Бачно семейные отношения Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:05, реферат

Описание работы

Выделяя наиболее общие черты сходства социально–экономической эволюции средневековых стан Востока (таких, как Индия ,Китай ,Арабский халифат ,Япония ),следует отметить ,что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность средневековых восточных обществ ,длительное сосуществование патриархально–родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов. Но в средневековых обществах Востока государство всемирно охраняло государственную собственность на зе

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 26.34 Кб (Скачать)

Введение 

Выделяя наиболее общие черты сходства социально–экономической  эволюции  средневековых стан Востока  (таких, как Индия ,Китай ,Арабский халифат ,Япония ),следует отметить ,что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Замедленный характер развития определил устойчивую  многоукладность средневековых восточных обществ ,длительное сосуществование   патриархально–родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов. Но в средневековых обществах Востока государство всемирно охраняло государственную собственность на землю с присущей ей традиционной    системой эксплуатации податных крестьян, сдерживало развитие частной собственности ,что препятствовало созданию здесь западноевропейской системы барского хозяйства. Нужно также признать ,что все средневековые правовые системы стран Востока  утверждали неравенство  сословное, кастное ,в семье ,по признакам пола, мелочно регламентируя поведения людей во всех сферах  общественной жизни. В средневековом Китае получали дальнейшее развитие черты восточной деспотии ,которые ярко проявлялись ещё в древнем Китае. В своем реферате я бы хотела уделить внимание семейному праву средневекового Китая . 
 
 
 
 
 
 

1.Основные принципы семейного права.

Семейное  право в Китае (а также гражданское  и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской  морали. Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кун–цзы , иначе Конфуцием. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться  от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». Именно на этих принципах строилось семейное право Китая.

2. Условия  для вступления в брак.

Первейшей целью  брака было обеспечение физического  и духовного воспроизводства  семьи ,которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства .  Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианством как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из видов неподчинения к родителям. Для заключения брака было необходимо соблюдать ряд условий . Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и семьей невесты и скреплялся частным соглашением ,нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери  ,но и наказания в уголовном порядке старших в семье . Традиционные убеждения ,что брак это соглашение между не только живыми но и умершими предками ,крайне заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитостью  ,находило внешнее выражение в соответствующем ритуале сватовство ,включавшим в себя не только дары от семьи жениха семь невесты ,но и молебен в храме предков . С глубокой древности сохранилось также правило ,что жених и невеста не должны были носить одну и ту же фамилию ,чтобы не смешать родственные семьи. Однако скудность семейных фамилий в китайском обществе предопределила постепенное утрачивание важности этого правила. Требовался также сословный статус жениха и невесты, «непорочность» их добрачных отношений. Правом определялся возраст брачного совершеннолетия для мужчин в 15 лет для женщины в 13 лет. Были зафиксированы также верхние пределы брачного возраста: для мужчин –30,для женщины 20 лет. С этой целью, особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал , чтобы все тридцатилетние мужчины брали себе в жены девушек, достигших 20 лет. Был распространен обычай помолвки ещё не родившихся детей. Если муж при живой жене женился вторично и брал себе вторую жену (именно жену, а не наложницу, что дозволялось), то он наказывался годом каторжных работ. Брак расторгался. Межсословные браки запрещались.

3.Свадебные  церемонии. 

Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака, как правило, не была связана ни с влечением молодых друг к другу, ни даже со знакомством их. Вопрос о браке был делом семьи, прежде всего ее главы. Именно он на специальном семейном совете, часто при участии многочисленной родни, решал вопрос о том, когда и кого из сыновей женить, из какой семьи взять невесту. Это решение обязательно принималось с согласия предков, у которых испрашивалось благословение на брак. Только после того как покойные предки семьи и клана изъявляли свое согласие — для чего проводился специальный обряд жертвоприношения и гадания, — отец жениха посылал в дом невесты дикого гуся—символ брачного предложения.

