Арабо - мусульманский тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:56, реферат

Описание работы

"Ислам" в переводе с арабского означает - "покорность", "мусульманство" (от арабского "муслим") - предавший себя Аллаху - одна из трех мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры на Аравийском полуострове (ныне королевство Саудовская Аравия), в его западной части - провинции Хиджаз. В этой части Аравийского полуострова издавна и доныне находятся крупнейшие города, пролегают известные с древности караванные пути, обитают самые влиятельные племена и высятся главные историко-культурные центры - города Мекка и Медина, с которыми связаны важнейшие события в жизни мусульман.

Работа содержит 1 файл

АРАБО - МУСУЛЬМАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ.docx

— 32.55 Кб (Скачать)

АРАБО - МУСУЛЬМАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Сущность Ислама.

"Ислам" в переводе  с арабского означает - "покорность", "мусульманство" (от арабского  "муслим") - предавший себя Аллаху - одна из трех мировых религий,  наряду с христианством и буддизмом.  Ислам зародился в Аравии в  VII веке нашей эры на Аравийском  полуострове (ныне королевство  Саудовская Аравия), в его западной  части - провинции Хиджаз. В этой части Аравийского полуострова издавна и доныне находятся крупнейшие города, пролегают известные с древности караванные пути, обитают самые влиятельные племена и высятся главные историко-культурные центры - города Мекка и Медина, с которыми связаны важнейшие события в жизни мусульман. Мекка - это город, где возник ислам и родился его основатель Мохаммед, происходивший из племени Курейш. В Аривии в этот период насчитывают более сотни племен и племенных объединений. Племена бедуинов (от арабского бадауин - обитатель пустынь) сохраняли полную независимость от кого бы то ни было. Они кочевали со стадами одногорбых верблюдов, овец, коз по степям и паустыням; в оазисах выращивали финиковые пальмы, сеяли ячмень и пшеницу. У кочевников веками сохранялчся почти без изменений племенной строй. Основным ядром племени была семья. Глава самого могущественного клана обычно являлся и главой племени - шейхом. По своим представлениям арабы были приверженцы идолопоклонства и многобожия - каждое племя имело дело со своими собственными божествами. В основном племена поклонялись солнцу и луне. Имена богов были Ассар, Син, Накрух, Лат и др. Символом божества были идолы - бетилы ("жилища бога"- вертикально врытый в землю длинный неотесанный камень - мегир), которые устанавливали около источников, в рощах, скалах. Последователи этого культа периодически устраивали процессии, они обходили вокруг бетила, прикасаясь к нему, чтобы получить часть заключенной в нем силы (два таких камня "Черный Камень" и "Место Авраама" сохранились до сих пор в священной ограде мекканского храма). Наряду с культом бетилов важное место занимал культ предков. Бедуин, проезжая мимо мест погребения, обязательно клал на могилу камень или ветвь. И не было большего несчастья, чем умереть вдали от своего племени. Курейшиты занимались в основном торговлей с Йеменом, Сирией, Палестиной и Ираком. Однако основной доход мекканцы получали от религиозных церемоний. Благодаря тому, что в Мекке находился источник воды - легендарный колодец Замзам, через город проходили важные караванные пути, пребывало святилище - аль-Кааба - Мекка стала самым главным местом проведения больших языческих ярмарок. Родо-племенная знать извлекала много выгод из торговли. Были в Аравии и поселения иноземуев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В VI веке торговые дороги переместились на восток, в Аравии начался упадок караванной торговли, что нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потеряв доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жиззни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами: остро встал вопрос об объединении, в том числе и в религиозной сфере. Возникло движение за слияние племенных культов. В этой-то обстановке и начинает свою проповедь Махаммед - основатель и пророк ислама. Имя пророка - Мохаммед, Ахмад ибн Абд Аллах считается священным для мусульман всего мира (еще его называют