Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:22, контрольная работа
Распад СССР – событие всемирно-исторического значения, многообразие сложных и противоречивых последствий которого еще не получило адекватного отражения в исторической науке. Между тем кризисное состояние современного российского социума диктует необходимость формирования реалистичного взгляда на действительность и анализа истоков существующих здесь проблем, что является обязательной предпосылкой их эффективного решения. Сказанное в полной мере относится и к сфере общественного сознания новой России.
Введение.......................................................................................................................3
1.Августовские события 1991 г..................................................................................5
1.1.Влияние на политические, социальные, национальные
процессы в стране..............................................................................................5
1.2.Приостановление деятельности КПСС.....................................................8
1.3.Распад СССР. Возникновение независимых государств. Образование Содружества Независимых Государств........................................................10
Заключение.................................................................................................................18
Используемая литература.........................................................................................20
Подобная точка зрения не лишена оснований. После августа 1991 года центробежные тенденции получили мощный толчок. И без того ослабленные союзные структуры не выдержали. СССР распался стремительно. Политические расчеты и амбиции не позволили руководителям республик прийти к согласованию интересов в рамках ослабленного Союза. Но они также понимали, что одновременно с распадом страны рвались экономические связи и, что это будет иметь отрицательные последствия для экономик новых независимых государств.
Труднее ответить на вопрос, представляли ли они масштабы этих последствий. Во всяком случае, Президент России относился к этому вопросу довольно легко, рассуждая о том, что "части бывшего Советского Союза все равно останутся в зоне общего сотрудничества, и культурная, бытовая, экономическая и политическая интеграция рано или поздно сделает свое дело".
То,
что было просто на словах, на деле оказалось
гораздо сложнее. Первоначально страны-члены
СНГ не проявляли активности и стремления
к сотрудничеству, к сближению экономик
в рамках содружества. По мнению Е. М. Примакова,
"образование СНГ было продиктовано
скорее стремлением притупить остроту
негативной внутренней реакции, внешняя,
в основном, была противоположной — на
распад великого государства".
Заключение.
Что ж, подведем итог данной работы. Как упоминалось ранее, СССР прекратил существование накануне своей 69-й годовщины с момента образования. Его распад стал результатом воздействия целой череды обстоятельств. К субъективным факторам относятся просчеты или, наоборот, целенаправленные действия тех или иных политических лидеров в процессе, приведшем к исчезновению Советского Союза с политической карты мира.
Но,
безусловно, основными стали объективные
причины распада СССР. К ним
исследователи относят
Одним из главных факторов развала СССР - стал экономический кризис. Недовольство своим постоянно ухудшающимся социально-экономическим положением люди переносили на не справлявшихся со своими функциональными обязанностями государство и аппарат управления, которые не смогли предложить новые эффективные формы экономического и политического развития. Последняя попытка решить проблему с помощью военной силы в августе 1991 года окончательно подорвала авторитет союзного руководства. Инициатива оказалась в руках республиканских властей, которые изначально стремились к независимости своих республик.
Пытаясь смягчить последствия распада, большинство республик объединилось в рамках СНГ. Но, не имея общей стратегии в отношении Содружества, новые независимые государства не сумели быстро наладить эффективное сотрудничество. В то же время, осознание исторической и культурной близости, а также практические соображения диктуют странам Содружества необходимость активизации их усилий в направлении дальнейшего развития интеграционных процессов в СНГ.
Политический кризис 19-21 августа 1991 г., с одной стороны, завершает предшествующий этап развития, являясь кульминацией открытого противостояния союзных и российских государственных структур, а с другой – открывает новый период, когда с властной неопределенностью с середины 1990 г. До середины 1991 г. было покончено. Фактически после «путча» у российского руководства появляется возможность проведения собственной, не популистской, а ответственной политики, поскольку еще сохранявшиеся остатки союзных органов власти уже были не способны противодействовать этому.
Однако
к тому времени российские лидеры
уже были несвободны в выборе возможных
рецептов реформирования, которые в решающей
степени были предопределены логикой
и инерцией предшествовавшей политической
борьбы и результатами социально-экономического
развития СССР и РСФСР к середине 1991 г.
Поэтому на одном из главных мест в деятельности
российского президента и его окружения
был демонтаж остатков союзных структур,
что и было в основном завершено к концу
1991 г.
Использованная литература.