Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 00:18, контрольная работа
Археология средневековых финно-угров обширна по территории, разнообразна по археологическим комплексам. К началу средневековья финно-угорские народы обитали от северного моря до уральских гор, на западе и севере Сибири. Вступали в контакты с различными этносами: немцами, норманнами, славянами, тюрками. Отслеживается влияние этих народов на материальную культуру финно-угров. Средневековая история финно-угорских народов плохо освещена в письменных источниках, из-за этого археологические материалы приобретают особую ценность. Проблема формирования общности, этапов её развития и разделения уходит в более поздние эпохи бронзы и неолита и решённой не считается.
ТЕСТ……………………………………………………………………………………………………..……3
Археология финно-угорских и пермских племен Восточной Европы эпохи средневековья……………………………………………………..………………………….….4
Самодийци ………………………………………………………………………..…..…..….……..4
Мордва, марийци, мурома …………………………….…………………….……....…….6
Коми-зырян, коми-пермяки, удмурты……………………………………….….……..8
Прибалтийские финны …………………………………………………….……………...….11
Венгры …………………………………………………………………………………………..……..14
Характеристика Синташтинской культуры ..………………………………………….16
Список литературы …………………
Курганский государственный университет
Кафедра всеобщей
истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Археология»
Вариант 2
Выполнил: студент
группы ИЗ-1011
подпись
Проверил: доцент
Дата сдачи……………………………………………………
Дата рецензирования……………………………
Оценка………………………………………………………………
Курган 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТЕСТ
Археология
финно-угорских и
пермских племен Восточной
Европы эпохи средневековья
Археология средневековых
финно-угров обширна по территории,
разнообразна по археологическим комплексам.
К началу средневековья финно-угорские
народы обитали от северного моря до уральских
гор, на западе и севере Сибири. Вступали
в контакты с различными этносами: немцами,
норманнами, славянами, тюрками. Отслеживается
влияние этих народов на материальную
культуру финно-угров. Средневековая история
финно-угорских народов плохо освещена
в письменных источниках, из-за этого археологические
материалы приобретают особую ценность.
Проблема формирования общности, этапов
её развития и разделения уходит в более
поздние эпохи бронзы и неолита и решённой
не считается.
Самодийци.
На востоке территории
финно-угорского мира как район
особой группы археологических культур
угров и самодийцев, отмеченных рядом
общих черт, выделяются Урал и лесная территория
Западной Сибири. Во второй половине I
– начале II тысячелетия н.э. в лесном Зауралье
существовало несколько археологических
культур, связанных с угорским этносом.
Они выделены в основном по особенностям
керамики и поэтому осторожно называются
памятниками молчановского (VII – IX вв.),
юдинского (X – XIII вв.) и макушинского (XIII
– XIV вв.) типов. К позднему периоду (XIV –
XVI вв.) относятся памятники туралинского
типа. Памятники молчановского типа локализуются
по среднему и нижнему течению р. Туры.
Это городища, расположенные на мысах
(Петровское, Ирбитское), они защищены
валами и рвами. Жилищами служили прямоугольные
полуземлянки площадью 30 – 50 м. Основной
инвентарь – керамика. Характерными являются
приземистые круглодонные сосуды, плечики
которых украшены оттисками шнура, ямочными
вдавлениями и оттисками гребенчатого
штампа. Обнаружены железные ножи с прямоугольной
спинкой, изделия из кости, костяные наконечники
стрел с листовидным пером, железные прямоугольные
пряжки, широко известные в Европе, медные
скрученные браслеты, перстни и подвестки.
Бассейн рек Туры
и Тавды занимали памятники юдинской
культуры, изученной по поселениям, городищам,
грунтовым и курганным могильникам и жертвенным
местам. Небольшие по площади городища
укреплены валом с деревянной конструкцией
в виде срубов. На Юдинском, Ликинском,
Андреевском III городищах исследованы
остатки крупных жилищ в виде полуземлянок.
Известны и наземные конструкции трех
типов: шатровые полуземлянки, наземные
столбовые жилища и срубовые дома. Обнаружено
несколько грунтовых могильников этой
культуры. Людей погребали по обряду кремации
и ингумации с остатками костров. В инвентаре
много украшений: браслеты из серебра
и бронзы, плоские, витые, круглые серьги,
и височные подвески, бронзовые бубенчики,
пронизки, зооморфные подвески. Юдинскую
культуру связывают со средневековыми
манси.
