Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:39, реферат
Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учителя. У К. Менгера. Его идеи практически предопределили развитие австрийской школы маржинализма (хотя широкую известное» они получили в обработке Бём-Баверка и Визера), так что основное идейное содержание теорий австрийской школы заключается, хотя! не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера «Основания учения о народном хозяйстве».
Австрийская школа (Карл Менгер)
Биография
Австрийская
школа имела ярко выраженного
основателя-учителя. У К.
По его мнению, товары ценны скорее, потому что они удовлетворяют различные потребности разной важности. Например, первое ведро воды используется для удовлетворения наиболее важной потребности, а последующие ведра направляются на все менее и менее важные нужды. Он также использовал его для опровержения трудовой теории ценности. Он объяснял, что товары имеют ценность не по причине труда, затраченного на их производство, а из-за их способности удовлетворять человеческие потребности. Менгер также известен своим объяснением происхождения денег, которое по сей день является общепризнанным. Австрийская школа экономической мысли впервые объединилась в одно целое на основе работ Менгера и его двух более молодых учеников Евгения Бем-Баверка и Фридриха фон Визера. Более поздние представители австрийской школы Людвиг фон Мизес и Фридрих Хайек использовали идеи Менгера в качестве отправной точки: Мизес в его исследовании денег, Хайек - с его идеей "спонтанного порядка".Карл Менгер родился в Галиции (в то время область Австро-Венгрии, а теперь Южная Польша) в зажиточной семье. У него была двое не менее одаренных братьев, Антон - философ права и историк-социалист, и Карл (Karl в отличие от Carl Menger) - известный математик. Докторскую степень в области права Карл Менгер получил в краковском университете в 1867 г.. После публикации в 1871 г. его книги Принципы экономики он стал читать лекции, а затем стал профессором в венском университете, где он работал там до 1903 г.. В 1876 г. он стал домашним учителем австрийского наследного принца Рудольфа. В этом качестве он побывал в Германии, Франции, Швейцарии и Англии.
Основные учения о народном хозяйстве
Учение о благах. Главная тема «Оснований...» Менгера - изложение его субъективной теории ценности. Начинается оно с развернутого учения о благах. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в силу некоторых своих свойств, причем: 1) человеку известна эта его способность и 2) он может ею воспользоваться1. Здесь автор особенно подчеркивает субъективный характер благ. Важным моментом теории Менгера и всей австрийской школы является разделение благ на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т.д.), которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности через них, т.е. косвенно. Если потребность в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либо исчезает, все плантации, станки рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами.
Учение
о ценности. Все экономические
блага обладают ценностью.Таким образом,
ценность придает благам их субъективно
осознаваемая относительная редкость.
Следовательно, ценность имеет чисто субъективный
характер: «Ценность - это суждение, которое
хозяйствующие люди имеют о значении находящихся
в их распоряжении благ для поддержания
их жизни и благосостояния, и поэтому вне
их сознания она не существует»2.
Неэкономические блага, по Менгеру, не
имеют ценности, причем не только меновой,
но и потребительной. Величина этой субъективной
ценности определяется значением, которое
имеет для человека конкретный акт удовлетворения
потребностей, а оно в свою очередь зависит
от двух факторов: субъективного - какое
место в иерархии занимает данная потребность,
и объективного - сколько единиц блага,
удовлетворяющего данную потребность,
у нас есть. Этот тезис Менгер иллюстрирует
таблицей
где
по столбцам расположены потребности
в порядке убывания важности (римские
цифры), например 1-это потребность в пище,
2-потребность в жилище,3-потребность в
одежде и т.д. а по строкам - «последовательные
акты удовлетворения потребности» (арабские
цифры). К примеру 10-означает наша потребность
удовлетворена, а с каждой дополнительным
добавлением единицы блага данного вида
уменьшается, пока не достигнут нуля в
точки полного насыщения.
Таблица 1
Виды потребностей или благ
Последовательные акты удовлетворения потребностей | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | |
1 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
2 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
3 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | ||
4 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |||
5 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | ||||
6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |||||
7 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | ||||||
8 | 3 | 2 | 1 | 0 | |||||||
9 | 2 | 1 | 0 | ||||||||
10 | 1 | 0 | |||||||||
0 |
От удовлетворения потребности в пище, а при наших климатических условиях - и в одежде и жилище, зависит сохранение нашей жизни, тогда как от обладания нами каретой, шахматной доской и т. п. зависит только несколько большая степень нашего благосостояния. Вот поэтому пища, жилище и одежда на 1 месте. А последнее место – шахматной доске и т.д. Люди придают несравненно большее значение обеспечению удовлетворения первых потребностей, нежели тех, от которых, как в вышеупомянутых случаях, зависит лишь мимолетное удовольствие или несколько больший комфорт, другими словами, лишь более высокая степень благополучия.
Теперь, объясняю пример цифр: в первой колонне 1- это потребность в пище. 10 – для каждого человека будет означать сохранения его жизни; дальнейшее потребление до известного момента имеет значение лишь сохранения здоровья, 9 –сохранение здоровья , дальнейшее потребление имеет для них просто значение удовольствия 8 и 7 и т.д., пока потребление не достигнет известной границы, когда потребности в пище удовлетворены уже столь полно, что дальнейшее принятие ее не служит ни сохранению жизни, ни поддержанию здоровья, ни доставлению удовольствия, но становится безразличным для потребителя, а затем превращается уже в мучение и угрожает опасностью здоровья и даже жизни- это цифра 6.
\Предположим,
что шкала I выражает потребности
какого-либо индивида в пище, шкала
V - его потребности в табаке; ясно, что
удовлетворение потребности в пище до
известного предела полноты имеет гораздо
большее значение для этого индивида,
нежели удовлетворение потребности в
табаке. Однако если потребность в пище
уже удовлетворена до известного предела
полноты, до 6 , то это же 6 - начинает
представлять для этого индивида уже другое
значение. Это означает, что удовлетворение
в табаке равно 6 и оно сравнивает,
как предел полного удовлетворения в пище.
Хотя индивид еще не удовлетворен в табаке,
не начинал курить.
Учение об обмене.
Менгер
указывает, что обмен обязательно
должен быть выгоден для обеих
сторон, иначе стороны с той
же легкостью согласились бы обратно
поменяться теми же благами3. Обмен
блага Х на благо Y произойдет только
тогда, когда индивид А оценивает
Х выше, чем Y, а индивид В
– наоборот. Он будет продолжаться,
пока относительные ценности благ для
обоих индивидов не выровняются, и у них
не будет стимулов продолжать обмен, т.е.
наступит равновесие. Таким образом, субъективные
ценности определяют меновое соотношение
благ.(стерка,карандаш)
Начнем
с простейшего случая. Вообразим
двух земледельцев А и В;
оба вели до сих пор
Вывод
а) Больший акцент по сравнению с другими школами маржинализма на субъективизме и психологизме.
б) Больший акцент на сфере потребления и большее пренебрежение сферой производства по сравнению с другими школами маржинализма.
представители австрийской школы маржинализма отрицатели применение математических методов
в) делали акцент на экономическом либерализме, отвергали любое государственное начало в экономике
г) противопоставление классической школе
Информация о работе Австрийская школа под руководством К. Менгера