Автор: S************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:45, контрольная работа
1.Административно-территориальная реформа Беларуси после Речи Посполитой.
3)Реформы 60-70 гг. и их особенности в Беларуси.
4.Причины, цели и характер восстания 1863 года.
Беларусь в составе Российской империи.
1.Административно-
Острый политический и экономический
кризис, который переживает Речь Посполитая
в последней трети XVIII в., приводит к разделу
ее земель между сильными соседними государствами
— Россией, Пруссией и Австрией. С карты
мира исчезает большая и некогда могущественная
держава. В итоге трех разделов Речи Посполитой
(1772, 1793 и 1795 гг.) Беларусь входит в состав
Российской империи, которая проводит
активную политику, направленную на нивелировку
местных особенностей, имевшую конечной
целью сближение и слияние нового края
с русскими регионами. В начале XIX в. белорусские
земли составили Виленскую, Витебскую,
Гродненскую, Минскую и Могилевскую губернии
Российской империи.
Присоединение территории Беларуси
к России в результате трех разделов Речи
Посполитой повлекло за собой ослабление
религиозного и в некоторой степени национального
гнета, способствовало прекращению разорительных
вооруженных конфликтов между различными
группировками крупных магнатов и в конечном
итоге содействовало экономическому развитию.
На территории Беларуси неоднократно
изменялось административно-терри-
В губерниях Беларуси была учреждена
система местных органов власти и управления,
предусмотренная законом “Учреждения
для управления губерний Всероссийской
империи” 1775 г.. Но царское правительство
вынуждено было пойти на определенные
уступки местному дворянству-шляхте, восстановив
в 1796 г. действие Статута 1588 года, прежние
некоторые названия (поветы вместо уездов),
должности (поветовый маршал, подкоморий,
поветовый хоружий и др.) и судебные органы,
внеся лишь некоторые изменения.
На территории Беларуси было образовано
три генерал-губернаторства: Белорусское,
Минское, Литовское. Во главе генерал-губернаторства
стоял наместник или генерал-губернатор,
которому подчинялись губернаторы губерний,
входивших в состав генерал-губернаторства.
Состав генерал-губернаторств неоднократно
изменялся.
Генерал-губернатор представлял
собой высшую государственную власть
на подведомственной ему территории. Ему
были подчинены все учреждения и должностные
лица во вверенных ему территориях. В своей
деятельности он руководствовался указами
императора, законом “Учреждения для
управления губерний Всероссийской империи”,а
также предписаниями Сената, которые предоставляли
ему широкие полномочия. В его ведении
была и полиция, над которой он имел “главное
управление”, получая от губернатора,
чинов полиции сведения о “состоянии
тишины” в повете и давал им конкретные,
обязательные к исполнению указания по
различным вопросам.
При генерал-губернаторе для
ведения делопроизводства учреждалась
канцелярия во главе с правителем канцелярии.
Губернатор, осуществляя административные,
судебные, полицейские и хозяйственные
функции, был наделен большими правами
и нес ответственность за управление губернией.
В его подчинении находились как коллегиальные
органы (Казенная палата, Приказ общественного
призрения, Врачебная управа и др.), так
и все должностные лица губернии (губернский
землемер, губернский доктор, земский
исправник и др.).
Губернатор, выезжая за пределы губернии,
оставлял за себя вице-губернатора, который
временно исполнял все его обязанности.
В Беларуси после присоединения
к России был учрежден специальный орган
- Приказ общественного призрения, который,
как в центральных губерниях России, ведал
вопросами благотворительности, здравоохранения,
образования и т.п. Текущие финансовые
вопросы были в ведении Казенной палаты,
которой подчинялось уездное казначейство.
В повете (уезде) не было единого
органа управления как такового, а был
лишь полицейский орган—нижний земский
суд во главе с земским исправником, исполнявшим
чисто полицейские функции.Как и в губернии,
в уезде были коллегиальные органы (почтовый
дом, уездное казначейство) и должностные
лица (уездный землемер, уездный доктор
и др.), которые обязаны были посылать соответствующие
сведения в губернское правление, которое,
обобщая поступающие сведения по самым
разным вопросам, готовило общую справку
о состоянии дел в губернии за месяц и
посылало генерал-губернатору. Губернское
правление—это чисто бюрократический
орган при губернаторе, насчитывавший
более 2 тыс. чиновников, которые вели все
делопроизводство в губернии.
