Библиотека царя Ашшурбанапала

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:49, реферат

Описание работы

Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах книги Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним царём Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями.

Содержание

Введение. Ниневия, столица Ассирии.....................................................................2
Эра великих открытий. Дешифровка клинописных знаков....................................4
Предыстория раскопок...........................................................................................5
Начало открытий.....................................................................................................6
Библиотека царя Ашшурбанипала........................................................................10
Эпос о Гильгамеше.............................................................................................17
Дальнейшая судьба археологов............................................................................19
Христианские святыни.........................................................................................24
Вывод........................................................................................................................25
Список использованных источников.......................................................................26

Работа содержит 1 файл

Библиотека царя Ашшурбанапала.docx

— 54.05 Кб (Скачать)

Вполне вероятно, Лейард не собирался возобновлять прерванные раскопки, но первые попытки заняться политикой не принесли желаемых результатов. Однако роль полуофициального представителя  по изучению памятников в окрестностях Мосула была уже недостаточной для  признанного ученого. Лейард возвращался  на берега Тигра с солидной суммой денег и должностью атташе при  британском посольстве в Стамбуле. В августе 1849 года Лейард возобновил прерванные два года назад исследования. На этот раз он, пользуясь более  щедрым финансированием, расчитывал развернуть раскопки одновременно в Ниневии, Вавилоне и на юге Месопотамии. Однако главной  целью второй экспедиции была Ниневия.

Из недр холма Куюнджик возникали развалины дворцов  ассирийских царей, а внутри этих дворцов скрывались не менее интересные свидетельства ассирийской истории. Одним из важнейших открытий стала  так называемая библиотека царя Ашшурбанипала. Впрочем, первая часть этого уникального  собрания клинописных табличек была найдена в 1849 году на территории дворца, принадлежавшего царю Сеннахерибу. Спустя три года на территории другого дворца усилиями Рассама были найдены остатки библиотеки самого Ашшурбанипала. К сожалению, описывать отдельно каждую табличку никто не стал, в результате чего при упаковке и распаковке находок, оба собрания были перемешаны, лишив исследователей возможности точно определить место, где были обнаружены тексты.

 

Библиотека  царя Ашшурбанипала.

Перед ним открылись памятники  удивительного древнего искусства: изображения богов, царей, воинов и  рабов. Из тьмы веков перед ним  выступили гигантские изваяния странных чудовищ: одни были с головой быка, другие – с орлиными крыльями и  человеческой головой. Кладоискателю  удалось отыскать черный базальтовый  камень, покрытый барельефами и клинописными знаками – это был памятник, воздвигнутый в XI веке до нашей эры  в честь ассирийского царя Салманасара. 

Постепенно откопали весь дворец. Он был построен на высокой  и обширной искусственной террасе. Вход охраняли две огромные статуи быков с человеческими головами. Рельефы на стенах комнат и коридоров  изображали охоту ассирийских царей  на львов и сцены из военных  походов.

Руины носили явные следы  пожара и варварского уничтожения. Алебастровые плиты в беспорядке валялись на земле, обожженные огнем  и разбитые на мелкие части; тут и  там виднелись остатки обуглившегося  дерева. Даже толстые стены не сумели устоять перед неистовой ненавистью неизвестных разрушителей. Чрезвычайно  красноречивыми и выразительными показались ему руины: дворец вместе с городом, лежащим рядом, наверное, захватили  после яростной схватки войска неприятеля; всех жителей поголовно вырезали, а ограбленные дома и дворец предали  огню.

Огонь, однако, уничтожил  не все, и Лэйард нашел в руинах большое количество образцов древнего искусства: барельефы, статуэтки, скульптуры, печати и клинописные таблички. Среди этих многочисленных предметов особого внимания заслуживает один из замечательнейших шедевров античной скульптуры: барельеф, являющийся фрагментом огромного фриза, на котором изображена раненая львица. Пронзенная тремя стрелами, она ревет от отчаяния и бессильной ярости, волоча по земле парализованные конечности. Талантливое произведение не только свидетельствует о знании анатомии, но и привлекает исключительным реализмом и силой воздействия, на которые способен лишь вдохновенный художник. Хотя величественную голову зверя обволакивают уже первые тени предсмертной усталости, в напряженных мускулах еще пульсирует горячая, дикая, вызывающая ужас жажда жизни. Воспроизводя на плите этот драматический эпизод из охотничьей жизни, древний мастер создал экономный, почти стилизованный рисунок львицы, и, благодаря этому, композиция вызывает глубочайшее восхищение своей несравненной гармонией и красотой.

Находки окончательно подтвердили  первоначальное предположение Лэйярда, что он открыл погибшую и давно  разыскиваемую столицу Ассирии - Ниневию. Раскопанный дворец выстроил, как это показали позднейшие исследования, царь Сина-хериб, который правил с 704 по 681 г. до н. э.

