Антаглобалистское движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Как сто и двести лет назад, конец века ознаменован новым научно-техническим переворотом. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. И если раньше связь с людьми из других стран была возможна только с помощью телефонов, писем, телеграмм и т.д., то теперь благодаря интернету общение стало возможным и в режиме "реального времени". Все это стало возможным благодаря процессу глобализации.

Появление самого термина "глобализация" связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал ему понятие. Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах. Например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена [4].

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Молодость антиглобализма и основные принципы………………5

Глава 2. Глобализм - как политическое движение…………………………..7

Глава 3. Перспективы антиглобализма……………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Антиглобалистское движение..doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Молодость антиглобализма и основные принципы………………5

Глава 2. Глобализм - как политическое движение…………………………..7

Глава 3. Перспективы антиглобализма……………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………11

Список  использованной литературы………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Как сто  и двести лет назад, конец века ознаменован новым научно-техническим  переворотом. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. И если раньше связь с людьми из других стран была возможна только с помощью телефонов, писем, телеграмм и т.д., то теперь благодаря интернету общение стало возможным и в режиме "реального времени". Все это стало возможным благодаря процессу глобализации.

Появление самого термина "глобализация" связывают  с именем американского социолога  Р. Робертсона, который в 1985 году дал  ему понятие. Глобализация – это  процесс всевозрастающего воздействия  различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах. Например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена [4].

Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах . Глобализация - это объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом [4].

Центральная идея, которая лежит в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить  и изучить на уровне национального государства, т.е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов. Некоторые исследователи зашли в этом плане настолько далеко, что они предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие идеологии) становятся настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств [3].

Одни  возлагают на глобализацию огромные надежды, а другие - антиглобалисты ненавидят и всячески ругают все, что связано с ней. Предметом  оживленных дебатов служит буквально  все. Что такое глобализация, когда  она началась. Существуют различные точки зрения и на то, является ли глобализация феноменом нескольких последних десятилетий, или же о глобализации можно было говорить уже тогда, когда один народ мог устанавливать контакты с другими народами, находящимися на противоположной стороне земного шара. Как глобализация соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. И что же можно назвать глобализацией, а что нет. Обилие мнений, подходов, оценок само по себе, не гарантирует основательной проработки темы. Глобализация оказалась трудным вопросом не только для массового сознания, но и для научного анализа.

Антиглобалистское движение, которое выступает против кажущихся сегодня неотъемлемыми  разрушительными последствиями  технологического прогресса, представляет собой не менее органичное порождение глобализации, чем мировое финансовое или телекоммуникационное сообщество. Антиглобалистское движение можно назвать «оборотной стороной» тускнеющей медали глобализации. Более того, это движение является «встроенным стабилизатором» технологического и социального развития не только развитых стран, но и всего человечества [1, с.206]. 
 

Глава 1. Молодость антиглобализма и основные принципы 

Если  вспомнить молодость антиглобализма как общественного явления, то следует отметить, что впервые он о себе заявил в конце 1999 года – срывом министерской конференции ВТО в Сиэтле. Существенно и то, что парадоксальное зарождение антиглобалистского движения в развитых странах способствовало если не осознанию, то ощущению управляющими структурами этих стран наличия аналогичной проблемы не только на международной арене, но и в своих собственных обществах [1, с.206]. Идет ориентация на проблемы растущего неравенства как во внутренней, так и в международной жизни. Постановка проблемы справедливости, настойчиво вытесняемой из общественного сознания «новыми богачами» из «информационного класса». Все это позволяет рассматривать антиглобалистское движение как новую и притом совершенно стихийно возникшую и продолжающую стихийно же развиваться левую инициативу, которая имеет фундаментальное значение для всего последующего развития человечества [1, с.207].

В своей  основе антиглобалистское движение направлено на достижение социальных целей. Источником его движущей силы является осознание растущего неравенства и его четкой обусловленности процессами глобализации.

О причинах возникновения антиглобалистского движения описал генеральный секретарь  ООН Кофи Анан: «Революция в области глобальных средств коммуникации породила новые надежды на то, что страдания людей будут облегчены, а основополагающие права защищены. Ни правительство, ни международные институты пока еще не выяснили ни всех последствий этих ожиданий, ни того, как оправдать эти ожидания. В основе этих различных проявлений озабоченности лежит единый, мощный призыв: глобализация должна означать нечто большее, чем создание более обширных рынков… Чтобы выжить и процветать, мировая экономика должна… способствовать прогрессу в достижении более широких по своему охвату социальных целей» [1, с.208]

Антиглобалисты  последовательно отрицают системы  ценностей, навязываемые современному человечеству адептами глобализации, которые по идее принадлежат лагерю «либеральных фундаменталистов». Сами они рассматривают эти системы  как абсолютное зло, как один из самых опасных для человечества плодов современных глобализационных процессов [3].

При разных взглядах представители антиглобалистского движения в целом привержены традиционной гуманитарной системе ценностей, основанной на гуманистических идеалах, представлениях о необходимости солидарности и стремлении к справедливости [4].

Таким образом, антиглобалисты критикуют  и отвергают глобализацию исходя из доглобализационных моральных ценностей, считаемых ими универсальными.

Глобализация  ставит под вопрос саму идеологию коллективного выживания. Взамен ей она создает для наиболее успешных членов наиболее успешных обществ все более привлекательный соблазн группового или даже индивидуального процветания за счет деградации и даже уничтожения огромных масс менее успешных людей. Антиглобалисты склоняются к идеалам солидарности и справедливости. То, что в условиях глобализации простая человечность, стремление к коллективному выживанию и другие побуждения следовать естественным склонностям человеческой натуры с болезненной однозначностью ведут нас в лагерь левых политических

сил [1, с.209]   
 
 
 
 
 

Глава 2. Антиглобализм - как политическое движение 

Политическая  жизнь, как и жизнь человечества, развивается циклично. В большинстве  случаев об антиглобалистах говорят  как о новом социальном феномене. Но на самом деле, ни по идеологии, ни по составу участников это социальное движение не представляет собой ничего нового в сравнении с тем, что уже существует в мировом социальном пространстве на протяжении десяти и более лет. Антиглобалистскому движению свойственна принципиальная размытость границ, децентрализация, отсутствие руководящих органов, иерархии, обязательности, унификации. Стратегической целью этого движения является завоевание господства в обществе. Антиглобалисты сами неоднократно заявляли, что они не против глобализации, и в первую очередь её благ, связанных с развитием систем коммуникации. Однако они «за другую глобализацию», такую, которая обеспечивает свободный доступ на рынки товаров и услуг, но отрицает принцип рыночной конкуренции [1, с.210]

Основоположницей современного антиглобализма стала организация «АТТАК-Франция». Первоначально эта организация в качестве своей главной цели провозгласила объединение усилий демократических сил за введение так называемого налога Тобина. Отсюда и название ассоциации: «За введение налога Тобина в помощь гражданам».

Джеймс  Тобин – это известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии. В 1972 году подсчитал, что если обложить налогом в 0,1% все проведённые финансовые операции, то ежегодно можно получать 166 млрд. долларов дополнительного дохода [3]

 По мнению организаций, вошедших в ассоциацию «АТТАК-Франция», реализация предложений Дж. Тобина позволила бы значительно уменьшить объём финансовых спекуляций, получить средства для развития реального сектора экономики и решения социальных проблем.

Борьба  за введение налога Тобина, по мнению учредителей  организации «АТТАК», могла бы объединить самые различные общественные организации  и политические партии. Так и случилось. Простой, понятный большинству граждан лозунг объединил их.

После создания организации «АТТАК-Франция» стало очевидным, что налог Тобина – это вполне осязаемая конкретная цель, достижение которой неизбежно  выводит на решение широкого круга  проблем, среди которых:

1. контроль деятельности международных финансовых организаций;

2. погашение долгов стран третьего мира;

3. защита прав и свобод граждан, в том числе права на достойную жизнь, бесплатное образование, медицинскую помощь;

4. реализация права на жизнь для восьми миллиардов людей Земли, а не только одного «золотого миллиарда» и др.

Этот  взгляд, опирающийся на идею необходимости  борьбы с отрицательными последствиями  глобализации, составил основу платформы  «АТТАК-Франция». Её суть в том, что  участники антиглобалистского движения борются не против глобализации, а против её негативных последствий [3].

В само название «антиглобализм» заложен лишь некоторый аспект отрицательности. Не видно позитива, что и дезориентирует большинство граждан, и создаёт негативный имидж всего движения.

Сегодня организации «АТТАК» существуют более чем в 30 странах. Создана  «парламентская сеть» движения «АТТАК», в которую входят парламентарии  разных стран, разделяющие цели движения и проводящие координацию своих  действий.

Антиглобалистское движение – это новая сила на международной арене, вобравшая в себя почти весь спектр общественных неправительственных организаций разного толка. И борются они не с глобализацией, как таковой, а с её отрицательными последствиями. 

Глава 3. Перспективы антиглобализма 

У антиглобалистского движения перспективы, несомненно, есть. Их несколько. Но все они получаются довольно-таки мрачными. Возникает мысль, что когда антиглобалисты добьются своего, то они «успокоятся» и сущность всего движения может коренным образом поменяться.

Возможные варианты развития антиглобалистского движения рисуются следующим образом:

1. Движение становится в глобальном масштабе осью сил, систематически и фронтально противостоящих господствующему варианту транзита, которые противостоят в первую очередь изнутри системы. В стратегическом союзе со значительной частью её противников. В тактическом со сторонниками «проигравших» вариантов системообразующей тенденции.

2. Движение развивается в подсистему глобального гражданского общества, сосуществующего с глобальным политическим обществом. Оно ведет борьбу за максимальную широту, демократичность и эффективность своего «надзора», за его эволюцию к установкам «иного мира», скорейшего удовлетворения требований большинства и т.д.

3. Включение  антиглобалистского движения (или  некоторых его секторов) в институты  глобальной политической власти  при одновременном завоевании  им гегемонии в гражданском  обществе.

4. Один вариант будущего антиглобализма предполагает утрату движением своего нынешнего единства и импульса. Раскол или раздробленность антиглобалистского движения может при этом принять самые различные формы и масштабы. Сохранившее единство ядро движения становится «одним из» глобальных течений антисистемного или реформистского толка [3].

Если  же движение многократно дробится по основным направлениям деятельности, идеологической окраске, в региональном или даже национальном масштабах.

Вероятно, что реальное развитие движения уже в первые десятилетия XXI в. будет отличаться от каждого из намеченных вариантов. Но, так или иначе, развитие и судьба антиглобалистского движения могут стать одним из решающих векторов равнодействующей человеческой истории начала нового века. Равнодействующей, рождённой взаимодействием борьбы внутри «современной цивилизации» с иными конфликтами современного мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Антаглобалистское движение