Расулюль-Аллах -"посланник Аллаха" или Хатаму-н-Набийин - "главный и последний пророк"). Мохаммед (ок.570 г.) родился в Мекке, и сведения о его детских и юношеских годах весьма скудны. Многие рассказы существуют в нескольких, разнящихся версиях: они часто окрашены в чудесно-сказочные тона. Например, известна легенда следующего содержания, рассказанная самим Мохаммедом и записанная его биографом Ибн Исхаком: "Однажды я с одним из братьев пас ягнят за шатрами, и тут подошли к нам два человека в белых одеждах с золотым тазом, полным снега. Они схватили меня, разрезали мне живот, потом вынули мое сердце, рассекли его, извлекли из него черныый сгусток крови и выбросили его. Потом они обмыли сердце и внутренности этим снегои и очистили их. Затем один из них сказал другому: "Взвесь его и десять человек из его народа". Тот взвесил меня с ними, и я оказался равным им по весу. Тогда первый сказал: "Взвесь его и сотню его сородичей", и тот взвесил меня с ними, и я был равным им по весу. Первый сказал: "Взвесь его и тысячу людей из его народа". Тот взвесил меня с ними, и я уравновесил их. Тогда первый сказал: "Оставь его. Если б ты взвесилл его вместе со всем его народом, он был бы равен ему по весу". Достоверно известно то, что Мохаммед рано потерял отца, и в молодости его жизнь была очень тяжелой, о чем говорится в Коране: "Разве не нашел Он тебя сиротой и приютил? И нашел тебя заблудшим - и направил на путь? И нашел тебя бедным и обогатил?" Для личности Мохаммеда характерно, что разбогатевший бедняк сделался защитником обездоленных и обиженных, проповедником учения о едином боге, осыпающем благодеяниями все свои создания и за это имеющим право на их покорность и поклонение. Примерно к двадцати годам Мохаммед начал самостоятельную жизнь - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к торговцавм в качестве приказчика, проводника караванов, и при этом отличался безукоризненной честностью, добросовестностью, умом и верностью данному слову. В двадцать пять лет Мохаммед женился на богатой вдове Хадидже, брак с которой оказался на редкость счастливым, хотя женщина была значительно старше. Она стала первой из всех в окружении Мохаммеда, кто поверил в его пророческую миссию и не жалела ни сил, ни средств, чтобы помочь и поддержать Мохаммеда в очень нелегком начале его борьбы за новую веру - ислам. Мохаммед много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришел к выводу, что Бог (Аллах) один и никакой идол не может его заменить, поэтому поклоняться идолам - преступление. Мохаммед молился Аллаху в полном одиночестве, уединясь в пещере, находя в молитве, как говорил он сам "истинное наслаждение". Его часто осеняли озарения, позволяя чувствовать присутствие Бога в мире и в нем самом, и его стремление упрочить и углубить веру росло. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных исканий его труды увенчались успехом: на него снизошло первое откровение Бога. Вот как описывает этот случай первый биограф Мохаммада - мединец Ибн Исхак: однажды ночью к Мохаммеду явился архангел Джабраил и приказал: "Читай"! При этом он протягивал Мохаммеду книгу, завернутую в парчовое покрывало. Мохаммед ответил: "Я не умею читать". Тогда Джабраил стал душить Мохеммеда покрывалом, а потом вновь приказал читать. Так продолжалось некоторое время. Ангел провозгласил: "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил каламом (араб. букв. - слово, речь), научил человека тому, чего он не знал" (Коран 96: 1-5). Мохаммед прочитал это, и ангел оставил его. Когда Мохаммед проснулся, то услышал следующее: "О, Мухаммед, ты - посланник Аллаха, а я Джибрил". Мохаммед был настолько потрясен случившимся, что впал в состояние душевной депрессии, из которой его вывел все тот же Джабраил, приказавший ему идти к людям со словом Аллаха: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И господа твоего возвеличивай! И одежды твои очисть! И скверны беги! И не оказывай милось, стремясь к большему! И ради Господа твоего терпи"! (Коран 74: 1-7) Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры. Первые проповеди Мохаммеда не имели успеха: курейшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха, идолопоклонники требовали чудес, которые подтвердили бы его превосходство. Мохаммед считал главным чудом новой веры Коран и ничего другого демонстрировать в качестве чуда не собирался. Со временем обстановка накаляется - торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит и экономического центра. Мохаммеду с его приверженцами приходится бежать: приют пророку предоставляет город Ятриб, сделавшийся со времени Мохаммеда "Мединой", то есть "Городом" (подразумевается пророка). Укрепившись в Медине, посланник Аллаха приступил к созданию своего могучего государства. Главной его целью было объединение всех арабских племен, погрязших в язычестве, бесконечной междуусобной войне в единый народ, преданный исламу. В начале 624 года был составлен документ "Конституция Медины", где было определено положение мохаммеда в Медидне и принципы, на основании которых осуществлялось превращение разноплеменного населения оазиса в единый народ - умму (народ) пророка. В "Конституции" Мохаммед не назван правителем, он признан пророком - человеком, получившим откровения от Аллаха. Слава о Мохаммеде и его вере разнеслась далеко вокруг. Благоденствие Медины под управлением Мохаммеда и военная добыча его войска привлекли к нему гораздо большее число последователей, чем его проповеди в Мекке. Постепенно его власти подчинилась почти вся Аравия. Корейшитский предводитель Халид ибн ал-Валид добровольно явился к Мохаммеду и сделался "мечом ислама". Мухаммед вступил в Мекку победителем. Он демонстративно уничтожил языческие идолы и символы, которые находились в Каабе (кроме Черного камня) а большинство мекканцев было принято в мусульманскую общину. Каким же был Мохаммед? Вот как описывает Пророка В.Ирвинг в книге "Жизнь Мухаммеда": "Мохаммед, по свидетельству современников, был среднего роста, широкоплеч и жилист, с большими руками и гогами. В молодости был необыкновенно крепок и силен… Лицо у него было проддолговатое, с резкими и выразительными чертами; орлиный нос, черные глаза, крутые, почти сросшиеся брови; большой и гибкий рот, один из признаков красноречия, очень белые зубы; черные гладкие волосы, которые падали ему на плечи, и длинная окладистая борода… В минуты одушевления и восторга лицо его разгоралось и сияло таким огнем, что его ученики навывали это сверхестественным светом пророчества. Нет сомнения, что его умственные способности были необыкновенны. Он одарен был быстрой сообразительностью, сильной памятью, живым воображением и гением изобретательным. Его музыкальный и звучный голос много помогал его красноречию. По характеру он был вспыльчив, однако умел владеть порывами сердца, так что даже в непринужденном домашнем быту отличался ласковостью и снисходительностью. В частных своих делах он был честен. Его обращение и с друзьями, и с пришельцами, и с богатыми, и с бедными, и с сильными и со слабыми было одинаково, а простой народ любил его за приветливость, с которой он принимал и выслушивал все жалобы". Мохаммед умер, не завершив все свои начинания, но он сделал главное: создал организацию (религиозно-политическую и социально-правовую), функционирующую на основе универсальных принципов, поддерживаемыых авторитетом Аллаха и его Пророка; оставил множество откровений, которые служили руководством в теоретической и практической деятельности для каждого мусульманина во всех сферах жизни (они и составили Коран - священную книгу). И, наконец, оставил память о себе, как выдающемся общественном деятеле, подобного которому ни до, ни после не рождала Аравийская земля. Ислам стал знаменем объединения Аравии, а затем и завоевательных войн. В короткий срок арабы заняли Сирию, Ирак и Египет, распространили здесь свою веру и язык: с тех пор население этих стран стало арабским. Огромная держава - Арабский халифат - простиралась от Пиренейского полуострова до Индии. Объединив под своей властью много разных народов, арабы сооздали предпосылки для взаимовлияний, взаимодействия их культур. Помимо политического единства в рамках одного государства действовала и религиозно-идеологическая общность, установленная этим государством и пережившая его на многие века. Политическим и культурным ядром Арабского халифата была территория нынешних Сирии и Ирака.

Учение Ислама.

Важнейшие столпы ислама: совершение молитвы. Молитва совершается пять раз в день и состоит из поклонов, сопровождаемых произнесением различных  ритуальных формул; уплата милостыни  в пользу бедных. Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блеженства; пост, заключающийся в воздержании от пищи, питья и развлечений: все время должно быть посвящено Аллаху, чтению молитв, Корана, благочестивым размышлениям; паломничество в святые места (хаджж). Паломничество обязательно хотя бы раз в жизни. При этом проводится целый ряд очистительных ритуалов и вступление в состояние ихрама. Смысл ихрама заклюячается во временном отказе от повседневных дел мирской жизни ради предстояния перед Аллахом в том виде, в котором верующие предстанут перед ним в Судный день. В Исламе существует большое количество ограничений, регулирующих разные стороны жизни мусульманина. Это запрет пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Столпы веры: Аш-Шахада (свидетельство) -- формула исламского символа веры: "Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мохаммед - посланник Аллаха". Смысл этих двух свидетельств заключался в признании и вере в то, что истинное божество, достойное поклонения, только один Аллах. Он -- создатель всего сущего, и что Мохаммед -- его посланник. Основной принцип ислама -- строгий монотеизм. "Скажи: "Он - Аллах - един, Аллах, вечный: не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один" (Коран 112:1-4); "Аллах - нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон: Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с его позволения? Он знает то, что было до них, а Они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что он пожелает" (Коран 2:255). Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их. Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, Аллах именуется милостивым, прощающим. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха. Ислам требует от верующего не самосовершенствования, а лишь акта безусловной преданности Богу и соблюдения тех границ, которые установлены божественными заповедями. Во втором догмате речь идет о почитании посланника Аллаха -- Мохаммеда. Третий основной догмат в учении ислама -- вера в святость Корана -- "Богооткровенной книги". Фактически Коран является основным источником вероучения. Четвертый догмат -- вера в загробное воздаяние (бессмертие души, страшный суд, ад, рай и др): "Поистине, день разделения есть некий Срок, день, когда подуют в трубу, И прийдете вы толпами, и небо Откроется и станет вратами, и Сдвинутся горы, и станут миражем И погонят тех, которые не веровали, В гиенну толпами" (Коран 78; 17 -- 20) Характерная особенность Ислама в том, что он энергично вмешивается во все сторны жизни людей. Личная, семейная, культурная, политическая, правовая жизнь верующих мусульман целиком и полностью подчинена религиоззным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства - халиф считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, право было целиком построено на религиозном законе - шариате. Мусульманская мораль непосредственно связана с догматами Корана.

3) Литература и искусство  арабо-мусульманских народов.

Слово в мусульманской  религии считается священным, данным человеку непосредственно Аллахом. Поэтому литература занимает важное место среди культурных ценностей  Ислама. Особенно это касается поэзии, да и вся художественная культура арабо-мусульманского Востока ассоциируется  главным образом с классической поэзией. Поэтическое творчество мусульманских  поэтов было строго канонизировано, это, казалось бы, должно было неминуемо  упростить и обеднить мир изящной  словесности. Однако ограниченная строгими рамками традиционной композиции и  жанров, арабская пооэзия развивалась "вглубь", за счет усложнения поэтической техники, становясь, все более изощренной и аутонченной. Основная композиционная форма арабской поэзии - знаменитая касыда (араб.) - стихотворение преимущественно панегирического содержания, сложившаяся во второй половине VIII века. Происходит становление и других жанровых форм - героического эпоса, возвышенных од, философских рубаи, лирических газелей. Омар ибн Аби Рабиа (644-712 гг.) - урожденец Мекки, в своих стихах обращаясь к Аллаху, Мохаммеду и Корану, продолжал любить и восхищаться земной жизнью и ее радостями. Воспевал красоту и неповторимость личного чувства, силу и обаяние любви. Позднее европейские авторы называли его "Дон Жуаном Мекки", "Овидием Аравии и Востока". "Любимая так хороша! Лицо светлей луны, Что в полнолуние взошла И смотрит с вышины. *** Одно я знаю - только в ней Мой свет, и жизнь, и дух. Она нужна душе моей, Как зрение и слух". Придворный багдадский поэт Абу Нувас (756 - 813 гг.) был человеком независимым, насмешливым и прямодушным. Его имя вошло в фольклор Востока как героя многочисленных историй, в которых Абу Нувас выступает как вольнодумец, острослов и хитрец. Абу Нувас всегда выходит из затруднительного положения с помощью остроумного ответа. В биографиях Абу Нуваса, составленных его почитателями и учениками, говорится об одном эпизоде из жизни поэта: его обвинили в ереси, и хотели высечь, но Абу Нувас в присутствии халифа дал пощечину палачу и обругал его так, что халиф, развеселившись, простил поэта. Однажды поэт явился к халифу, чтобы преподнести ему свою знаменитую касыду, однако Харун ар-Рашид не обратил на поэта никакого внимания, так как был занят разговором со своей любимой невольницей - красавицей Халисой. Заметив равнодушие халифа, Абу Нувас перестал читать стихи и сильно рассердился. Уходя, он решил отомстить невольнице и халифу и написал на двери мелом следующее двустишие: "Жемчужная россыпь стихов на пороге невежд не видна, На коже смуглянки рубинов бесценных краса не видна". Увидя о надписи, красавица ужасно рассердилась и пожаловалась халифу: она сразу догадалась, чьих рук это дело. Халиф приказал стражникам немедленно привести к нему поэта. Узнав, что его ищут, Абу Нувас отправился во дворец и, проходя мимо надписи, одним взмахом руки изменил два-три слова, и двустишие обрело совсем другой смысл: "Жемчужная россыпь стихов на пороге надежд - как луна: На шее смуглянки рубинов красу осветила она". Халифу очень понравились эти стихи, и он велел наградить поэта. Когда кто-то шепнул повелителю, что в стихотворении были изменены строки, тот ответил, что догадался об этом, и наградил Абу Нуваса за его находчивость: не каждый поэт может изменить смысл стихов, заменив лишь одно или два слова. К числу весьма популярных среди народов Ближнего и Среднего Востока сюжетов относится и следующий рассказ. Один законовед пришел к Абу Нувасу и попросил у него помощи в разрешении важного вопроса: что больше угодно богу идти на похоронах впереди процессии или позади нее? Главное - не оказаться на похоронных носилках, - ответил Абу Нувас, - и идти на своих ногах. Ряд рассказов об Абу Нувасе имеют явно апокрифический характер. Совершенно очевидно, что ни один законовед не пришел бы к Абу Нувасу за подобным советом. Правда, при желании можно подобрать в биографии и творчестве поэта какие-то моменты, где намечается сходство с упомянутыми рассказами, их вероятная основа. Однако искать в рассказах об Абу Нувасе прямое отражение реальных фактов биографии поэта - задача бессмысленная. Ведь перед нами - процесс создания мифа, легенды, центром которой стал популярнейший поэт, чье творчество послужило образцом для многих литераторов. "Любовь моя не ведает предела! Душа изныла, истомилось тело. Клянусь утехой мужеской старинной - Конем, мечом, охотой соколинной, и нардами, и лютней, и дутаром, густым вином, изысканным и старым, клянусь стихами четкимы, живыми и розами, владычицами сада - я все отдам, мне ничего не надо. Хочу лишь одного - такую малость! Чтоб милая со мной не расставалась". Рудаки (середина IХ в. - 941г.) - признан родоначальником классической персидской поэзии. Он был сыном крестьянина, родился в простой глинобитной лачуге в горах Таджикистана, там провел свое детство и юность. Здесь юноша учился у народа песням и музыке, любовался прелестью родной природы, постигал мудрость и душевную красоту простых людей и с юных лет прославился как удивительный певец-импровизатор (пел, аккомпанируя себе на струнном инструменте). Слух об удивительном таланте достиг ушей эмира. Рудаки как большой поэт понимал, что устная песня, творцом которой он был, жила лишь в небольшой округе. Письменная поэзия могла в то время развиваться только при дворе, и Рудаки становится придворным поэтом. В свои изящные и тонкие оды он любил вставлять меткое крестьянское словцо, поговорку. По преданию Рудаки сложил миллион триста тысяч стихов, но до нас дошло немногим более тысячи, причем многие оказались разрозненными строфами. Однако даже эти строфы дают представление о красоте и звучности произведений поэта: "Поцелуй любви желанный - он с водой соленой схож: Тем сильнее жаждешь влаги, чем неистовее пьешь". Сам он видел назначение поэта в том, чтобы призывать людей к справедливости, свободе, возбуждать у них стремление и любовь к знанию: "С тех пор, как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы не возьмем язык и век, Всегда стремился к знаньям человек. …От знанья в сердце вспыхнет яркий свет, Оно для тела - как броня от бед". Однако во дворце Саманидов его талант принадлежит лишь царю-деспоту и сановникам. Так воззникает непримиримый конфликт поэта и царя. Особая трагичность этого конфликта состояла в его неразрешимости. "Я сердце превратил свое в сокровищницу песен, Моя печаль, мое тавро - мои стихи простые. Я сердце превратил свое в ристалище веселья, Не знал я, что такое грусть, томления пустые Я в мягкий шелк преображал горячими стихами Окаменевшие сердца, холодные и злые". В стране вспыхнуло народное восстание против жестокого правления эмира, и Рудаки оказался в числе мятежников. Видимо это послужило причиной его изгнания из дворца. Есть предположение, что при изгнании его ослепили. Поэт провел свою старость в родном селе, живя в нужде и нищете, там он и был похоронен. Фирдоуси (р. между 932 и 941 - умер около 1026 гг.) - замечательный персидский поэт, создавший эпопею "Шахнаме" ("Книга царей"). Любопытно народное предание о том, что побудило поэта написать свою поэму. Фирдоуси приходилось наблюдать, как в окрестностях его родного города Туса разливающаяся при паводке река уничтожает крестьянские посевы. Необходимо было построить дамбу, а денег не было: поэт происходил из старого аристократического рода землевладельцев Хорасана, но сам не обладал большим состоянием. Поэтому Фирдоуси написал грандиозную эпопею о царях Ирана, рассчитывая получить от Саманидов большое вознаграждение. В этой наивной легенде народ выразил понимание того, что поэт создавал "Шахнаме" желая служить народу. Фирдоуси, воспитанный на древних сказаниях иранских народов, знаток и страстный поклонник родной культуры, не мог не заметить, что господство Саманидов клонится к упадку, не мог мучительно не переживать упадок страны. Чтобы устранить неодовольство народа, полагал пооэт, нужен сильный и справедливый царь. Особенно убедительными казались поэту народные предания о сказочном богатыре Рустаме. Так была задумана Фирдоуси его эпопея о иранских царях и богатырях, которая, казалось ему, поможет спасти царство от падения. Для его творчества характерно внимание не к человеку вообще, а к необычной героической личности. Омар Хайям (1048 -умер после 1122 гг.) - выдающийся персидский поэт, математик, астроном и философ. Его стихи - своеобразный бунт против религиозной проповеди, против ее запретов и попыток отвлечь людей от стремления к лучшей жизни. Справедливость, доброта, свобода, честность - вот идеал поэта. "Пренебреги законом, молитвой и постом, Зато делись, чем можешь, с голодным бедняком: Будь добр… Твоя награда - я сам порукой в том - Теперь земное счастье, - бессмертие потом". Легенда гласит, что халиф предложил Хайяму управлять городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил: "Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям". До нас дошли восемь его ученых трудов - математических, астрономических, философских и медицинских. Единственной формой своих стихов Хайям избрал рубаи (араб. буквально - "учетверенный") - четверостишие, выражающее законченную мысль. Рубаи Хайяма - своеобразная миниатюра, в четырех строках которой заключены глубокие мысли, переживания и целый мир чувств. Четверостишия Хайяма полны глубоких философских раздумий. Он скорбит над неустроенностью