киеве и основании в Ростово-Суздальской земле, на реке Клязьма, города Владимир, ставшего впоследствии столицей Великого Владимирского Княжества.

Информация о работе Биография и историография Владимира Мономаха