Асклепиад - древнегреческий врач. Основатель методической школы в древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:05, доклад

Описание работы

В развитии медицины в древнем Риме выделяют три основных этапа:
царский период (VIII-VI вв. до н. э.), характеризуемый отсутствием врачей-профессионалов;
период республики (510-31 гг. до н. э.): появление врачей-профессионалов; элементы государственной регламентации деятельности врачей; развитие естественно-научного направления в медицине (Асклепиад, 128-56 гг. до н. э.; Т. Лукреций Кар, 98-55 гг. до н. э.);
период империи (31 г. До н. э. – 476 г. н. э.): становление и развитие военной медицины; создание государственных и частных врачебных школ; введение должности архиатров; развитие энциклопедического знания.
Видным врачом периода республики является Асклепиад Вифимский.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Основная часть:
Асклепиад – древнегреческий врач………………………………………….4
Методическая школа………………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………….9

Работа содержит 1 файл

Асклепиад доклад.docx

— 20.46 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение  ……………………………………………………………………………..3

Основная  часть:

      Асклепиад – древнегреческий врач………………………………………….4

      Методическая  школа………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………..8

Список  литературы………………………………………………………………….9

 

 

Введение.

В развитии медицины в древнем Риме выделяют три основных этапа:

  1. царский период (VIII-VI вв. до н. э.), характеризуемый отсутствием врачей-профессионалов;
  2. период республики (510-31 гг. до н. э.): появление врачей-профессионалов; элементы государственной регламентации деятельности врачей; развитие естественно-научного направления в медицине (Асклепиад, 128-56 гг. до н. э.; Т. Лукреций Кар, 98-55 гг. до н. э.);
  3. период империи (31 г. До н. э. – 476 г. н. э.): становление и развитие военной медицины; создание государственных и частных врачебных школ; введение должности архиатров; развитие энциклопедического знания.

Видным  врачом периода республики является Асклепиад Вифимский.

 

     Асклепиад (128-56 гг. до н.э.) был греком, уроженцем Вифинии. Он учился в Афинах, жил и практиковал как врач в Греции, затем поселился в Риме, где добился высокого положения и славы. Развитие естественно-научного направления в медицине древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Его система – лечить безопасно, быстро и приятно (лат. tuto, celeriter et incunde curare) выгодно отличалась от методов врачевания «живодера» Архагата, греческого врача предыдущего столетия.

     Асклепиад был учеником эразистраторов (т. е. последователей Эразистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела). Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат стагнации – застоя (лат. stagnatio, от stagnum – стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во-вторых – как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (от лат. solidus – твердый, плотный). Человеческое тело, согласно его учению, состояло из мельчайших невидимых частиц, которые находятся в непрерывном движении. Их свободная циркуляция в организме и является главным условием здоровья. Лекарственной терапии он уделял мало внимания, применял висячие койки для успокоения возбужденных больных, трахеотомию — при ангинах (возможно, при дифтерии) «с опасностью удушения». Асклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов (лат. perspiratio insensibilis – неощутимое чрескожное дыхание). Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле, делать физические упражнения – словом, находиться в постоянном движении (сегодня, в «век гиподинамии» эти рекомендации звучат особенно актуально).

     Хотя  Асклепиад и говорил о том, что лечение должно быть безопасно, быстро и приятно для больного, рекомендованные им процедуры не всегда доставляли удовольствие. Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать. По его мнению, главная задача такого лечения – расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Асклепиад считал, что больных лихорадкой необходимо подвергать действию света и не давать заснуть, поскольку «лучшее средство от лихорадки есть сама лихорадка». Успеху лечения способствовали также детальная разработка каждого метода и строго индивидуальное его применение. Это направление в медицине было названо методическим. Асклепиад был твердо уверен, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, ведущий здоровый и правильный образ жизни, понимающий значение движения, сам в состоянии поддерживать свое здоровье и не нуждается в услугах врача. Являя собой пример подтверждения этой теории, сам он никогда не болел и умер глубоким стариком в результате несчастного случая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Методическая  школа 

