Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:23, реферат
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского".
Право Халифата
Главным источником права у мусульман с возникновением Халифата и до сих пор считается шариат – свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.
Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна – сборник преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.
Иджма – согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне.
Кроме
того, в мусульманских странах
по каждому важному вопросу
По мере распространения ислама появились и другие источники права – указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу и др.
Право собственности. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:
Шариату было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых.
Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находится в собственности (воздух, море, пустыня, мечети, водные пути). Не признавалась собственность на «нечистые вещи» - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама и др.
Семейное право. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.
Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить всем им имущество, жилище и одежду, которое соответствует его положению.
Ислам закреплял зависимое положение жены. Она не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.
Развод известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право требовать развода через суд по строго определенным основаниям.
Наследственное право. В мусульманском праве существовало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам.
Характерными
чертами наследования по завещанию
были: завещание не могло составляться
в пользу законных наследников; не могло
затрагивать более трети
Уголовное право. Все преступления мусульманского права делились на 3 группы:
В качестве мер наказания были:
Судопроизводство. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствия различия между гражданскими и уголовными делами.
Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами. Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно. Основными доказательствами являлись признания сторон, показания свидетелей и клятвы.