Самой важной находкой, однако, была именно библиотека, содержащая 30 тыс. клинописных табличек. Основал  ее могущественнейший царь Ассирии  и один из наиболее образованных людей  своего времени Ашшурбанипал (668 - 626 гг. до н. э.), любитель и коллекционер литературных памятников Шумера, Вавилонии  и Ассирии. Чтобы собрать в  своем дверце все доступные документы  Месопотамии, он использовал целую  армию писцов-копиистов, рассылал их по стране и, переписываясь с ними, руководил поисками. Таким образом  он создал библиотеку, которая сохранилась  до наших дней и дала нам в руки ключ к ассиро-вавилонской истории.

Продвигаясь вглубь, во дворце Лейард нашел около 30 тысяч небольших глиняных табличек разнообразной формы, они образовали целый пласт высотой в полметра. Таблички были исписаны очень мелкими клинообразными знаками. Такой клинописью пользовались в древности народы Междуречья. Каждый значок этого письма состоял из клинышков в разных сочетаниях и обозначал слог или слово. Для лучшей сохранности глиняные плитки были обожжены или высушены на солнце.

К сожалению, пошатнувшееся  здоровье не позволило Лэйарду продолжить поиски, и его дело продолжил Ормузд Рассам. Ему то и удалось обнаружить самое ценное сокровище - библиотеку, которую пощадили войны и пожары. Это была не привычная для нас  библиотека со стеллажами с книгами  и свитками, в этой удивительной библиотеке хранились клинописные глиняные таблички, сделанных из глины самого высокого качества. Сначала глину долго месили, а потом делали из нее брикеты размером 32 х 22 сантиметра и толщиной в 2,5 сантиметра. Когда таблетка была готова, писец треугольной железной палочкой писал по сырой таблетке.

Лейярд думал, что эти  глиняные таблички не имеют большой  ценности, его больше интересовали красивые вещи и рельефы на стенах дворца, но он все же отправил таблички в Лондон. Лет двадцать пролежали  они неразобранными в Британском музее: в то время ученые еще только делали первые шаги в расшифровке  вавилонской клинописи. Наконец, историки научились читать вавилонские письмена. Прочли они и таблички из дворца Ашшурбанапала. И только тогда стало  ясно, какую огромную ценность представляет собой находка. Это была целая  библиотека, подобранная заботливо  и с большим умением.

Ниневия была царской резиденцией  почти девяносто лет и своего расцвета достигла при царе Ашшурбанипале, который правил в 669—633 годы до нашей  эры. Во время правления Ашшурбанипала «вся земля была мирным домом», войн почти не было, и свободное время Ашшурбанипал посвящал своей библиотеке, которую он собирал с большой любовью, систематически и со знанием древнего «библиотечного дела».

 

Того, кто посмеет унести эти таблицы...

пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит,

а имя его и его наследников  пусть

Будет предано забвению в  этой Стране... 

 

Столь грозное предупреждение, по замыслу царя Ашшурбанипала, должно было повергнуть в страх и трепет всякого, кто только помыслит о похищении  книг из Ниневийской библиотеки. Никто  из подданных царя, конечно же, не осмелился.

Часть книг в Ниневийскую  библиотеку была привезена из побежденных  Ассирией стран, часть покупали в  храмах других городов или у частных  лиц. С тех пор как появились  книги, появились и книголюбы. Сам  Ашшурбанипал был рьяным коллекционером, и это не случайно.

Ашшурбанипал — редкий случай среди царей Древнего Востока  — был образованнейшим человеком  для своего времени. Его отец Асаргаддон предполагал сделать сына верховным  жрецом, поэтому юный Ашшурбанипал изучал все науки того времени. Любовь к книгам Ашшурбанипал сохранил до конца жизни, поэтому и отвел  несколько комнат на втором этаже  своего дворца под библиотеку.

Ашшурбанапал хорошо знал письменность и науку своего времени. По его повелению писцы снимали  копии с глиняных книг, хранившихся  в библиотеках и архивах храмов Вавилона и других центров древней  культуры Междуречья. А эти библиотеки составлялись в течение многих столетий.

Библиотека царя Ашшурбанипала  хранила на глиняных страницах своих  книг почти все, чем были богаты культуры  Шумера и Аккада. «Глиняные книги» рассказали миру, что мудрые математики Вавилона не ограничились четырьмя арифметическими  действиями. Они легко вычисляли  проценты, умели измерять площадь разнообразных геометрических фигур, существовала у них сложная таблица умножения, они знали возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня. Наша семидневная неделя тоже родилась в Междуречье, там же была заложена и основа современной науки о строении и развитии небесных тел. 

Ассирийцы по праву могли  бы претендовать на звание первопечатников. И чтобы делать это быстро, ассирийцы  вырезали на деревянной доске нужные надписи, делали с нее оттиски  на глиняных табличках. 

