Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:38, лекция
Завоевавшие сасанидский Иран, восточные провинции Византии и множество других стран и народов арабы были выходцами из Аравии, этого гигантского пустынного полуострова, где издревле обитали многочисленные семитские племена, с которыми народы Ближнего Востока были хорошо знакомы еще со времен шумеров. Семитское население Аравийского полуострова в силу географических условий отчетливо подразделялось на две части: кочевников пустынь и полупустынь и земледельческое, а также торговое население оазисов. Оазисы, о которых идет речь, в основном располагались на побережье, преимущественно на юго-западной оконечности полуострова, территория которой издревле именовалась Аравией Счастливой.
Борьба мусульман-мединцев,
к которым вскоре примкнуло немало
соседних арабских племен, в том
числе и кочевников-бедуинов, с
Меккой закончилась довольно быстрым
успехом. Курейшиты, учтя силу и влияние
Мухаммеда и стремительно распространявшегося
нового учения, сочли за благо склониться
перед ними, выторговав себе за это привилегированное
положение: Мекка с Каабой становилась
религиозным центром ислама, а родственные
Мухаммеду курейшиты выдвигались на все
важнейшие посты в создававшейся на основе
новой доктрины социально-политической
структуре. В 630 г. Мухаммед торжественно
въехал в Мекку, а вскоре после этого умер
и был похоронен в Медине.
Смерть пророка, вызвавшая было быстро подавленное недовольство некоторых арабских группировок засильем мусульман, привела к еще большему сплочению его единоверцев, высоко поднявших зеленое знамя ислама и под этим знаменем энергично приступивших к дальнейшему распространению нового учения, к новым завоеваниям. Нелишне напомнить, что экспансия воинственных арабов-мусульман, помимо религиозного фанатизма (роль которого трудно переоценить), стимулировалась и санкционированным самим пророком генеральным принципом распределения военной добычи: 4/5 ее шло воинам, принимавшим участие в сражении, а 1/5 предназначалась для распределения среди нуждающихся, причем это распределение производилось от имени пророка, позже его преемников.