К IX – XIII вв. в лесном
Нижнем Прииртышье относяться памятники
усть-ишимской культуры, представленные
укреплёнными городищами, грунтовыми
и курганными могильниками. Раскопки поселений
производились в основном по Иртышу и
в низовьях Тары: Новоягодное I, Белый Яр,
Кипо-Кулары, Безымянное. Городища укреплены
валами и рвами. На поселениях были жилища
двух типов: полуземлянки и постройки
шатровой конструкции с полом, деревянными
стенками, которые крепились на опорных
столбах, и входом в виде коридора. Погребальный
обряд связан с земляными округлыми или
овальными курганами. Хоронили по обряду
трупоположения под курганной насыпью.
В ногах у погребённых ставились глиняные
сосуды, клались наконечники стрел, зооморфные
и антропоморфные бляшки, железные ножи.
В Притомье и Причулимье к началу II тысячелетия
н.э. относятся поселения Усть-Киргизка
и курганные могильники; Багандайка, Змеикинский
и др. Материалы свидетельствуют о сложном
процессе тюркизации местного населения
и формирование западносибирских татар.
Севернее самодийци не ассимилировавшиеся
тюрками, а позже славянами, образовали
народности ненцев, энцев, нганасан, сельк
Мордва, марийцы, мурома.
В Прикамье и Верхнем
и Среднем Поволжье археологические памятники
рассматриваемого периода отождествляются
с предками современных финских народов:
мордвой (эрзы и мокша), марийцами, меря
и исчезнушших мещере и мурали.
Более ста лет изучаются
могильники муромы на Оке. Были раскопаны
могильники Кочкинский, Пятницуий в черте
города Мурома. К X в. Относиться появление
славян в землях муромы, и в дальнейшем
мурома постепенно ассимилируется славянами.
Средневековая история муромы изучена
по могильникам. Известно два типа погребений:
трупоположение в грунтовой яме и трупосожжение.
Трупы сжигались на стороне на особых
площадках или в кремационных ямах. Состав
инвернтаря для обоих типов погребений
один и тот же. Особенно примечательны
женские украшения – от головного убора
до обуви, отражавшие имущественное, семейноеи
социальное положение женщины. Богатые
женские погребения отличались инвентарём
и захоронением с конем. Особым богатством
инвентаря отличаются мужские погребения
с конём. С набором производственных инструментов
хоронили кузнецов, литейщиков. Почти
по всех погребениях мужчин встречается
оружие: железные наконечники стрел и
копий, иногда мечи. Весьма показательны
головной убор, пояс и украшения обуви
муромских женщин. Они и являются основными
признаками для определения этнической
принадлежности. Головной убор состоял
из жгутов, сделанных из конского волоса,
кожи и бересты, сшитых в виде трубочки,
а также венчиков, ремней, височных колец
и накосников. Жгуты охватывали голову
кругом. Венчики прикреплялись в лобной
части или на темени. Этот сложный головной
убор существовал у муромы до XI в.
Отдельную группу образуют
памятники финских племён рязанскоокской
группы. Это грунтовые могильники, расположенные
на территории от устья Москвы-реки до
Касимовской возвышенности, где известны
Борхинский, Вахинский, Константиновский,
Кулаковский, Тырновский и другие могильники.
Исследование их началось ещё в конце
прошлого века. Это могильники с трупосожжением
и трупоположением с восточной ориентировкой.
Отмечается группа погребений с северной
ориентировкой, которая в средневековье
была характерна для широкого круга финских
племён. Различия касаются и инвентаря.
Для трупосожжения с меридиональной ориентировкой
характерны специфические шумящие подвески,
входившие в состав нагрудных, поясных
и головных украшений.
Инвентарь погребений
с восточной ориентировкой включает браслеты
с утолщенными концами, витые шейные гривны,
головной убор из рядов спиральных пронизок.
Выделение двух комплексов погребений
свидетельствует о появлении нового населения,
судя по набору характерных украшений,
это были балты, пришедшие с верховий Оки.
В междуречье Оки, Волги
и Суры расположены памятники средневековой
мордвы. Это грунтовые могильники с северной
и южной ориентировкой погребённых, селища,
городища, в северной части территории
известны курганы. Наиболее характерное
украшение мордвы – височные привязки
с грузиком и спиралью. Они изготавливались
из серебра и бронзы, прикреплялись к головному
убору или надевались на ухо. Этот тип
украшений существовал с середины I тысячелетия
н.э. до XII в. включительно. Ещё одним типично
мордовским предметом является пряжка
с круглым ажурным ажурным щитком и изображением
конских голов. В их декоре круги и спирали
– солярные символы.
По Волге, в устье
Ветлуги и до Вятки на севере расположены
грунтовые могильники и городища
марийцев (средневековых черемисов). Для
могильников V – XI вв. характерны три типа
захоронений: ингумация, трупосожжение
и кенотафы, представляющие собой захоронение
завёрнутых в одежду вещей. В поздних могильниках
XII – XIII вв. отмечается только трупоположение.
Умершие погребались в грунтовых ямах
без гробов, на подстилке из коры или войлока.
Специфической чертой культуры является
женский нагрудник в виде кожаной полосы,
пришивавшийся к одежде на груди. К нему
по сторонам подвешивались украшения
– наборные проволочные и коньковые подвески.
Коми-зыряне, коми-пермяки, удмурты.
Пермскую группу
финно-угров составляют сформировавшиеся
в средневековье коми-пермяки, коми-зыряне
и удмурты. Во второй половине I тысячелетия
до н.э. в Вычегодском крае по р.Вычегде,
Вишере, Печоре и в верховьях Мезени сформировалась
ванвиздинская археологическая культура,
изученная по поселениям и могильникам.
Для неё характеры неукреплённые поселения
с остатками наземных или слегка углублённых
жилых прямоугольных домов, основу которых
составлял низкий сруб. На площади жилищ
обнаружены кострища. Раскопки могильников
дали представление об обряде погребения.
Хоронили в грунтовых ямах, в вытянутом
положении на спине, головой на запад.
Основным показателем и здесь является
инвентарь женских погребений, состоящий
в основном из бронзовых украшений женского
костюма. В женских и мужских погребениях
встречаются пояса с металлическими пряжками,
накладками и наконечниками. В мужских
погребениях находят ножи, мечи, кольчуги,
золотые и серебряные пластины погребальных
масок. Однако ванвиздинскую культуру
отличает в основном керамический комплекс.
Сосуды обычно круглодонные двух основных
типов: крупные с невыделенной шейкой,
предназначавшиеся для хранения продуктов,
и сосуды для приготовления и употребления
пищи. Края их венчиков утолщены и украшены
оттисками пальцев.
В бассейне р.Чепца
локализуются памятники удмуртской
культуры IX – XV вв., известные под названием
чепецкой культуры. Основным видом памятников
являются городища, расположенные равномерно
на береговых мысах (Индакар, Вальнар и
др.). Для этой культуры характерны бревенчатые
постройки с открытыми очагами и ямами-кладовыми
внутри. В развитии культуры выделяются
два этапа: первый датируется IX – началом
XIII в., второй – XIII – XV вв. В материалах
археологической культуры встречаются
предметы кузнечного, меднолитейного,
костерезного и керамического производства.
Керамическая посуда изготавливалась
вручную. Наиболее распространёнными
были горшки с короткой шейкой. Материалы
могильника Чемтай и других позволяют
реконструировать одежду. Женским головным
убором был своего рода кокошник из обтянутой
материей бересты. На основу нашивался
бисер, бляшки и бусы, прикреплялись шумящие
украшения на цепочках или кожаных ремешках.
В Верхнем Прикамье
к середине I тысячелетия н.э. относятся
памятники харино-ломоватовской культуры.
К ранним памятникам этой культуры принадлежат
Харинский могильник на Каме, Деменковский
на р.Обве, Бурковский, Полудонский и Неволинский
курганные могильники. По берегам Камы
и её притоков зафиксировано много городищ,
расположенных на высоких приречных мысах.
В ходе раскопок Лаврятского городища
обнаружены остатки бревенчатых наземных
построек. В могильниках встречаются железные
мечи с брусковидными перекрестиями, топоры,
многочисленные изделия из кости, гребни,
рукоятки ножей, ложки, совки, предметы
конского снаряжения, женские украшения.
Это кольце образные височные подвески,
украшенные зернью полые металлические
шары, шейные гривны и круглые в сечении
браслеты. Считается, что культура сложилась
в середине I тысячелетия н.э. в результате
переселения в Верхнее Прикамье населения
угорской языковой общности из южных районов
Западной Сибири, имевшего обряд курганных
захоронений.
В IX в. складывается
родановская куьтура (IX - XV вв.), названная
по Родановскому городищу. Культура изучена
по материалам раскопок на городищах Анюшкар,
Искорское, Троицкое, Кудымкарское I и
др. Жилища были наземными с глинобитными
полами, основу стен составлял бревенчатый
сруб с берестяным покрытием. Внутри помещения
были нары. На территории поселения открыты
следы железоделательного производства,
обработки кости, рога, бронзолитейного
производства и изготовления украшений.
Глиняная посуда лепилась вручгую. По
форме это высокие чаши и низкие горшки
с округлоуплощённым дном. Родановская
культура занимала ту же территорию, что
и харино-ломатовская и являлась её дальнейшим
развитием.
Информация о работе Археология. Финно-угорские племена. Синташтинская культура