Здесь были исторические тексты, свитки законов, хроники (записи событий по годам), рассказывающие о важнейших исторических событиях Вавилонии и Ассирии, договоры между различными странами, медицинские справочники, описания путешествий, отчёты о строительстве царских дворцов, донесения чиновников, сообщения лазутчиков о положении в соседних странах, списки подвластных Ассирии народов с указанием размеров поступавших с них податей, сочинения по медицине, письма, перечни животных, растений и минералов, бухгалтерские книги царских хозяйств, различные жалобы, договоры, документы, составлявшиеся при покупке дома или рабов. Глиняные таблички многое рассказали ученым об истории, культуре, хозяйстве и религии народов древнего Междуречья.

Так, во дворце Ашшурбанапала  было собрано несколько тысяч  глиняных книг. Они состояли из многих "листов" - табличек одинакового  размера. На каждой табличке внизу было написано название книги и стоял  номер "листа". Заглавием книги  служили начальные слова первой таблички.

В библиотеке книги размещались  в определенном порядке, по отраслям знаний. Поиски нужной книги облегчали  каталоги - списки, где указывалось  название книги и число строк  в каждой табличке. На всех глиняных "листах" стоит библиотечный штамп  со словами: "Дворец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии".

В библиотеке хранились сочинения  и по астрономии. В большинстве  своем это копии более древних книг. По этим книгам можно проследить зарождение и развитие астрономической науки. В древнем Междуречье при храмах строились многоэтажные (чаще семиэтажные) башни - зиккураты. С самого верхнего этажа зиккуратов жрецы из года в год вели наблюдения за движением небесных светил. Вавилоняне и ассирийцы умели рассчитывать время лунных и солнечных затмений, знали движение небесных светил, видимых простым глазом. Они умели также отличать планеты от звезд. Сохранились таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. На основании наблюдений за движением Солнца, Луны и звезд жрецы составили календарь. Этот календарь указывал, когда будут разливы рек или спад воды и, следовательно, когда нужно начинать сельскохозяйственные работы.

Вавилонские астрономы пользовались широкой известностью у других древних  народов. Однако ассиро-вавилонская  астрономия была неразрывно связана  с астрологией, пытавшейся предсказывать  будущее по звездам.

Ассирийцы захватили многие соседние государства, даже Египет, и  вели торговлю с более далекими странами.

Поэтому ассирийцы были довольно хорошо осведомлены о природе  и населении стран древнего Востока.

Ученые нашли в библиотеке Ашшурбанапала географические карты. Еще очень примитивные, эти карты  все же охватывали большую территорию от Урарту до Египта. Сохранились и  географические справочники ассирийцев с названиями стран, городов и  рек. Однако о строении Земли у  вавилонян и ассирийцев были самые  фантастические представления.

Медицина в то время  была тесно связана с магией. Вавилоняне и ассирийцы верили, что все  болезни вызываются злыми духами, проникшими в человеческий организм. Чтобы вылечить болезнь, врач стремился  изгнать злого духа из тела больного молитвами и заклинаниями. Иногда врачи лепили из глины изображения  злых духов и разрушали их, полагая, что от этого больной может  выздороветь.

Больших успехов достигла хирургия, так как она была основана на изучении анатомии человеческого  организма. Любопытно, что в то время  сердце считали органом разума, а  о роли мозга ничего не знали.

Ассирийские писцы знали  не только свой ассиро-вавилонский, но также и древний шумерский  язык. Шумеры изобрели клинописное  письмо еще в конце IV тысячелетия  до н. э. Позже вавилоняне и ассирийцы  заимствовали шумерскую клинопись. В библиотеке Ашшурбанапала были найдены шумеро-вавилонские словари, сборники текстов на шумерском языке  с пояснениями трудных для  понимания мест, таблицы клинописных  знаков, сборники грамматических примеров и упражнений. Они очень помогли  европейским ученым в XIX в. расшифровать шумерскую письменность и изучить  шумерский язык.

Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и  предания шумеров, вавилонян и ассирийцев. Особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное  произведение в стихах - эпос о сказочном  герое Гильгамеше. Эпос о Гильгамеше возник в Шумере около 2400 г. до н.э., а  потом был переведен и на ассиро-вавилонский  язык. Поэма воспевает волю к жизни, мужество героя, идущего к своей  цели через все испытания, которые  посылают ему коварные, злые и мстительные  боги, олицетворяющие грозные силы природы.

В своем эпосе древние  вавилоняне выразили стремление человека познать законы природы, тайны жизни  и смерти, обрести бессмертие.

Древняя хроника описывает  падение Ниневии следующим образом:

«Рушительный молот поднимается  на тебя, Ниневия! По улицам несутся  колесницы, они гремят на площадях. Блеск от них, как от огня, они  сверкают, как молнии. Шлюзы отворяются, и дворец превращается в руины… Захватывайте серебро, захватывайте золото, ибо нет предела драгоценностям и множеству всевозможной утвари. Ниневия опустошена, разорена и разграблена. Горе кровавому городу, он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой. Слышится хлопанье бичей, стук вертящихся колес и грохот скачущих колесниц…»

Информация о работе Библиотека царя Ашшурбанапала