Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 21:45, реферат
Цель данной работы - изучение "холодной войны" как проявления международных отношений востока и запада. Объектом исследования явились международные отношения между основными противниками в "холодной войне", а также их тактические и стратегические приемы и средства участия в "холодной войне". Предметом исследования явились источники и документы, свидетельствующие о дипломатических, стратегических и тактических действиях противников по "холодной войне".
На Ближнем
и Среднем Востоке стратегия
американского империализма и его
верного союзника Израиля привела к
возникновению союза, еще недавно казавшегося
невозможным -- к сближению дамаска, Багдада
и Тегерана, хотя между этими тремя географически
близкими государствами существует множество
серьезнейших региональных противоречий.
Оправляясь после первого потрясения
распада коммунистических режимов на
своей традиционной периферии, Россия
понемногу поднимает голову. Постепенная
нормализация русско-украинских отношений
и инициативы Москвы в вопросе Ирака явно
об этом свидетельствуют. Дугин А. «Основы
геополитики», Большая игра (Эмрик Шомпард),
М., 2000
Другая великая
держава все меньше и меньше готова
признавать диктат американского империализма.
Это Китай. Россия и Китай окончательно
вышли из эпохи конфликта, который
в период биполярности объяснялся стремлением
к идеологическому лидерству в социалистическом
лагере. Ось Москва-Пекин противостоит
отныне оси Вашингтон-Токио. Новый Китай
стремится обрести в Азии те же самые позиции,
которые он занимал до прихода европейцев
в XIX веке. Морские претензии Китая уже
однозначно проявлены в Китайском море
и Индийском океане, что подводит вплотную
к началу китайско-индийского конфликта.
Новый фактор -- чтобы усилить свои позиции
против Японии, Пекин пытается сблизиться
с Ханоем.
Большая Игра в
мировом масштабе постепенно все более
приводит к оппозиции между проамериканскому
империализму “либеральных демократий”
и “клубом проклятых”: Китая, Ирана, Северной
Кореи (которая активно сотрудничает в
сфере ракетостроения с Тегераном), Кубы
и Ирака.
Мировые конфликты
возникают только тогда, когда налицо
конкуренция интересов в мировом масштабе.
Комментарии средств массовой информации
внушают нам ложную идею, будто региональные
конфликты являются частными аномалиями,
независящими от глобального контекста
и проистекают из провинциального невежества
местного населения. На самом деле геополитику
следует уподобить движению тектонических
платформ. Гигантские платформы скользят
и сталкиваются друг с другом. В некоторых
точках удары настолько сильны, что они
порождают землетрясения. Но сам факт
землетрясения не самостоятелен -- в нем
находят свое выражение невидимые подземные
масштабные процессы. Дугин А. «Основы
геополитики», Большая игра (Эмрик Шомпард),
М., 2000
3. Основные тенденции
развития российско-
После окончания
«холодной войны», распада СССР и
превращения Росийской
В начале 90-х гг.
XX в. как у российской, так и у американской
элиты не было недостатка в завышенных
ожиданиях относительно светлых перспектив
российско-американских отношений. В Российской
Федерации ждали, что Америка по достоинству
оценит те потери и жертвы, на которые
пошла Россия во имя «свободы и демократии»,
и не только прольет «золотой дождь» экономической
помощи России, но и обеспечит ей достойное
место в западном сообществе «цивилизованных
народов». Как представляется, именно
этими надеждами, а не личностными особенностями
или идейной позицией тогдашнего министра
иностранных дел А.Козырева (получившего
на Западе прозвище «Господин «ДА») объясняется
проамериканский курс на международной
арене в начале 90-х гг. XX в. Мировая политика
и международные отношения. Учебное пособие
/ под редакцией Ланцовой С.А., Ачкасовой
В.А., Спб, 2000
В 1990 году Чарльз
Краутхаммер опубликовал свое знаменитое
эссе об «однополярном моменте», о
будущей способности Америки
формировать мировой порядок
по своему усмотрению. «Истинная геополитическая
структура мира после «холодной войны»:
представляет собой единый полюс мировой
власти, который состоит из Соединенных
Штатов Америки, находящихся на вершине
индустриального Запада», - писал он. www.dialogs.org.ru
После распада
Советского Союза, венчавшего победоносное
для Запада окончание «холодной войны»,
Америка в самом деле окончательно укрепилась
в уверености, что ей предначертана судьбой
роль единоличного лидера в мире, способного
в одиночку привести его в «светлое будущее»
по-американски. Неоспоримое превосходство
США в военной, экономической и политической
сферах создавало впечатление, будто теперь
на международной арене они могут делать
практически все что им вздумается.
Морально роль
гегемона оправдывалась не только необходимостью
реализовать свои национальные интересы
в исключительно благоприятных для этого
условиях, но и, возможно, искренней уверенностью,
что они ву полной мере совпадают с интересами
всего международного сообщества, а также
тем, что США несли в значительной мере
бремя расходов и ответственности, всегда
сопутствующее лидерству. В то же время
в Соединенных Штатах столь же нереалистично
полагали, что Россия буквально по мановению
волшебной палочки обретет динамичную
рыночную экономику и стабильную демократическую
политическую систему без серьезной помощи
извне, а главное, будет всегда и во всем
следовать в кильватере американской
внешней политики.
Сейчас по прошествии
времени можно сколько угодно
говорить о том, что эти представления
и ожидания были явно завышенными и
нереалистичными, но разочарование по
обе стороны Атлантики не стало от этого
менее сильным. Результат взаимного непонимания
- нарастающее чувство разочарования и
обманутые ожидания, а также формирование
новых, но столь же далеких от действительности
представлений о друг друге.