Женитьба  сына всегда считалась очень важным делом, ради которого не жалели ни сил, ни средств, влезая подчас в неоплатные долги. Прежде всего, в случае благоприятного ответа от родителей невесты следовало  преподнести им подарки и получить документ, удостоверявший год, месяц, день и час рождения девушки. Затем  этот документ, равно как и документ о рождении жениха, отдавали гадателю, который путем сложных выкладок устанавливал, не повредит ли брак благополучию жениха и его семьи. Если все было в порядке, снова начинались взаимные визиты, происходил обмен подарками, заключался брачный контракт и назначался, с согласия невесты, день свадьбы.

В этот день празднично наряженную в красное невесту, причесанную еще по-девичьи, в паланкине приносили в дом жениха. Весь свадебный выезд тщательно оберегался от злых духов: против них выпускали специальные стрелы, на грудь невесты одевали обладающее магической силой бронзовое зеркало и т. п. В доме жениха в честь невесты запускали ракеты-шутихи, затем в момент встречи невесте и ее родне (а также и многочисленным собравшимся, в том числе нищим, от которых откупались по заранее достигнутой договоренности) раздавали подарки. Жених и невеста вместе кланялись Небу и Земле, совершали еще ряд обрядов и поклонений. Им подносили две рюмки вина, связанные красным шнурком. Угощали пельменями. Все это имело свой смысл,. все было полно глубокой символики—и поклоны, и слова, и даже пища (пельмени, например, символизировали пожелание множества детей), и изображения вокруг. Наконец, основные обряды окончены. Жених удалялся, а невеста совершала необходимый туалет, в частности причесывалась уже как замужняя женщина. После этого молодые отправлялись в спальню.

На следующий  день все поздравляли молодых, гости  и родня приглашались на пир. И  лишь после того как все торжественные  обряды были окончены, жена специально представлялась свекрови, под начало которой она отныне поступала, и  всей мужниной родне. Через несколько  месяцев она также представлялась предкам мужа в храме предков  и принимала участие в обрядах  жертвоприношений. Теперь она уже  по-настоящему становилась женой  и членом семьи (до этого ее еще  можно было возвратить родителям  —в случае, если бы она, например, оказалась поражена каким-либо» недугом).

3.1 Девушкам  из знатных домов вместо надевания  шляпы в волосы втыкалась специально  выделанная для свадебной церемонии  и весьма заметная шпилька.  Ее появление в прическе у  девушки — знак того, что она  стала невестой, точнее, входила  в возраст, когда следует готовиться  выйти замуж.  В среде высшей знати часто практиковался сорорат, когда вместе с невестой в дом мужа ехала ее младшая сестра или племянница в качестве своего рода заместительницы жены, наложницы. Женитьба представителей правящего класса называлась хунь. Этим загадочным древним термином, очевидно, обозначали «сумеречную церемонию», подчеркивая, что ее проводили в ночное время. Достаточно типичными были гаремы из ряда жен и наложниц. Разумеется, при этом в женской половине дома всегда поддерживался достаточно строгий порядок, и всем обычно заправляла старшая, т.е. главная жена, чей сын, к слову, обычно считался наследником. В тех нередких случаях, когда интриги в гареме приводили к тому, что правитель своевольно менял иерархический порядок в женской половине дома, как то было, в частности, во времена Ю-вана, нарушение нормы могло вести к плачевным результатам. Вообще же положение женщины в гареме владетельного аристократа не было столь приниженным, как, скажем, в гареме турецкого султана. Женщины из правящего дома имели немалое политическое влияние и порой активно вмешивались в дела государства или удела, не говоря уже об упоминавшихся интригах, которые чаще всего тоже имели политический характер. Важно заметить, что, выходя замуж, женщина представлялась перед алтарем предков предкам мужа, после чего считалась как бы составной частью дома и рода мужа и соответственно себя ощущала и вела. Браки среди представителей правящего класса были строго экзогамными. Женитьба на женщинах с таким же самым именем, независимо от того, будет ли она главной женой, дополнительной женой или наложницей, была строго запрещена. Считалось, что подобный «инцест через имя» обрекает мужа, саму женщину и их потомство на страшные несчастья. По свидетельствам классической литературы, никаких подобных табу для простолюдинов не существовало, но это не совсем так. Хотя классические источники гласят, что «ритуалы и церемонии не опускаются до нижних людей», у простолюдинов существовали свои су, или обычаи. Поскольку антропологи считают, что в целом архаичные общины имеют еще более жесткую систему табу, чем высокоразвитые общества, можно с уверенностью говорить, что и среди древнекитайских крестьян браки были связаны всевозможными табуирующими ограничениями, хотя письменно они не зафиксированы. В более поздние времена табу на брак людей с одной и той же фамилией применялось в равной степени ко всем сословиям и сохраняется ,и по сей день. Представители правящего класса могли только однажды взять себе главную жену. Если она умирала или муж ее прогонял, вторично он жениться не мог, во всяком случае с соблюдением такого же ритуала, как при первом браке. Браки устраивались через сватов.

