Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:18, доклад
В 1920-х гг. в СССР шло интенсивное формирование Административно - командной системы - реального воплощения государственного социализма в условиях враждебного окружения. Однако и в этих условиях продолжали существовать иные варианты социалистического развития, в частности, в форме идей и очагов негосударственной самоорганизации и производственного самоуправления - т.н. анархо-синдикалистский уклон в РКП(б), добровольные трудовые кооперативы, толстовские коммуны . Одним из ярких проявлений негосударственной самоорганизации, трудового производственного самоуправления и международной пролетарской солидарности стала деятельность в Сибири Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» (АИК «Кузбасс»), имевшая всероссийское значение и международный резонанс.
Часть колонистов отстаивала организацию своих отдельных профсоюзов. Парторганизация РКП(б) Кузбасса, напротив, проводили линию на сближение американцев с русскими рабочими, на вхождение иностранцев в советские профсоюзы. Однако этому препятствовали как национальные различия, так и различия идейные - между коммунистами и анархо-синдикалистами. Тогда было принято компромиссное решение, что те члены ИРМ, которые не согласны вступать «в русские профсоюзы, имели право в течение некоторого времени участвовать в работе профсоюзов без официального оформления своего членства с тем, чтобы предварительно ознакомиться с их работой» (17).
Претворение анархо-синдикалистских принципов в жизнь, автономный статус колонии, альтернативный характер анархо-синдикалистской идеи социализма - все это вызывало у госпартруководства определенное беспокойство. Так, один из членов ЦК Профинтерна высказал опасение, что «организация колонии на свободных началах может привести к тому, что покровительствующему и поддерживающему идеи американской группы т. Троцкому придется в конце концов выслать воинскую часть для подавления восстания этих «ИРМ», если Кемерово будет заселено люмпенпролетарским составом «ИРМ» (18). Похожее опасение выражал и один из коммунистов-руководителей Кузбасса, который считал, что Кемерово может превратиться в анархо-синдикалистский оплот Кузбасса10.
Факты свидетельствуют, что между коммунистами и анархо-синдикалистами на территории АИК «Кузбасс» шла нормальная идейная борьба при одновременном политическом и хозяйственном сотрудничестве.
Силы в этой борьбе, однако, были неравными: за местными коммунистами (как русскими, так и американскими), стояла вся мощь государства и складывающейся административно-командной системы.
Идеи государственного социализма и его практика в конце концов победили. Часть колонистов по этой причине в разное время уехала обратно на родину. Практика сталинской индустриализации и «чрезвычайщина» не могли не оттолкнуть их от СССР.
С другой стороны, принципы и особый статус АИК «Кузбасс» перестали устраивать партийно-государственное руководство. В новых условиях всеобщей индустриализации в стране, СТО СССР 22 декабря 1926 г. объявил договор с АИК «Кузбасс» расторгнутым. Успешно просуществовав более 4-х лет, Автономная колония была ликвидирована сверху.
Часть колонистов после этого уехала в США, другая осталась трудиться на предприятиях Кузбасса.
Заключение
В результате деятельности АИК «Кузбасс» на Кемеровском руднике расширился объем капитальных работ. Продолжался рост угледобычи. С 9 тысяч тонн в феврале она поднялась до и 12 тысяч тонн в августе 1923 г. 23 октября Госплан выделил дополнительные средства на развитие Кемеровского рудника и коксохимического завода.
Правление Автономной колонии реконструировало печи завода, поставило новые насосы, коксовыталкиватель, резервуары для бензола. В январе 1924 г. была подготовлена к пуску новая электростанция, создана лаборатория и механические мастерские. 2 марта коксохимический завод вступил в строй. Основную массу его коллектива составляли советские рабочие.
В ноябре 1924 г. СТО принял решение о передаче АИК «Кузбасс» Кольчугинского, Прокопьевского и Киселевского рудников. К концу 1924 г. уголь Кузнецкого бассейна получил широкое признание далеко за пределами Сибири.
Были заключены договоры о его поставке уральским заводам, Балтийскому флоту и Архангельскому порту. В марте 1924 г. был заключен договор с Уралом о поставке кемеровского кокса.
Список литературы
1 Кривошеева Е. А. Из истории образования «Автономной индустриально колонии Кузбасс» // Из истории Западной Сибири. - Вып. 1. Кемерово, 1966. - С.225.
2 История Кузбасса. - Ч.1-2. - Кемерово, 1967. - С.348; Ленин В. И. полн. собр. соч. - Т.44. - С. 655.
3 Там же. – С. 656.
4 Полянская Е.М. Автономная индустриальная колония Кузбасс// Труды научной конференции по истории черной металлургии Кузбасса, посвященной 140-летию Гурьевского Завода (1816- 1956) - Кемерово, 1957. – С. 35.
5 Полянская Е.М. Автономная индустриальная колония Кузбасс// Труды научной конференции по истории черной металлургии Кузбасса, посвященной 140-летию Гурьевского Завода (1816- 1956) - Кемерово, 1957. – С. 36.
6 Кривошеева Е. А. Из истории образования «Автономной индустриально колонии Кузбасс» // Из истории Западной Сибири. - Вып. 1. Кемерово, 1966. - С.227.
7 Кривошеева Е. А. Из истории образования «Автономной индустриально колонии Кузбасс» // Из истории Западной Сибири. - Вып. 1. Кемерово, 1966. - С.228.
8 Там же. – С.229.
9 Иванов Ю. А. Вопросы истории развития черной металлургии Кузбасса в воспоминаниях современников (До начала пятилеток) // Краевед Кузбасса - Кемерово, 1970. - С. 206.
10 Иванов Ю. А. Вопросы истории развития черной металлургии Кузбасса в воспоминаниях современников (До начала пятилеток) // Краевед Кузбасса - Кемерово, 1970. - С. 206.
Информация о работе Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» в развитии Кузнецкого края