В США Россию
стали воспринимать как «государство-обузу»,
неспособное самостоятельно решать
собственные проблемы, предпочитающее
ходить по миру с протянутой рукой
и шантажирующее Запад с
В России же Америка
быстро превратилась из «примера для подражания»
в «источник всех бед»: ее считали виновной
в намеренном развале российской экономики
и промышленности, особенно о высокотехнологичных
отраслей, скупе за бесценок национальных
богатств и государственных секретов,
утечке российского интеллекта и как следствие
- полной утрате Россией ее былого международного
статуса.
На рубеже нового
тысячелетия представители
В своей оценке
перспектив российско-американских отношений
К. Райс была не одинока. На основе серии
интервью в марте-апреле 2001г. с «теми, кто
отвечает или скоро будет отвечать за
формулирование российской политики США»,
американская исследовательница С. Уолландер
пришла к следующему заключению о подходах
американской администрации к этому вопросу:
«Базовое представление, на котором строится
политика США, состоит в том, что Россия
слаба и в течение достаточно долгого
времени будет оставаться таковой... В
отличие от стран Центральной и Восточной
Европы, которые избрали своим приоритетом
интеграцию в западные институты и готовы
нести издержки в кратко- и среднесрочном
плане ради достижения этой долгосрочной
цели, Россия избегала принятия тяжелых
решений и не достигла особого прогресса.
В результате в течение ближайших лет
она будет продолжать бороться со своей
слабостью... Россия более не является
ни основной угрозой американским интересам,
ни инструментом для осуществления этих
интересов во всех случаях». Российско-американские
отношения при администрации Буша. Программа
по новым подходам к безопасности России
(PONARS), М., 2001
Не менее осторожно
оценивали перспективы
Итак, при всех
различиях в подходах российских
и американских элит к проблеме российско-американских
отношений эти подходы
События 11 сентября
2001г. стали «моментом истины»
в современной мировой политике
и ознаменовали крутой поворот в российско-американских
отношениях. Уже через несколько часов
после террористических актов в Нью-Йорке
и Вашингтоне президент РФ первым из мировых
лидеров дозвонился до президента США
Дж. Буша. В ходе телефонного разговора
российский руководитель не только выразил
самое глубокое сочувствие американскому
народу, но и сообщил о прекращении учений
российских стратегических сил, поскольку
вооруженные силы США были приведены после
террактов в состояние высшей боевой готовности
и нельзя было исключить возможность ошибки
или просчета. Мировая политика и международные
отношения. Учебное пособие / под редакцией
Ланцовой С.А., Ачкасовой В.А., Спб, 2000
За декларациями
последовали и дела. США и Россия
стали ведущими участниками
Трагические события
11 сентября 2001г. заставили Вашингтон
по-новому расставить приоритеты в
российско-американских отношениях. Важнейшим
направлением двухстороннего сотрудничества
стало взаимодействие в рамках антитеррористической
коалиции. При этом выяснилось, что Россия
является гораздо более ценным для Америки
партнером в рамках коалиции, чем подавляющее
большинство стран-членов НАТО. В ходе
операции «Несокрушимая свобода» Россия
предоставила Соединенным Штатам разведывательную
информацию о террористических группировках,
выделила воздушные коридоры для американской
авиации, расширила военно-техническое
сотрудничество с Северным альянсом. Официально
Вашингтон высоко оценил помощь со стороны
России в борьбе с международным терроризмом.
Новый стиль
российско-американских отношений
позволил Москве и Вашингтону заключить
Договор о сокращении стратегических
наступательных потенциалов, предусматривающий
трехкратное сокращение их развернутых
стратегических боезарядов в течение
ближайших десяти лет. Сближение России
с Западом и его лидером США создало условия
для учреждения Совета Россия - НАТО, который
является, как это говорится в Декларации
глав государств и правительств стран
- членов - НАТО и РФ от 28 мая 2002г. механизмом
для консультаций, выработки консенсуса,
сотрудничества, совместных решений и
совместных действий России и государств
- членов НАТО по широкому спектру вопросов
безопасности в Евро-Атлантическом регионе.
Можно сказать, что позиция, занятая Кремлем
11 сентября 2001г. во многом способствовала
решению США и Евросоюза о признании рыночного
статуса российской экономики.
Было бы неверным,
однако, представлять дело так, будто
на протяжении прошедших лет Россия
и США добились полного взаимопонимания
по проблеме разоружения. Многие американские
политики и эксперты, близкие к консервативному
крылу республиканской партии, как правило,
скептически относятся к международному
сотрудничеству в деле ограничения и сокращения
вооружений. По их мнению, с окончанием
«холодной войны» время традиционного
контроля над вооружениями истекло и в
нынешних условиях Соединенные Штаты
не должны быть ограничены нормами международного
права в своей военно-технической политике.
В этих кругах весьма популярны рассуждения
о том, что складывавшийся на протяжении
последних десятилетий режим контроля
над вооружениями устарел и его надо заменить
на систему односторонних шагов, осуществляемых
в интересах США в сфере разоружения. Именно
такие подходы возобладали в Вашингтоне
после прихода к власти Дж. Буша в 2000г.
Мировая политика и международные отношения.
Учебное пособие / под редакцией Ланцовой
С.А., Ачкасовой В.А., Спб, 2000
Информация о работе Баланс сил после окончания «холодной войны»