Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:47, доклад
БЕНЧМАРКЕТИНГ — вид маркетинга, основанный на сопоставлении собственного товара по качеству и свойствам с аналогичным товаром конкурентов.
БЕНЧМАРКЕТИНГ — вид маркетинга, основанный на сопоставлении собственного товара по качеству и свойствам с аналогичным товаром конкурентов.
Бенчмаркетинг — это процесс изучения и оценки товаров, услуг, менеджмента и опыта тех компаний, которые являются признанными лидерами в сегменте, области.
Бенчмаркетинг произошел от слова "benchmark" — "точка отсчёта", означает отметку на фиксированном объекте, нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.
Бенчмаркетинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения. Бенчмаркетинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы и разработок.
Цель бенчмаркетинга — повышение конкурентоспособности продукта, разработка эффективной программы по внедрению бенчмаркетинга и использование полученных результатов.
Основная задача бенчмаркетинга — постоянное совершенствование маркетинга, финансовой структуры дохода предприятия, технической обеспеченности продукта, развитие менеджмента предприятия. Он связан с поиском и изучением наилучших методов и способов развития, чтобы собственный бизнес находил новые пути совершен-ствования.
Выделяют следующие виды бенчмаркетинга:
Товарный бенчмаркинг — сравнительный анализ продукции, бизнес-процессов, связанных с конкурентным товаром, с аналогами прямых конкурентов. Его следует применять, если предприятие решило сравнить маркетинговые показатели товара с аналогичными показателями прямых конкурентов. Российские компании чаще всего применяют именно такой вид бенчмаркетинга.
Функциональный бенчмаркинг — сравнение эффективности отдельных функций (например, логистики, управления персоналом) компаний одной отрасли, не обязательно прямых конкурентов.
Общий конкурентный бенчмаркинг — анализ и восприятие передового опыта компаний, действующих в других отраслях.
Внутренний бенчмаркинг — сравнение эффективности работы параллельных подразделений одной организации, анализ и внедрение лучших приёмов менеджмента, бизнес-процессов.
Бенчмаркинг менеджмент — особый вид деятельности по поиску и получению информации о лучших решениях в бизнесе, технологиях и практических разработках, используемых другими компаниями, их усовершенствование и применение.
Родоначальниками менеджмента бенчмаркетинга считают Японские компании, которые положили основу свой бизнес-технологии копирования чужих достижений, бизнес-технологий и удачных и перспективных товаров в 50х годах XX века.
Принципы бенчмркетинга :
Бенчмаркетинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают "выигрышную" ситуацию для обеих сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнер должен иметь гарантии по поведению других и только уважение правил игры всеми участниками гарантирует всем хороший результат.Все должно быть заранее установлено и согласовано.
2. Аналогия
Оперативные процессы партнеров должны быть схожими. Может быть оценен любой процесс, только бы группа исследования могла перевести его в культурный, структурный и предпринимательский контекст своего предприятия. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности.
3. Измерение
Бенчмаркетинг - это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить характеристики на основе изучения процесса.
4. Достоверность
Бенчмаркетинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.
Процесс бенчмаркетинга можно разбить на пять фаз:
1. Определение
объекта анализа превосходства.
Существует возможность критически пересмотреть организацию в целом или ее отдельные составные части. Более того, надо решить, проводить ли анализ превосходства с внутренней или внешней точки зрения, например, с позиции восприятия покупателя.
Далее,
этот инструмент может найти применение
при анализе товаров, контрольных
показателей объема продаж, ориентации
клиентов и т.д. В принципе нет
никаких ограничений
2. Выявление
партнеров по анализу
беглый обзор (от английского слова "to skim" - бегло прочитывать, пробежать глазами).На этой стадии осуществляют поверхностный обзор имеющихся источников информации, а также собирают уже доступные данные.
приведение в порядок (от английского слова "to trim" - отделывать, шлифовать, приводить в порядок)В этой фазе, принимая во внимание дальнейшую информацию, подробно описывают имеющиеся к этому моменту сведения.