В городах главными органами
были городское правление во главе с городничим
и городовой магистрат. Последний был
выборным органом, состоящим, как правило,
из двух бургамистров и четырех ратманов,
избираемых на три года из наиболее зажиточных
купцов и мещан. Но состав магистрата неоднократно
изменялся.
С 1801 г. на территорию Беларуси
было распространено Городовое положение
и Грамоты, данной городам 1785 года. С этого
времени фактически были отменены все
привилегии, данные городам Беларуси в
правление ПавлаI. Однако и в 1805 г. в составе
городского магистрата г. Минска, Речицы
и других городов Беларуси находились
лавники, так как и в правление АлекссандраI
для пяти губерний Беларуси были сделаны
некоторые отступления от общего штата
управления губерниями на 1801-1812 гг. И окончательно
были устранены особенности в составе
городских магистратов Беларуси только
после 1830 г., когда по указу императора
на территорию Беларуси было полностью
распространено законодательство России
и прекращено действие Статута 1588 года.
Городское правление, возглавляемое
городничим, осуществляло полицейские
функции. Но по мере введения закона “Устав
благочиния или полицейский” изменялась
и организация охраны общественного порядка
в городах Беларуси. На основе примерного
штата городской полиции, утвержденного
императором в 1799 г., были составлены штаты
полиций конкретно для каждого города
Беларуси. В городе создавалась управа
полиции во главе с городничим.
Город, например Минск, делился на 2 части,
в каждую из которых определялось по одному
частному приставу и одному квартальному
надзирателю. Каждая часть города делилась
на столько отделений, сколько необходимо
было ночных сторожей, которых назначали
поочередно от домов каждого отделения.
Подобная организация полиции в городах
просуществовала до полицейской реформы
1862 года, по которой городская полиция
была объединена с уездной в одно полицейское
управление во главе с полицмейстером.
И только в губернских городах и в “некоторых
более значительных” городах и посадах
сохранялась городская полиция на новых
началах. В городе учреждалось городское
полицейское управление во главе с полицмейстером.
После присоединения территории
Беларуси к России по указу ПавлаI от 12
декабря 1796 г. в 5 губерниях Беларуси была
восстановлена с некоторыми изменениями
прежняя система судебных органов, которая
существовала в Беларуси, когда она находилась
в составе Великого княжества Литовского
и Речи Посполитой. В губернии судом 2-ой
инстанции был Главный суд, куда подавались
жалобы на решения и приговоры земских
поветовых, подкормоских судов (до 1810 г.),
межевых (с 1810 г.) и городского магистрата.
Главный суд был выборным
судом. В его состав избиралось по 2 человека
от каждого повета. Помимо этого, в его
состав входило 2 советника, назначаемых
на эту должность. В зависимости от категории
дел, последние решались либо в департаменте
уголовных, либо в департаменте гражданских
дел.
Земский поветовый суд был
судом первой инстанции. После присоединения
Беларуси к России изменялось не только
судопроизводств, но и состав суда.
Членами суда в конце XVIII в. были судья,
подсудок и писарь, а в XIX в. – земский судья
и два подсудка. Членами суда могли быть
только дворяне “честного поведения,
богобоязливые…” и влядеющие недвижимым
имуществом. Члены суда избирались на
три года. Поветовый земский суд проводил
свою работу в виде трех ежегодных сессий,
которые продолжались по две-три недели.
Круг дел, подведомственных поветовым
земским судам, в XIX в. был более широким
чем в XVII в., когда Беларусь входила в состав
ВКЛ. Это было вызвано тем, что в беларуских
губерниях (за исключением Виленской и
Гродненской) после присоединения к России
не создавались гражданские суды, дела
которых отошли к компетенции поветовых
земских судов.
