Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:48, реферат
Наиболее крупными морскими державами были Англия и Голландия – страны, в которых буржуазные революции уже расчистили путь для капиталистического развития. Обострение соперничества между ними в борьбе за колонии и господство на морях сопровождалось усилением не только торговых, но и военных флотов. Эпоха колониальных захватов, открытая в XVI-XVII вв. всеми морскими державами, «явилась эпохой образования крупных военных флотов». С возникновением постоянных флотов, Ф. Энгельс, «мы собственно и можем говорить о военно-морском флоте, как таковом».
В это время с кораблей противника перевозили к Азову войска на небольших перевозочных судах ( тунбасах ). Дождавшись, пока тунбасы подойдут ближе к берегу, казацкие лодки внезапно атаковали их. Стремительная атака застала противника врасплох. 10 тунбасов были взяты, остальные повернули к своему флоту. На неприятельской эскадре произошел переполох. Используя замешательство врага, казаки подошли к одному из кораблей противника и подожгли его. Не разобрав в темноте сил атакующих, осажденные стали успешно отходить в море, а один корабль ( не успевший поднять паруса ) подожгли сами.
27 мая 1696 г.
отряд русских галер вошел
в воды Азовского моря. Моряки
были встречены сильным
Одновременно к крепости подошли главные силы русской армии. Они заняли те самые траншеи и укрепления, которые были ими сделаны еще в прошлом году, так как враг, не рассчитывая на вторичную осаду, не успел их разрушить. Азов был осажден со всех сторон; с каждым днем кольцо осады сужалось. Русская артиллерия непрерывно обстреливала город. В устье Дона были сооружены две береговые батареи, которые предназначались для усиления морской блокады. Если бы неприятельскому флоту удалось прорваться сквозь линию русских галер, то эти батареи должны были не допустить вражеские корабли непосредственно к крепости.
Не прошло месяца с момента отступления первой неприятельской эскадры от Азова, как из Константинополя подошла новая эскадра в составе 25 вымпелов. На кораблях находился четырехтысячный отряд противника.
Осадная артиллерия продолжала обстрел крепости. 17 июля русские войска овладели одним из угловых бастионов. В обороне противника была пробита первая брешь. На следующий день казаками со стороны Дона был атакован и захвачен второй угловой бастион. Положение осажденной крепости становилось катастрофическим. Гарнизон нес большие потери и терял основные позиции. Надежды на помощь из Константинополя иссякли. Исход борьбы был предрешен. Днем 18 июля 1696 г. над Азовом взвился белый флаг: гарнизон капитулировал. Русские войска и флот вошли в город. Все течение Дона стало открытым для плавания русских кораблей. Вскоре Азов был укреплен и превращен в русский город.
2.4 Роль Петра I в Азовской победе
Петр I лично руководил подготовкой и проведением походов 1695 и 1696 гг. под Азов. Во время 1-й Азовской кампании под именем Петра Алексеева он возглавлял бомбардирскую роту Преображенского полка. Считая себя на службе у государства, он начинал её «с первого азовского похода в звании бомбардира».
При подготовке ко 2-му Азовскому походу особое внимание Петр I уделял постройке военных и транспортных судов. В конце февраля 1696 г. царь приехал в Воронеж и в течение нескольких месяцев собирал корабли и снаряжал их в поход.
Во время штурма турецкой крепости царь вел себя мужественно и бесстрашно, показывая пример другим.
Петр I думал о будущем России. Опираясь на опыт иностранцев, он хотел выучить собственных мастеров в разных отраслях знаний, в том числе в области кораблестроения. С этой целью вскоре после Азовских походов царь послал 50 комнатных стольников и спальников за границу: 28 человек в Италию, главным образом в Венецию, и 22 человека в Англию и Голландию. Вместе с тем Петр I и сам решил овладеть корабельным мастерством. Во время Великого посольства, с марта 1697 г. по август 1698 г., он относился к себе в вопросах кораблестроения не как к царю, а как к ученику зарубежных мастеров.
2.5 О дате основания регулярного военно-морского флота в России
Начало российского регулярного военно-морского флота принято связывать с постройкой боевых морских кораблей для Азовского похода 1696г., а именно с их спуском на воду в апреле месяце. Думается, что это не совсем правильно. Мысль о создании постоянного морского флота в это время еще не назрела в России.
Регулярный морской флот необходим государству, имеющему общие морские рубежи с другими странами. Таких рубежей Россия в период кораблестроения зимой-весной 1695/96 гг. не имела. Второй Азовский поход, и воронежские корабли в ходе его в том числе, по сути положил начало превращению России из континентальной в морскую, активно ведущую себя на международной арене державу. Были созданы необходимые военно-политические и географические условия для рождения русского военного регулярного флота.
20 октября 1696 г. в с. Преображенском Петр I слушал предложения Боярской Думы, «касающиеся завоеванной крепости Азова». Постоянный Азовский флот было «приговорено» построить к апрелю 1698 г. Он должен был состоять из 40 или более судов. Центром создания Азовского флота был объявлен Воронеж и близлежащие к нему уезды. Таким образом, датой основания военного регулярного флота России следует считать 20 октября 1696 г.
Заключение
Таким образом, я изучил строительство кораблей зимой-весной 1695/96 года, проанализировал подготовку сухопутных войск ко второму азовскому походу, реконструировал основные события азовского похода 1696 года, изучил роль Петра I в азовской победе и выявил дату основания российского регулярного военно-морского флота.
Заключение
Таким образом, я реконструировал основные события азовского похода 1695 и 1696 годов. Изучил роль Петра I в азовской победе и выявил дату основания российского регулярного военно-морского флота. Так же я выявил ошибки, которые допустил Петр I во время первого азовского похода.