Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:49, лекция
В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. Поэтому необходимо выяснить природу ислама, его направления.
Ислам
Арабский язык
Арабская культура
Литература
Наука
Архитектура. Искусство
Быт и нравы арабов
Лекция №
Ислам
Арабский язык
Арабская культура
Литература
Наука
Архитектура. Искусство
Быт и нравы арабов
Введение
В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. Поэтому необходимо выяснить природу ислама, его направления.
Под средневековой культурой Арабского Востока (V—XVI вв.) подразумевают Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность, — Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Процесс арабизации был по историческим меркам стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нем сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.
Арабский Восток — родина ислама.
Племена Аравии
Основная часть территории
Аравии — степи, пустыни и полупустыни;
лишь незначительная часть земель была
пригодна для занятия земледелием.
Большинство населения
Пророк Мухаммед
Ислам
Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI — начала VII вв. были язычниками, политеистами в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство является самостоятельной религией. Основные положения ислама сводятся к следующему.
Мусульмане верят в единого Бога — Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди — пророки, последним из которых и был Мухаммед. Другими, более ранними пророками были Адам, Ной, Авраам, Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос и др., чьи учения были затем во многом искажены последователями, за исключением, разумеется, оставшегося истинным учения Мухаммеда. Таким образом, ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию, считая их «людьми писания».
Видя во Христе пророка, ислам выступает против христианского учения о единосущности Христа с Богом и против представления о Троице в целом, утверждая, что «богу не свойственно иметь детей» и «откуда будут у него дети, когда не было у него подруги».
Мир, согласно исламу, был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» — жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей — телесной и духовной. Женщина вышла из ребра Адама: во время его сна — «сладкой дремоты» ангел по воле Бога достал у Адама ребро и произвел на свет Еву (Хаву) — «приятного товарища», чтобы Адам не скучал.
Ислам учит, что счастливый период в истории человечества остался позади - это время, когда Адам и Ева жили в раю, не знали голода и не стыдились своей наготы. После изгнания из рая, сколько бы ни старался человек, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Жизнь в здешнем мире, уверяет ислам, есть «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». Поэтому даже за повседневной суетой человеку не следует забывать о своей душе, о том, что его ожидает после божьего суда.
Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он ел себя при жизни, от соотношения в ней плохих и хороших поступков, которые он совершил. Подсчитать это совсем несложно: ведь на каждого человека ангелы заводят специальный свиток, куда заносят все его деяния. В день Страшного суда каждый получит по заслугам и попадет либо в рай, либо в ад.
Судьба человека и его
смертный час, говорят мусульмане, заранее
записаны е Книге Судеб. Отношение
арабов к судьбе отражено в старинной
пословице: «Всем назначен день смерти».
Под судьбой они издавна
Важнейшим в исламе был вопрос о том, как соотносятся воля бога и человека. Ведь Аллах всемогущ, он создал людей и все их поступки. И если все происходящее в мире - и доброе, и дурное - предначертано Аллахом, тс нужно ли восхвалять праведников, и следует ли ненавидеть грешников? В конце концов, и те, и другие живут всего лишь согласно повелениям всевышнего. И если воля Аллаха абсолютна, то где различия между добром и злом?
В X в. ответ на этот вопрос попытался дать известный мусульманский богослов алъ-Ашари. Он утверждал, что Аллах сотворил человека со всеми его будущими поступками и что человек только воображает, будто он имеет свободу воли и свободу выбора. Сторонники этой позиции составили религиозно-правовую школу шафиитов. Другие известные богословы аль-Матуриди и Абу Ханифа утверждали, что человек обладает свободой воли, а Аллах помогает ему в хороших делах и покидает в плохих. Такую точку зрения разделяют ханифиты.
Вопрос о свободе воли
не был единственным спорным вопросом
в исламе. Уже в VII в. возникли три
основных направления в исламе, существующие
и поныне. Основой деления послужил
спор о принципах наследования религиозной
и светской власти. Хараждиты утверждали,
что главой религиозной общины мог
быть любой правоверный мусульманин,
избранный данной общиной. Согласно
концепции суннитов, между религиозной
общиной и будущим главой государства
— тхалифом — должен быть заключен
особый договор, а сам халиф должен
удовлетворять следующим
На рубеже VII—VIII вв. в исламе сложилось еще одно течение — суфизм, которое окончательно оформилось к XII в. Это течение носило аскетическомистический характер, и его последователей называли факирами, или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом и разработали учение о постепенном познании бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения.
Основные положения ислама изложены в главной священной книге мусульман — Коране (от араб, куран — чтение).
Основу его составляют
заповеди, проповеди, обрядовые и
юридические установления, молитвы,
назидательные рассказы и притчи
Мухаммеда, произнесенные им в Медине
и Мекке, записанные его помощниками
(известно, что пророк не умел ни читать,
ни писать, и его речи-откровения
первоначально записывались его
сподвижниками даже на пальмовых
листьях и камнях). Ученики Мухаммеда
также выучивали их наизусть и
декламировали наподобие
Все изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, относят к числу откровений, все прочие к числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII в., при халифе Османе, который был сподвижником и зятем Мухаммеда, этот текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии к Корану.
В Средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Коран было запрещено переводить с арабского на другие языки, и именно на Коране было основано обучение арабскому языку. Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского языка. Арабизация в Средние века была одним из важнейших элементов создания мусульманской культуры.
Арабский язык
Таким образом, роль арабского языка в становлении культуры Арабского Востока огромна: наряду с исламом он быт мощным фактором, объединяющим все арабские страны
Принято считать, что классический литературный арабский язык сложился в эпоху Раннего Средневековья на базе староарабской поэзии и Корана.
Арабская письменность расценивается арабами как величайшая культлрная ценность, а ее авторство приписывается легендарному родоначальнику арабов — Исмаилу.
Арабская культура
Уже в Раннее Средневековье
у арабов были богатые фольклорные
традиции, они ценили устное слово,
красивую фразу, удачное сравнение,
к месту произнесенную
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048—1122), персидскому поэту, ученому, его стихи — философские, гедонические и вольнодумные рубаи.
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.