Берлинская стена

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:12, доклад

Описание работы

Берлинская стена была символом «железного занавеса», который существовал между Восточной и Западной Европой. 9 ноября 1989 года закончилось противостояние в "холодной войне" между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, которое длилось 40 лет. С самого начала Берлинская стена была не только историческим фактом, но и залитой светом прожекторов сценой, на которой разыгрывался спектакль, полный личных трагедий, идеологического противоборства и атомного противостояния. А Берлинская стена стояла беззвучно и неколебимо. Она всегда была больше, чем просто бетон.

Содержание

I. Введение. 3
II. Основная часть 6
1. Берлинский кризис. 6
2. Возведение Берлинской стены. 10
3. Крах модели немецкого социализма. 13
4. Музей Берлинской стены. 15
III. Заключение. 18
IV. Список используемой литературы и источников. 19

Работа содержит 1 файл

экзаменационная работа Берлинская стена Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 44.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Возведение Берлинской стены.

   Берлинская стена физически разделяла город на две части. Всё произошло за ночь с 12 на 13 августа: утром берлинцы обнаружили, что трамвайные пути разобраны, дороги перегорожены колючей проволокой, общественный транспорт идёт только до границы секторов, на которые город был разделён после войны.

В ночь на 13 августа 1961 г. части Национальной народной армии ГДР, по приказу Совета министров страны, приступили к сооружению пограничных заграждений на границе с Западным Берлином. Были перекрыты уличные переходы, открытыми остались несколько контрольно-пропускных пунктов.

14 августа была прервана  телефонная и почтовая связь, затем был введён запрет на проезд автомобилей из Западного Берлина, было демонтировано железнодорожное полотно на трёх линиях электрички, ведущих в Западный Берлин. 18 августа вместо временных заграждений началось возведение бетонной стены. В 1965 г. стена, протяжённость которой составила 155 км, стала

 бетонной. [4] Всего, до 1989 г. стена перестраивалась и переоборудовалась

4 раза. (Приложение 2)

Уже 17 августа началось строительство бетонной стены. Главной причиной строительства стены был постоянный отток населения из Восточного Берлина в Западный. В июле 1961 г. до тысячи человек в день бежали из Восточного в Западный Берлин. На Запад уходили лучшие квалифицированные кадры. В Германской Демократической Республике Берлинская стена официально называлась "системой государственных пограничных сооружений ГДР", а в пропаганде  - "антифашистским пограничным валом". Западные страны выступили с протестом, в ГДР и ФРГ проходили демонстрации возмущённых немцев. Это не возымело никакого эффекта. В октябре советские танки отвели от Берлинской стены, и советские солдаты смогли выстроить её до высоты 5 метров. Строительство обошлось в $150 миллионов. [5, с. 12]

   Берлинская стена представляла собой заградительное сооружение из бетонных плит с колючей проволокой общей протяженностью 43,1 км, включавшее в себя 300 наблюдательных пунктов и 22 бункера. [5, с.14] Она опоясывала весь западный сектор Берлина. В самом городе Стена разделила 97 улиц, шесть веток метро и десять районов города. С восточной стороны к ней примыкала мёртвая зона шириной в полкилометра, где стояли дома, разрушенные в войну. С западной стороны люди подходили к Берлинской стене, рисовали на ней карикатуры или писали призывы к миру.

   Берлинская стена  в цифрах:

- 155 км составляла общая протяженность границы с Западным Берлином;

- 43 км насчитывала внутригородская граница между Восточным и Западным

   Берлином;

- 112 км занимало внешнее кольцо границы между Западным Берлином и ГДР;

- 8 пограничных переходов  существовало между Восточным  и Западным

   Берлином, как уличных,  так и рельсовых;

- 105,5 км охватывал ров запретной зоны для автотранспорта;

- 127,5 км отрезали контактные или сигнальные заборы;

- 302 наблюдательные вышки  были построены при стене; 

- 20 бункеров было сооружено; 

- 259 приспособлений для  сторожевых собак. [4]

   Возведение Берлинской  стены не означало полной блокады  Западного Берлина, как это  было в конце 1940-х. В декабре  1963 г. было подписано соглашение, позволявшее жителям западной  части города навещать на Рождество  и Новый год своих родственников  в Восточном Берлине. В 1968 г.  положение снова ухудшилось: ГДР  ввела паспортно-визовой режим  на транзитный проезд для граждан  ФРГ и западноберлинского населения.  Был приостановлен проезд через  территорию Восточной Германии  членов и чиновников западногерманского  правительства, а также военнослужащих  ФРГ. 

   Разрядка в отношениях между обоими немецкими государствами после прихода к власти в ФРГ в 1969 г. правительства Вилли Брандта, которое провозгласило проведение «новой восточной политики», позволила предпринять следующий шаг. 3 сентября 1971 г. Великобритания, СССР, США и Франция подписали четырёхстороннее соглашение по Берлину. В декабре 1971 г. между властями ГДР и Западного Берлина были заключены соглашения, которые разрешали западноберлинцам один или несколько раз в год получать разрешение на въезд и посещение Восточной Германии (при общей продолжительности пребывания до 30 дней в году). Кроме того, разрешение на въезд могло быть предоставлено в случае срочных «семейных или гуманных мотивов». Тем не менее, Берлинская стена продолжала разделять город, проходя через самый его центр. Она превратилась в своеобразный символ раскола Европы на противостоящие военно-политические блоки. Берлинская стена была также одной из главных достопримечательностей Берлина. Любой посетитель города стремился увидеть это сооружение из серого и мрачного бетона, а в западной части города туристам продавали открытки с его изображением и надписью: «Стена должна быть убрана!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Крах модели немецкого социализма.

   Когда в мае 1989 г. под влиянием перестройки в Советском Союзе партнёр ГДР по Варшавскому договору – Венгрия уничтожила укрепления на границе со своим западным соседом Австрией, руководство ГДР не собиралось следовать её примеру. Но вскоре оно потеряло контроль над стремительно разворачивавшимися событиями. Тысячи граждан ГДР потянулись в другие восточноевропейские страны в надежде попасть оттуда в Западную Германию. Уже в августе 1989 г. дипломатические представительства ФРГ в Берлине, Будапеште и Праге вынуждены были прекратить приём посетителей из-за наплыва жителей ГДР, добивавшихся въезда в западногерманское государство. Сотни восточных немцев бежали на Запад через Венгрию. Когда 11 сентября

1989 г. венгерское правительство объявило об открытии границ, Берлинская стена потеряла свой смысл: в течение трёх дней ГДР покинули через территорию Венгрии 15 тысяч граждан. В стране начались массовые демонстрации с требованием гражданских прав и свобод.

   9 ноября 1989 г. в 19 часов 34 минуты, выступая на пресс-конференции, которая транслировалась по телевидению, представитель правительства ГДР Гюнтер Шабовски огласил новые правила выезда и въезда из страны. Согласно принятым решениям, со следующего дня граждане ГДР могли получить визы для немедленного посещения Западного Берлина и ФРГ. Сотни тысяч восточных немцев, не дожидаясь назначенного срока, устремились вечером 9 ноября к границе. Пограничники, не получившие приказов, пытались сперва оттеснить толпу, использовали водомёты, но затем, уступая массовому напору, вынуждены были открыть границу. (Приложение 3) Встречать гостей с Востока вышли тысячи жителей Западного Берлина. Происходящее напоминало народный праздник. Ощущение счастья и братства смыло все государственные барьеры и преграды. Западноберлинцы, в свою очередь, стали переходить границу, прорываясь в восточную часть города. Так Берлинская стена пала под напором народа. «Этого дня мы ждали почти 30 лет! – говорилось в обращении к гражданам ГДР ведущего социального движения страны „Новый форум". – Больные стеной, мы трясли решётки клетки. Молодёжь росла с мечтой однажды стать свободной и узнать мир. Эта мечта теперь осуществится: это праздник для всех нас!».

   В течение последующих трёх дней Запад посетили более 3 миллионов человек. 22 декабря 1989 г. открылись для прохода Бранденбургские ворота, через которые была проведена граница между Восточным и Западным Берлином. Берлинская стена ещё стояла, но всего лишь как символ недавнего прошлого. Она была разбита, расписана многочисленными граффити, рисунками и надписями, берлинцы и посетители города старались унести на память кусочки, отбитые от некогда могущественного сооружения. Разрушение Берлинской стены проложило путь к воссоединению Германии. 3 октября 1990 г. Восточная и Западная Германии были вновь объединены. Берлинская стена была за несколько месяцев снесена. Лишь малые части её решено сохранить как памятник для последующих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Музей Берлинской стены.

   В Берлине есть  музей Берлинской стены - Чекпойнт  Чарли на Фридрихштрассе.  (Приложение 4) С КПП, который по-другому  называется Чекпойнт Чарли, и  начинается музей Берлинской  стены. На самом деле, Чекпойнт  Чарли возвели уже после закрытия  границы между Восточным и  Западным Берлином - 22 сентября 1961 г.  Рядом с небольшой деревянной  будкой тут поставили огромный  щит с надписью на английском, немецком и русском языках: "Вы  въезжаете в американский сектор. Носить оружие запрещено в  неслужебное время. Повинуйтесь  дорожным правилам" - с одной  стороны. И "Вы выезжаете  из американского сектора" - с  другой. Сейчас оригинальный щит  уже перенесли в музей, а  на его месте водрузили копию. (Приложение 5)

   У КПП до сих пор "несут вахту" двое солдат в форме и с флагами США и Франции, а рядом с ними навалены мешки с песком. (Приложение 6) Пожалуй, самое интересное, что есть в музее Берлинской стены, - это экспонаты, показывающие, как восточные немцы пытались бежать в Западный Берлин. Даже, несмотря на то, что стена в высоту достигала нескольких метров, случаи побега не прекращались, и люди выдумывали всё новые и новые способы.

   К примеру, после  того, как реку Шпрее переплыли  ночью несколько восточных немцев, её дно устлали металлической  сеткой, а вдоль русла на всём  протяжении границы поставили  три ряда подводных преград.  И всё равно находились умельцы,  способные преодолевать сию водную  артерию. И не только её.

   В 1968 г. 28-летний Бернд Бёттхер - химик, отчисленный из инженерной школы за неуспеваемость и плохое поведение, изобрёл мини-подводную лодку с мотором внутреннего сгорания. Держась за неё, могли плыть один или два человека. На ней он и добрался в Данию. Его подводная лодка настолько понравилась свободомыслящим европейцам, что изобретатель получил три патента сразу. А одна западногерманская фирма стала производить лодку серийно - своё применение она нашла в спорте и в работе спасательных служб. (Приложение 7) 
   Некий Петер Стрельцик, решил покинуть ГДР на воздушном шаре. Первую попытку он вместе со своим семейством из четырёх человек предпринял в июле 1979 г. Шар приземлился в 200 м от границы. Но на этом Стрельцик не остановился, а подбил своего друга, водителя грузовиков Гритера Ветцеля, и буквально за несколько месяцев построил второй шар. Причём оба этих друга не имели ни малейшего представления об аэронавтике. Тем не менее, в сентябре шар, взяв на свой борт восемь человек - их самих, их жён и четверых детей, полетел на Запад. Он вполне успешно поднялся на высоту 2.600 м, где стал совершенно недосягаем для прожекторов, которые обыскивали небо. Интересно, что этот шар на тот момент был самым большим из построенных в Европе. Его высота достигала 28 м, ширина 20 м. (Приложение 8) В какой-то миг пламя, несущее воздушный шар, неожиданно погасло, и он стал медленно спускаться. Все перепугались и начали прощаться с жизнью. Но всё закончилось хорошо. Через 28 минут после взлёта, пролетев 22 км, шар приземлился на территории ФРГ. 
   Отличились западногерманские студенты. Они построили целый туннель длиной в 145 метров - его назвали «Туннель 57». В 1964 г. студенты строили туннель в течение года. Для удобства спуска в его глубокую шахту они придумали своеобразные качели - веревку с прикреплённой к ним доской. На них же они потом поднимали из туннеля беглецов. А по самому туннелю "бегало" устройство типа вагонетки - деревянный вагончик на автомобильных колесах. (Приложение 9)