человеческих судеб, над обреченностью жизни человеческой. "Мир - свирепый ловец - к западне и приманке прибег, Дичь поймал в западню и ее "Человеком" нарек. В жизни зло и добро от него одного происходит. Почему же зовется причиною зла человек"? Поэт никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом, ожидающим милостей. Великий гуманист и жизнелюбец Хайям утверждает жизнь, прославляет красоту и духовное величие человека. "Конечно- цель всего творенья - мы, Источник знанья и прозренья - мы. Круг мироздания подобен перстню, Алмаз в том перстне, без сомненья, - мы". Таким образом, мусульманская поэзия, тесно связанная с религиозными догмами Корана, тем не менее, является антропоцентричной. В центре ее - человек, его чувства, страсти, сомнения. Мусульманские поэты любят человека: они верят в силу его духа, его героизм: несмотря на то, что человек в Исламе - несвободен. "Кто мы - Куклы на нитках, а кукольщик наш - небосвод. Он в большом балагане своем представленье ведет. Он сейчас на ковре бытия нас попрыгать заставит, А потом в свой сундук одного за другим уберет". Ислам, признававший единого бога-творца, не признает творческие возможности человека. Творить - прерогатива Бога, но не человека. Человек - не свободен, вся его жизнь заранее предначертана Аллахом: "Ты сам ведь из глины меня изваял! - Что же делать мне? Меня, словно ткань, ты на стане соткал. - Что же делать мне? Все зло и добро, что я в мире вершу, ты сам предрешил, Удел мой ты сам мне на лбу начертал! - Что же делать мне"? Человек - смертен, ничтожен, он не в состоянии повторить в изображении созданное богом, поэтому в арабо-мусульманском искусстве отсутствуют изображения животных, человека, не говоря уже о Боге: поэтому архитектура занимает ведущее место в искусстве Ислама. Ведущим типом монументальных сооружений в архитектуре арабских стран были мечети. Общим для этих мусульманских культовых зданий во всех странах является наличие зала для молящихся со священной нишей, которая располагается в стене, обращенной в сторону Мекки. В странах, которые стали арабскими, сложился тип мечети, которая представляет собой обширный многоколонный зал; перед зданием устраивается двор, окруженный открытыми галереями. В VIII - IХ вв. стали воздвигать минареты по образцу форм переднеазиатских сторожевых башен. Это было вызвано стремлением придать культовому зданию значительность, выделить его из обыденной застройки. Для арабской архитектуры характерно богатое орнаментальное убранство - резьба по камню, гипсу, дереву, обилие изразцов, кладка из кирпича и камня разного цвета, мозаика полов и стен, многоцветные росписи. Широко известным видом орнамента являются так называемые арабески - растительный узор, с вплетенными в него высказываниями из Корана, написанными прихотливой арабской вязью. Покрывая поверхности архитектурных масс, сплошной декор как бы дематериализует их: камень не выглядит камнем, кружевная резьба и дробный рисунок облицовок делают его невесомым. Зодчие стремятся сделать неосязаемым, ускользающим их пространство, не очерчивая его четкими и ясными контурами архитектурных форм, а растворяя его в мелькании раздробленных орнаментацией деталей. В чем причина такой особенности этого стиля? Стиль архитектуры, архитектурные образы соответствуют психологическому настрою людей, господствующим общественным вкусам. Одной из предпосылок, формировавших эстетический вкус в арабском мире эпохи средневековья, было стремление правителей блеском своего богатсва производить ошеломляющее впечатление на подданных. Во времена, когда богатство вызывало уважение, а роскошь - почитание, это влияло на эстетические идеалы. Другая причина, обусловившая страсть к изысканной орнаментации - изнеженность нравов в среде обеспеченных слоев общества стран Ближнего Востока. Архитектура отвечает запросам заказчика - и дворцы правителей одеваются в блистательные одежды, как и они сами. Причудливые архитектурные детали в сочетании с кружевной резьбой необычайной сложности и яркой росписью с позолотой создают впечатление антуража какого-то сказочного, фантастического мира.


Информация о работе Арабо - мусульманский тип культуры