Поветовые земские суды
действовали до 1831 г. и были заменены уездными
судами в составе уездного судьи и двух
заседателей, которые руководствовались
в своей деятельности только российским
законодательством. Просуществовали на
территории Беларуси вплоть до введения
мировых судов в 1871 г., когда буржуазная
судебная реформа начала осуществлятся
и на территории Беларуси.
Подкормские суды действовали
на территории Беларуси с 1796 г. по 1810 г.
Они рассматривали, как и до присоединения
к России только одну категорию гражданских
дел – межевые споры. Но в связи с тем,
что в России, в том числе и Беларуси, проводилось
генеральное межевание, в 1810 г. сначала
в Виленской, затем Гродненской и Минской
губерниях были учреждены по просьбе дворянства
межевые суды. Положение о размежевании
от 6 октября 1810 года состав, порядок комплектования,
систему и компетенци. Межевых судов. Сначала
межевые суды действовали в виде двух
инстанций, а в 1815 г. был создан внешний
губернский межевой апелляционный суд,
т.е. третья судебная инстанция.
Судьи межевых судов в каждом
повете избирались на три года. Число членов
межевых судов в повете законом не определялось,
но указывался минимальный и максимальный
состав поветовых межевых судов: не менее
3 и не более 21.
Межевой суд первой инстанции (общий межевой
суд) состоял из одного межевого судьи,
который рассматривал дело по существу
обязательно на месте нахождения опорных
границ земельных владений и в присутствии
арбитров от обеих сторон.
Решение общего межевого
суда можно было обжаловать в апелляционный
межевой суд, в состав которого входило
5 межевых судей. Этот суд постоянно находился
в поветовом городе. Решения его являлись
окончательными и обжалованию не подлежали,
что несколько разгрузило Главный суд.
Деятельность межевых судов вызвала поток
жалоб на незаконные решения, выносимые
ими при рассмотрении дел. В связи с чем
и был создан в 1815 г. Высший губернский
межевой суд, состоящий из выборных судей
от каждого повета по одному. Находился
суд в губернском городе. С этого времени
решения межевого поветового суда обжаловались
в вновь учрежденный суд третьей инстанции.
Межевые суды в составе трех
инстанций просуществовали в Беларуси
вплоть до 1840 г. С этого времени межевые
споры решались в уездных судах на основе
особых правил, составленных Межевым департаментом
Сената в соответствии с общей инструкцией
действовавшей на всей территории России.
Вступление России на путь
капиталистического развития и проведения
буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в. коснулись
и территории Беларуси как неотъемлемой
составной части Российской империи.
Реализация буржуазных реформ
в Беларуси имела некоторые особенности.
Так, по крестьянской реформе 1861 г. за крестьянами
трех губерний Беларуси (Виленской, Гродненской
и Минской) было признано право на сохранение
дореформенного надела земли, т.е. с самого
начала на этой территории крестьянская
реформа проводилась в жизнь на более
лучших условиях, чем в центральных губерниях
России, в Витебской и Могилевской губерниях,
где имели место “отрезки” и чересполосица,
которые ухудшали положение крестьян.
Более того в результате востания крестьян
под руководством К.Калиновского 1863 г.
заставило царизм в Виленской, Гродненской,
Минской и части Витебской губерниях отменить
с 1 мая 1863 г. временно обязанное состояние
крестьян, которое в других губерниях
России длилось до 1883 г., т.е. на большей
территории Беларуси крестьянская реформа
была проведена на более льготных условиях.
Что касается пореформенных органов крестьянского
самоуправления в Беларуси, то их система,
структура и компетенция ничем не отличались
от аналогичных органов других губерний
России.
Все другие буржуазные реформы
(земская 1864 г., городская 1870 г., судебная
1864 г.) были проведены в Беларуси значительно
позднее (на 10-20 лет!), чем в центральных
губерниях России, и с такими особенностями,
которые сводили на нет выборные начала
и другие прогрессивные положения буржуазных
реформ. Но даже в таком виде проведенные
буржуазные ревормы в Беларуси создавали
более благоприятные условия для развития
буржуазных отношений во всех сферах общественной
жизни, чем те, которые господствовали
в России в первой половине XIX века. Именно
благодаря буржуазным реформам Россия,
в том числе и Беларусь, прочно встала
на путь капиталистического развития,
не в результате революции, как это было
во всех странах Западной Европы.
В конце XVIII столетия, после включения
земель Беларуси в состав Российской империи,
здесь внедряется новое административно-
2.Деятельность
Румянцева по преобразованию
г.Гомеля.
10 июля 1775 года под сводами Грановитой
палаты Московского Кремля прозвучал
указ императрицы Екатерины II о награждении
фельдмаршала Петра Румянцева высокими
монаршими наградами, среди которых было
и гомельское староство. Так, под сводами
Грановитой палаты впервые торжественно
прозвучало название небольшого белорусского
местечка Гомеля с повелением построить
там дворец, на который были выделены большая
сумма денег, предметы его внутреннего
убранства, и, кроме того, определена своеобразная
программа строительства – для увеселения.
С этого же момента и берёт своё начало история создания в Гомеле дворцово-паркового ансамбля — главной достопримечательности современного города. Строительство его было начато в 1777 г. по указанию выдающегося полководца Российской империи генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского. В 1785 г. состоялась закладка фундамента главного дворцового корпуса, строительство которого завершилось в начале 1790-х годов.
Граф П. А. Румянцев-Задунайский, выдающийся военачальник, генерал-фельдмаршал, владел гомельским имением с 1775 по 1796 годы. Это человек, имя которого прославило гомельскую землю на века.
В 1748 году Петр Александрович Румянцев женился на княжне Екатерине Михайловне Голицыной (1714—1779), дочери известного петровского фельдмаршала, князя М. М. Голицына (1675—1730) и двоюродной сестре А. В. Суворова. У Петра Александровича и Екатерины Михайловны родилось трое сыновей: Михаил, Николай и Сергей.
После
смерти П. А. Румянцева-Задунайского гомельский
дворец унаследовал его средний сын граф
Николай Петрович Румянцев (1754—1826) — выдающийся
государственный и общественный деятель,
канцлер Российского государства, первый
председатель Государственного Совета,
меценат науки и культуры, который владел
гомельским имением с 1796 по 1826 годы».
В начале
XIX в. судьба выдающегося русского просветителя
графа Н. П. Румянцева была очень тесно
связана с Гомелем. Здесь он воплотил мечту
лучших представителей просвещенного
дворянства о создании идеальных условий
для проживания людей. На месте средневекового
поселения им был возведен новый Гомель
с широкими прямыми улицами и каменной
классицистической застройкой. При его
создании были использованы достижения
европейской архитектуры. Центр нового
Гомеля напоминал ансамбль центра Парижа,
здание костела – Пантеон в Риме, Петропавловский
собор – церковь св. Женевьевы в Париже.
Здесь же возникла первая в Российской
империи ланкастерская школа, возводится
лицей по примеру Царскосельского лицея.
Понимая, что для успешного функционирования
экономики необходим развитый транспорт,
он много сил вложил в работы по улучшению
судоходства. Коснулось это и Гомеля. Именно
Н. П. Румянцев учредил пароходство по рекам
Сож и Днепр. По реке Сож стал ходить пароход
«Николай», построенный на средства графа
и названный в его честь.
Благодаря
Н. П. Румянцеву Гомель становиться центром
экономической жизни региона и одним из культурных
центров Российской империи. Считая Гомель
своей главной резиденцией, он большее
внимание уделил и дальнейшему ее обустройству.
Для продолжения работ был выписан из Англии
известный архитектор Джон Кларк, который
в начале XIX в. начал достройку Гомельского
дворца. В 1800-1805 гг. был расширен дворец,
пристроены к нему два служебных флигеля,
фланкирующих главный корпус и оформленных
4-х колонными портиками ионического ордера.
По проекту архитектора Дж. Кларка был
произведен и ремонт главного корпуса.
В имении
Н. П. Румянцева создавались небольшие
предприятия (мануфактуры, или, как их
тогда уже называли, «заводы» и «фабрики»),
на которых трудились крепостные и незначительное
число вольнонаемных рабочих. Уже в 1809 г.
действовали мануфактуры по производству
парусного полотна, носовых платков и миткаля
(хлопчатобумажная ткань полотняного
переплетения). В пригородной деревне
Студеная Гута (населенный пункт современного
Гомельского района) работал стекольный
завод.
Николай
Румянцев уделял большое внимание и сельскому
хозяйству.Иностранные специалисты руководили
образцовым овцеводством и травосеянием.
Неплохие урожаи давали зерновые культуры,
картофель и технические культуры – лен
и конопля. Зерно, льноволокно, семена масличных
культур частично сбывались даже за пределы
Российской империи.
При Н. П.
Румянцеве В Гомеле и его окрестностях
велись археологические раскопки, отыскивались
старинные книги и документы, в том числе
и в старообрядческих скитах. Н. П. Его коллекции
– произведения искусства, книги, древниерукописи,
монеты, и минералы, а также археологические
материалы хранились в гомельском Румянцевском
дворце и в петербургском доме на Английской
набережной. В его доме в Петербурге открылся
музей («Румянцевский музеум»), переехавший
в 1861 г., в Москву. Затем он слился с московским
Публичным музеем. Из этого музея выделилась
библиотека, ставшая впоследствии главным
книгохранилищем России (бывшая библиотека
им. В. И. Ленина, ныне Российская Государственная
библиотека).
На деньги
графа в 1824 г. в Москве была издана первая
часть «Белорусского архива древних грамот»,
собранных ученым, историком, археографом,
протоиереем гомельского собора святых
Петра и Павла И. И. Григоровичем.
Граф
Н. П. Румянцев умер 3 января 1826 г. в Санкт-Петербурге,
похоронен Гомеле в Соборе Святых Петра
и Павла.Весь Гомель искренне оплакивал
графа, которого отличали необыкновенная
мягкость характера, добродушие, внимание
к людям, невзирая на их социальный статус,
доступность, простота и умеренность в привычках
и образе жизни.
3)Реформы 60-70 гг. и их особенности в Беларуси.
Логическим продолжением отмены крепостного
права стало проведение царским правительством
буржуазных реформ-военная, земская, судебная,
городская, учебная, печати, которые в
определённой степени способствовали
реформированию феодальной структуры
феодального общества. Однако в Беларуси
наблюдались существенные особенности,
вызванные восстанием 1863 - 1864 г.: 1) земская
реформа, вводившая в губерниях и уездах,
выборные органы местного самоуправления,
на западные губернии не распространялись
по причине политического недоверия властей
к местным польским помещикам, составляющих
около 80% всех землевладельцев ( только
в 1911 г. да и то только в 19 на Востоке); 2)
в крае был установлен режим исключительных
законов (до 1879г.), существенно отразивший
гражданские и имущественные права населения,
прежде всего, католические белорусские
и еврейские; 3) всячески проводилась политика
насаждения российского дворянского землевладения
и чиновничества с целью русификации края;
4) позже, чем в России, начались судебная
и городская реформы. Городское самоуправление
осуществлялось на основе имущественного
ценза, ограничивалась представительство
еврейского населения (а они большинство
в городах); 5) мировые судьи из-за отсутствия
земли назначали министром юстиции и т.д.
Буржуазное направление реформ
в Беларуси было более ограниченным, чем
в Центральной России, поскольку сущность
политики царизма в западных губерниях
определяли великодержавные, колонизаторские
задачи. С целью русификации здесь был
фактически установлен режим исключительных
законов. Это прежде всего ограничительные
меры правительства в области землевладения
и землепользования, принятые во время
и после подавления восстания 1863 года
и направленные преимущественно против
католиков, евреев и иностранных подданных.
Они привели к относительному понижению
ценности земли, препятствовали ее свободной
купле-продаже, способствовали сохранению
дворянского землевладения в белорусских
губерниях. Та часть общества, которая
ратовала за переход к европейской демократии,
была недовольна умеренностью и непоследовательностью
реформ, их скромными результатами. Другая,
консервативная, была напугана нововведениями.
Реформы 60-70 годов изменили социально-
экономические основы страны, явились
вторым (первый - эпоха Петра 1 для России)
принципиальным шагом для империи в целом
по пути европеизации. В Беларуси начинается
процесс формирования индустриального
общества. Однако российские реформы не
были доведены до своего логического завершения
- введения конституционного строя. На
то три важнейшие причины. Первая - трагическая
гибель Александра II. Вторая -ограниченность
реформистского потенциала общества.
Третья - не изжито до конца крепостничество
во всем его обличии, не пройдена его стадия
тотального кризиса. В результате периода
контрреформ к прежним противоречиям
(между формировавшимся индустриальным
обществом и остатками традиционно-феодального)
добавились новые (уже в рамках растущего
капиталистического).
После убийства Александра II разгорелась
острая борьба между либералами - сторонниками
реформ - и консерваторами, охраняющими
патриархальные традиции. Новый царь -
Александр III - стал на сторону консерваторов.
Русификация края совпала с
периодом отката реформ (контрреформы
80х-90х годов), когда наблюдался возврат
к старому (особенно в политической области)
- укреплению сословий строя и самодержавия.
Всё это затянуло процесс модернизации
страны особенно в национальных рамках.
Начался откат от реформ. Постепенный
возврат к старому, укрепление сословного
строя и самодержавия составляло суть
внутренней политики Александра III. Либерально
настроенные чиновники были удалены из
государственного аппарата. Однако полного
свертывания реформ провести уже было
невозможно. Реформы продолжались, но
их характер и механизм реализации были
иными. Если при Александре II реформы осуществлялись
комплексно, во всех сферах сразу, то Александр
III, опасаясь террора и революционных выступлений,
шел другим путем. Он приостановил реформирование
политической сферы, пытаясь вернуться
назад. Была вновь ограничена демократия.
Выборные органы местного самоуправления
были поставлены под контроль чиновников.
Вновь была введена цензура, отменена
автономия университетов. По циркуляру
1887 года в гимназии было запрещено принимать
детей простого народа. Была предпринята
попытка ликвидировать элементы разделения
властей; ограничивалась деятельность
присяжных. Если реформы 60-70 годов проходили
под знаком сближения прав различных сословий,
то политика 8090 годов в этой области была
направлена на сохранение сословной замкнутости
российского общества. 80-е годы стали временем
строгого полицейского надзора за населением.
Но это не ликвидировало того продвижения
к европейской цивилизации, которое произошло
в 60-70 годах. Более того, в социально-экономической
области реформы продолжались.
Таким образом, реформирование
шло по пути неприкосновенности самодержавного
строя, но активного расширения рыночных
отношений в экономике, которые обуславливали
промышленный подъем в 90-е годы XIX века
и переход к индустриализации империи,
в том числе и промышленный рост на Беларуси.
4.Причины, цели и характер восстания 1863 года.
Январское восстание
1863, национально-освободительное
Накануне восстания здесь оформились два направления, за которыми закрепились названия "белые" и "красные". "Белые" (партия крупных землевладельцев и буржуазии) хотели добиться восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть с включением в ее состав Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, используя давление западноевропейских государств на Петербург. "Красные" представляли собой разношерстный в социальных и политических отношениях блок, в который входила мелкая и безземельная шляхта, интеллигенция, городские низы, студенчество и частично крестьянство. Борьбу за независимость они связывали с решением аграрного вопроса. Однако по методу решения задач "красные" делились на "правых" - умеренных и "левых" - представителей революционно-демократических кругов. "Правые" при осуществлении своей политической программы отводили ведущую роль шляхте. Остерегаясь крестьянского восстания, они в то же время стояли за наделение крестьян зек-лей за счет конфискации части земли у помещиков при соответствующей денежной компенсации.