   Надо сказать, что  не сразу, но через какое-то  время в Восточном Берлине  начала действовать система пропусков,  по которым люди могли попасть  в Западный Берлин в гости  к родственникам съездить. Как  только начала действовать система  пропусков, количество всяких  вариантов побега из ГДР и  Восточного Берлина увеличилось  в разы. И, конечно, в первую  очередь для этого стали использовать  машины. Тайник находился под  капотом, но догадаться об этом  было непросто - переоборудование  машины было очень сложным. (Приложение 10)

   Вполне себе изобретательно  удалось убежать из ГДР 25-летней  девушке по имени Гельке Диттрих.  Её молодой человек жил в  Штутгарте, был слесарем, и способ  побега измыслил сам. Её упаковали  в две выдолбленных, а затем  склеенных между собой доски для сёрфинга. Их же положили в багажник на крышу автомобиля. (Приложение 11) 

  Прятали людей и  в поездах, причём не только  в специально оборудованных тайниках, но и в дорожных чемоданах.  Перевозили людей и в музыкальных  колонках, и в радиоприемниках,  и в разных других агрегатах. (Приложение 12)

   Большую пользу  принёс 29 беглецам сварочный аппарат  весом в 260 кг. В принципе, переезжать  в нём было весьма опасно - электричество,  поэтому даже беглецам не говорили, в чём им придётся прятаться, а лишь показывали входное отверстие. В нём народ бежал поодиночке, вдвоем и даже с детьми. Для пущей убедительности на аппарате лежал блок питания. На границе проверяющие отвинчивали винты и могли спокойно осматривать "внутренности". Их взорам представала картина из всяких проводов, кабелей и прочей технической начинки. Но дальше всё загораживала плита. Вот за ней-то и скрывались беглецы. Снаружи их укрытие можно было открыть, лишь проделав одновременно два механических движения - в таком случае включалось электрическое реле. Но это никому в голову не приходило. Изнутри же, на случай, если механизм откажет, вход открывался одним нажатием на рычаг. (Приложение 13)

   Что касается детей,  то их тоже перевозили через  границу нелегально.

В музее имеется тележка - по размеру и по виду копия той, с которыми теперь ходят на рынок. Женщина спрятала в неё своего трёхлетнего ребёнка и благополучно перевезла в Западный Берлин. (Приложение 14)

   Берлинская стена  рухнула 9 ноября 1989 года. За всё  время её существования из  Восточного Берлина в Западный  перебралось около одного миллиона  людей, 1.245 человек погибли или  были убиты при переходе границы.  [10]

 

 

 

 

 

 

III. Заключение.

   На страницах популярной, да и исторической литературы бытует мнение, что Берлинская стена — это сугубо немецкое изобретение. Технически возможно. Но политически это была согласованная акция, проведённая правительством ГДР. По инициативе стран Варшавского Договора, предложивших установить на границах Западного Берлина «такой порядок, который надёжно преградил бы путь для подрывной деятельности против государств социалистического содружества». Впрочем, представители ГДР не без гордости давали понять о своём приоритете в этом суверенном деле. Тем не менее, возведение стены проблем не решило. Утечка населения ГДР через Западный Берлин нелегальным путем практически прекратилось, зато резко подскочило число инцидентов на секторной и государственной границе, человеческие трагедии стали подлинной находкой для западной пропаганды в организации идеологического давления на ГДР.

Информация о работе Берлинская стена