3.2 Браки простолюдинов носили название бэнь («случайные встречи»). С наступлением весны, когда семьи покидали свои зимние жилища и перемещались в поля, в деревенских общинах устраивали праздники. Молодые парни и девушки вместе танцевали и пели призывные песни и песни-считалки, которые почти всегда были как-то связаны с культами плодородия и нередко носили откровенно эротический характер. Во время этих праздников каждый юноша выбирал себе девушку, за которой ухаживал, а потом вступал с ней в половые отношения. Заключенный таким образом союз продолжался все лето и осень и признавался — чаще всего деревенскими старейшинами — еще до того, как семьи возвращались в свои зимние жилища. Вероятно, главным основанием для признания была беременность девушки. Девушка могла принять или отвергнуть ухажера или принять его, а потом передумать, причем молодой человек имел такую же свободу выбора, — все это говорит о том, что девушки из простых семей, как правило, вели сексуальную жизнь более открыто, чем их сверстницы из высшего общества.

Как и  во всем мире, строгие нормы церемонии  вступления в брак и вообще брака  не исключали внебрачных связей и  адюльтера. Но ни о каких жестоких наказаниях за это — вроде побивания виновной камнями — упоминаний нет. Складывается впечатление, что ревность не была санкционирована обычной нормой, а семейно-домашние коллизии считались делом хозяина. Что же касается поведения вдовы — то можно было осудить его, если оно того заслуживало, но не более... Во всяком случае, стоит подчеркнуть, что более поздний и наиболее отчетливо сформулированный конфуцианцами тезис, согласно которому государство — большая семья, а семью можно и должно уподоблять государству, распространялся и на интимную сферу взаимоотношений: все в конечном счете суверенное дело самой семьи, включая, разумеется, в это понятие большую родню.

4. Обстоятельства развода

В китайском  традиционном праве в отличие  от большинства других восточных  правовых систем развод не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался  под угрозой уголовного наказания  в случае "нарушения супружеского долга". Имелось в виду, например, причинение вреда путем оскорблений, побоев, ранений и пр. самому супругу  и его родственникам. Требование развода могло предъявляться  не только супругами, но и членами  их семей. "Ли" предписывали развод мужчине под страхом наказания, если жена не "оправдала надежд предков", была непослушна свекру и свекрови, бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжелобольна, а также воровски использовала семейное имущество'. Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной" (Ли цзы, кн. XI), ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд "семейных" преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания, как за "семейные", так и за другие преступления. Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

Согласно конфуцианству  брак имеет серьезное значение как для семьи и общества, так и для культивирования добродетели. Традиционно считалось, что инцест, или кровосмешение — это брак между людьми с одинаковыми фамилиями. Поэтому с точки зрения конфуцианской семьи, брак должен объединять семьи с разными фамилиями, что способствует продолжению рода по линии отца. В связи с этим рождение наследника-мальчика было предпочтительнее рождения девочки. Таким образом, преимущества и недостатки любого брака существенны для всей семьи, а не только для конкретных пар. В социальном отношении, брак считается основной ячейкой общества. В китайской истории есть много примеров, когда брак оказывал влияние на политическую стабильность внутри страны и международные отношения. Со времен династии Хань правители определенных правящих племен, таких как монголы, маньчжуры, гунны и турки выбирали для брака женщин из императорской семьи. Во многие периоды китайской истории страной управляли жены или матери правящего императора. 
 
 
 


Информация о работе Бачно семейные отношения Древнего Китая