     Желая создать собственную школу, Асклепиад, красноречивый оратор, друг Цицерона и учитель Антония Музы, во многом возражал Гиппократу. Так, например, он считал устаревшим периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных средств, полагая, что эти процедуры, как и чрезмерное согревание тела, истощают организм. Он основывал свою терапию на положении стоиков: «Всего лучше жить согласно природе» (лат. «Naturae convenienter vivere»). В этом он видел путь сохранения жизненной силы, ослабевающей с годами. Его лечебные средства — воздержание от пищи, питье воды, холодные ванны, активное движение были близки характеру римлян.

     Ученик  Асклепиада, Темизон, продолжил дело учителя в школе методиков. Подобно эмпирикам, методики отказывались познать скрытые стороны явлений; они задавались целью изучить то общее в болезнях, что поддается изучению посредством внешних чувств. Методики искали — произошло ли расслабление или сужение частей. Замечено сужение — следует назначать кровопускание, растирание, снотворные; при ослаблении разрешению болезни способствовали более обильная пища и укрепляющие средства. Если это лечение не помогало, прибегали к рекорпорации, или возрождению, которое состояло в медленном изменении привычек. Темизон был весьма талантливый врач, описавший хорошо проказу, ревматизм, водобоязнь.

     Императора  Августа не могли вылечить его  врачи; вольноотпущенник Муза испробовал действие холодной воды и поставил на ноги своего господина. Хармис применял подобное лечение.

     Одним из лучших представителей методической школы был Цельс, который своими энциклопедическими сочинениями способствовал распространению медицинских познаний. Его описания органов свидетельствуют о знании им анатомии. В лечении он следовал то Гиппократу, то Темизону. Хирургические его сведения весьма обширны. Он детально описал способ удаления катаракты. Его способ дробления мочевого пузыря употреблялся долгое время в древности; о трепанации им даются точные указания; при трудных родах предлагается вытаскивание ребенка живого или мертвого по кускам; катаракта удалялась давлением вниз или разрезом.

     Высшей  степени блеска методическая школа  достигла благодаря Сорану. Он предложил множество средств против кожных болезней, которые тогда были сильно распространены. Был противником проносных средств, исключительно местных болезней не признавал и доказывал, что всякое местное страдание отзывается на всем организме.

     Его противник Мосхион точно описал признаки предстоящего выкидыша и сообщил весьма полезные указания о воспитании новорожденных.

     Лучшим  истолкователем методической школы  был Целий Аврелиан. Он весьма точно описал распознавание болезней; оттого его сочинения в течение средних веков были руководящими при лечении.

     Страсть изучать яды и противоядия  теперь улеглась, и в маедицине осталось направление, искавшее улучшения лечения в новых лекарственных средствах. Появилось множество сочинений, в которых описывались новые и старые средства, причем забывали точно определить болезнь, при которой данное лекарство полезно; указывали только, что средство ослабевает тот или другой припадок. Все подобные сочинения были обработаны и послужили основой для знаменитого произведения Диоскорида, вероятно, современника Плиния. Он описывает растения на основании своих собственных наблюдений; его сочинение считалось классическим до XVII ст. Кроме растений, Диоскорид описывает много других средств. Упоминаемый им жир из шерсти вошел в современное употребление под именем ланолина.

     Другим  замечательным ученым был Плиний Старший. В медицинских сочинениях он приводит описания лекарственных  средств из всех царств природы; указывает также болезни, при которых данные средства полезны; особенно много средств приводится против, болезней кожи. 
 

     Заключение.

     Весьма  противоречивы отзывы современников  об Асклепиаде. Одни называли его шарлатаном, другие — вторым великим врачом после Гиппократа. Но мы видим, что методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на развитие медицины в период республики, на последующее ее развитие в период империи, а также на развитие естественно-научного направления в медицине в целом.

 

Информация о работе Асклепиад - древнегреческий врач. Основатель методической школы в древнем Риме