выбор лучших (от английского слова "to cream" - снимать сливки)На этой стадии процесса выбирают партнеров, которых сочли подходящими.
В качестве источников информации предлагаются:
отчеты о деятельности фирм;
журналы, книги, базы данных;
перечень предприятий;
деловые связи;
консалтинговые компании;
специализированные конференции, семинары, ярмарки;
союзы, исследовательские учреждения и т.д.
специалисты;
маркетинговые клубы;
сотрудники различных комиссий;
участие в наблюдательных советах.
3. Сбор
информации. Эта фаза включает
не только сбор качественных
данных, но и изучение/описание
содержания труда, процессов
Сбор информации включает следующие подзадачи:
концепция опросных листов, которая содержит определения и объяснения;
подбор информации о собственном предприятии (сильные и слабые стороны);
сбор фактов о партнере по анализу превосходства;
использование дополнительных источников;
документальное оформление информации;
проверка
имеющихся в наличии данных, чтобы
гарантировать их признание и
одобрение ответственности
4. Анализ
информации. Этот шаг выдвигает
высочайшие требования к
Кроме того, надо выявить воздействия, которые могут осложнить сравнения и фальсифицировать результаты. Здесь можно предложить следующий образ действий:
упорядочение и сопоставление полученных данных;
контроль качества информационных материалов;
наблюдение за оказывающими влияние факторами, которые могут исказить сравнение;
выявление
недостатков в работе по сравнению
с лучшими методами; понимание
лежащих в основе причин, которые
объясняют существование
проведение
анализа, при помощи которого можно
выбрать между изготовлением
за счет собственных ресурсов и поставкой
со стороны при сомнениях
5. Целенаправленное
проведение в жизнь полученных
сведений. Пятая стадия включает
в себя не только внедрение
разработанных возможностей
Речь
идет о том, чтобы копировать достижения
лучших предприятий; напротив, они должны
служить стимулом для дальнейшего
инновационного развития собственной
организационной структуры - иначе
анализ превосходства выльется в
стратегию побежденного. Выявленный
потенциал для улучшения нужно
реализовывать посредством
Заключение
Искусство эталонного сопоставления позволяет обнаружить то, что другие делают лучше нас и, изучив, совершенствовать и применять заимствованные идеи. Как говорил Томас Эдисон: "Продолжайте поиск новых и интересных идей, которые успешно использовали другие. Ваша идея должна быть оригинальна только в адаптации к проблеме, над которой вы в настоящее время работаете".
Анализ и сравнение своих показателей с показателями конкурентов и лучших организаций, изучение и применение успешного опыта других у себя в компании способствует распространению передовых подходов к ведению бизнеса и непрерывному развитию.
Для российских компаний практика бенчмаркинга на сегодняшний день не является распространенной, хотя потенциал этого инструмента управления необходимо и возможно реализовать, постепенно вводя бенчмаркинг в арсенал менеджеров, обучая их методике проведения эталонного сопоставления, создавая инфраструктуру для бенчмаркинга (например, на базе Премии Правительства РФ в области качества).
Бенчмаркинг, как инструмент управления в руках менеджеров, позволяет мировому бизнесу развиваться в том направлении, которое доктор Эдвард Деминг концептуально определял следующим образом: "Конкуренция: кто-то выиграл ? кто-то проиграл. Сотрудничество: выигрывают все" [8].
Развитие бенчмаркинга способствует открытости бизнеса, повышению его эффективности, что так необходимо для российской экономики сегодня. Освоение этого метода управления и совершенствования бизнеса позволит российским компаниям, не только крупным, но также малым и средним, идти в ногу со временем и занять достойное место на мировом рынке в ближайшем будущем.
Таким образом, польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и внедряются на своем предприятии лучшие методы и технологии других, не собственных предприятий или отраслей. Это может приводить к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей.