Английский пуританизм XVII в. Как революционная идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:03, реферат

Описание работы

XVI в. ознаменовался широким и сложным по своему социальному содержанию и составу участников, общественно-политической идеологии, движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер, которое охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. Этим движением стала реформация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Возникновение пуританизма…………………………………………………..5
II. Идеология пуританизма…………………………………………………..…..9
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

реферат по Новой истории.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«*********» 

Исторический  факультет

Кафедра всеобщей истории 

Реферат по теме

«Английский пуританизм XVII в. Как революционная идеология» 
 
 

Студента  III курса                                                                                                           исторического факультета                                                                                                           очной формы обучения                                                                                                           ****,

                                                                                                           Научный руководитель:

***. 
 
 

Самара

2011

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Возникновение пуританизма…………………………………………………..5

II. Идеология пуританизма…………………………………………………..…..9

Заключение………………………………………………………………………15

Список  использованной литературы…………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         XVI в. ознаменовался широким и  сложным по своему социальному  содержанию и составу участников, общественно-политической идеологии,  движение, принявшее религиозную  форму борьбы против католического  учения и церкви и имевшее  в своей основе антифеодальный характер, которое охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. Этим движением стала реформация.

         Реформацию  вызвали самые общие, глубинные  причины, связаны с разложением  феодального способа производства, зарождением новых, капиталистических отношений и новых классов, обострением социально-политических противоречий. Таким образом, реформация, прежде всего, являлась первым ударом по феодализму. В силу религиозного характера средневековой идеологии, этот удар оказался направленным и против церкви, являвшейся неотъемлемой составной частью феодальной системы и дававшей религиозную санкцию феодальному строю. Во многом идейно подготовило реформацию гуманистическое движение эпохи Возрождения с его критикой средневекового миросозерцания и утверждением принципов буржуазного индивидуализма. Не менее важным источником идей реформации были также средневековые ереси. В еретических учениях, особенно в тех из них, которые развивались в условиях острых социальных столкновений XIV –XV вв, были сформулированы положения, предвосхитившие многие идеи реформации.

         В описанных выше условиях сформировалась оригинальная религиозная концепция  протестантов. Так, идеологи реформации сформулировали учение о том, что  человек для спасения своей души не нуждается в посредничестве церкви, в ее католическом понимании, а спасение достигается не внешним проявлением религиозности (не «добрыми делами»), а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа. Таким образом, отрицалась необходимость католической церкви со всей ее иерархией во главе с папой, духовенства как особого слоя, которое, по учению католической церкви, одно может передать человеку «божеств, благодать» и обеспечить спасение его души; отрицались учение католицизма о «сокровищнице добрых дел», связанные с ним индульгенции и т. д.

         В данной работе моя цель – проследить путь формирования пуританизма и рассмотреть основные концепции пуританизма, которые применялись в качестве революционных идеологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Возникновение пуританизма.

В отличии от других европейский государств, реформация в Англии совершалась «сверху». В 1534 году Генрих XVIII парламентским статутом объявил себя «главою церкви», а власть папа над английской церковью – окончательно уничтоженной. Но при этом сама церковь во всем что касалось ее учения, организации, обрядов осталась неизмененной, кроме того, что король стал ее главой и сам назначал епископов. Так длилось до восшествия на престол Марии Тюдор (1553-1558), которая на время вернула английскую церковь в лоно Рима, хотя и не смогла возвратить ее отобранные монастырские владения. Сотнями она отправляла протестантов на костры и заточала в тюрьмы, за что заслужила   прозвище «кровавой». При Марии Тюдор приверженцы реформации вынуждены были бежать из Англии.

         Весьма  интересны данные относительно классового состава английских эмигрантов, покинувших Англию в период католической реакции при Марии Тюдор и образовавших в изгнании «раннюю пуританскую партию». Деятельность этих изгнанников, обосновавшихся в различных городах Германии и Швейцарии, представляет большой интерес в связи с вопросом о происхождении пуританской оппозиции в палате общин еще при Елизавете. Они разрабатывают теорию кальвинистской (пуританской) оппозиции при Елизавете и Якове I — теорию будущей революции 40-х годов XVII в. Эмигрантов поддерживали английские купцы и банкиры, связанные торговыми операциями с городами империи, особенно со Страсбургом, где поселился Понет. Представители крупной английской буржуазии не только финансировали эмиграцию, но и отпускали средства для воспитания в пуританском духе за границей молодежи в атмосфере, не зараженной «идолопоклонством». Здесь получили образование студенты-богословы, покинувшие Оксфордский и Кембриджский университеты, для того чтобы впоследствии стать священниками реформированной английской церкви.

         Анализ  биографических данных, относящихся  примерно к 800 эмигрантам, позволяет  установить, что среди них преобладали  дворяне, духовенство, студенты-богословы, было довольно много купцов, ремесленников, были печатники, юристы, врачи, йомены, ткачи, рабочие и слуги. Изгнанники входили в состав восьми различных общин (Страсбургская, Франкфуртская, Базельская, Женевская и др.). Это была своего рода «малая Англия в эмиграции», оказавшая большое влияние на последующий рост пуританской оппозиции и революционных идей в Англии конца XVI — первых десятилетий XVII в.

         Вернувшись  в Англию, после смерти Марии Тюдор, английские протестанты были уже  пропитаны идеями кальвинизма, который  на английской земле стал приобретать  свой специфический оттенок, в последствии названный пуританством.

         Одним из основных догматов кальвинизма является учение об «абсолютном предопределении»: еще до «сотворения мира» бог  якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим – ад, и никакие усилия людей, никакие усилия людей, никакие «добрые дела» не могут изменить то, что предначертано всевышним. В теологическом плане это учение было связано с одним из главных принципов Реформации – оправдание верой, а не «добрыми делами». С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности, нетерпимости ко всякому проявлению инакомыслия, которое пресекалось самыми жестокими мерами. В соответствии с догматической основой кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа: иконы, облачения, свечи и т.п. – были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование библии, пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую  роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники. Пресвитеры и проповедники составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины. Догматические вопросы, входили в ведение особых собраний проповедников – конгераций.     

         В год когда королева Елизавета  наследовала своей сестре Марии, пуританизм был преимущественно  учением заграничным, вывезенным из Женевы и из Рейнской области; когда  королева умерла, он уже был укоренившимся и специфически английским; у него появились некоторые черты, чуждые континентальному кальвинизму, такие как строгое почитание дня субботнего – «английского воскресенья», уже внесшего разлад в дух «веселой Англии».

         Во  времена королевы Елизаветы (1558-1603) пуритане – тогда еще не «диссиденты», а приходские священники и мировые судьи, от которых в тот период зависела судьба государства, - действовали энергично, добиваясь ниспровержения и перестройки церковного порядка. Они поносили епископов как «отродье антихриста». Они устраивали собеседования и молитвенные собрания запрещенные властями. Елизавета жаловалась, что каждый лондонский купец «имеет своего школьного учителя и устраивает ночные моления, толкуя писание и просвещая настолько своих слуг и прислужниц, что я сама слышала, как некоторые из их не стеснялись проверять ученых проповедников»  и говорить, что «такой-то учил нас иначе в нашем доме». Во многих графствах пуританское духовенство устраивало собрания служителей церкви; эти собрания напоминали пресвитерианские синоды и намеревались с помощью парламента в скором времени вырвать власть у епископов. 

         Пуритане  уже обнаружили способность к  избирательным кампаниям, к кулуарному воздействию на депутатов и к  агитации, что в XVII  привело к  преобразованию английской конституции. В 1594 году они наводнили английский парламент петициями от духовенства, городских корпораций, мировых судей и влиятельного сельского дворянства целых графств. Половина членов палаты общин и даже Тайный совет были обращены в пуританство. Но Елизавета твердо проводила политику «единой религии», религии среднего пути. Это была очень верная политика, потому что пуританская церковная революция до Армады почти наверное вызвала бы гражданскую войну между католиками и протестантами, войну из которой Испания, возможно, вышла бы победительницей. В 1640 году Англия была уже достаточно сильной и достаточно протестантской, чтобы выдержать благополучно перипетии церковной революции и контрреволюции, которые были бы для нее роковыми полстолетия раньше.  В конце царствования Елизаветы наступила определенная реакция. Пуритане на время были приведены к некоторой видимости послушания церкви. Находившиеся вне лона церкви, как, например, «браунисты», были немногочисленны и разобщены. Последовали жестокие кары: некоторые из самых крайних пуритан были повешены, и еще большее число посажены в тюрьмы. Но большая часть духовенства, а так же джентри и купцы были лояльны по отношению к королеве. 

         В течение длительного царствования Елизаветы большая часть молодежи, воспитанная на библии и на «Книге общих молитв», принимавшая участие в борьбе Англии за свое существование, становилась пламенными протестантами. Чтение библии и общие семейные молитвы входили в обычаи англичан. Семейное богослужение было тогда более привычным для лондонских жителей, чем для остального населения страны, однако уже тогда оно быстро и широко распространялось.  
 
 
 
 
 
 
 

    1. Идеология пуританизма.

         Совершенно  очевидно, что революционная роль новых экономических, политических и других идей и взглядов, характерных для английского пуританизма первых десятилетий XVII в., определяется не их средневековыми корнями, а значением этих взглядов, представлявших иногда попытку новой интерпретации старых идей в борьбе против старого, отжившего свой век общественного порядка, в борьбе со старой, отжившей и выражающей их интересы идеологией. Социально-политические теории английского пуританизма являются по своему содержанию продуктом новой эпохи — эпохи первоначального накопления капитала и становления капиталистического способа производства в Англии, в этом их главное существо и значение.

         Известно, что начало правления Елизаветы было отмечено заметным ослаблением религиозной оппозиции англиканизму, ввиду того что сама англиканская церковь сделала ряд шагов навстречу кальвинизму.

         Однако  официальная королевская реформация при Елизавете, восприняв значительную часть догматики кальвинизма и прежде всего учение о предопределении, в то же время мало что изменила в ритуале и вовсе не затронула церковную организацию, т.е. осталась церковью, управляемой прелатами — епископами, назначавшимися короной.

         Англиканская  церковь оставила нетронутыми именно те стороны культа, которые затрагивали самые животрепещущие социально-этические и политические интересы буржуазных классов, несовместимые с организационной и обрядовой стороной королевской церкви.

         Этим  обстоятельством и объясняется  как появление самого пуританизма, так и характерная особенность его доктрины, которая отличалась резким преобладанием не столько догматических расхождений с англиканизмом, сколько внешних, обрядовых. Требование сделать все практические выводы из учения о предопределении как в церковной, так и в общественной жизни — основное в пуританизме. Этот буржуазный практицизм служит ярчайшим свидетельством классовой подоплеки пуританизма.

         Как известно, центральным догматом кальвинизма  было так называемое учение о предопределении. Согласно ему участь всякого христианина предвечно определена богом: верующий ни собственными усилиями, ни с помощью церкви не в состоянии изменить приговор неба. «Божье избрание» обрекает одних на вечное спасение, других — на вечную гибель. Основания этого «божьего избрания» неизвестны, как неизвестна судьба каждого верующего в отдельности.

Информация о работе Английский пуританизм XVII в. Как революционная идеология