Андское сообщество

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:20, доклад

Описание работы

Андское Сообщество является одной из динамичных группировок в Латинской Америке. В 1969 г. шесть стран Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили (вышла в 1976 г.) и Эквадор подписали Картахенский Договор (или Андский Пакт) о создании Андской Группы как таможенного союза в течение 10 лет. Страны стремились расширить национальные разрозненные рынки, содействовать индустриализации в рамках политики импортозамещения на субрегиональной основе.

Работа содержит 1 файл

Андское Сообщество является одной из динамичных группировок в Латинской Америке.docx

— 28.94 Кб (Скачать)

Андское Сообщество является одной из динамичных группировок  в Латинской Америке. В 1969 г. шесть  стран Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили (вышла в 1976 г.) и Эквадор  подписали Картахенский Договор (или  Андский Пакт) о создании Андской  Группы как таможенного союза  в течение 10 лет. Страны стремились расширить национальные разрозненные рынки, содействовать индустриализации в рамках политики импортозамещения на субрегиональной основе.

В качестве инструментов достижения этих целей были определены совместное промышленное планирование, торговая либерализация, гармонизация экономической  политики, введение общего таможенного  тарифа, предоставление особого режима экономически менее развитым странам - Боливии и Эквадору.

Стратегическая цель - формирование общего рынка так и не была выполнена, т.к. страны акцентировались на активизации  взаимного экономического сотрудничества в сферах торговли, инвестиций и  промышленности. На конец 1980-х гг. успехи во взаимной торговле были минимальными: страны смогли лишь снизить ставки пошлин во взаимной торговле, что содействовало  некоторому росту ее объема. Основные причин неудач в торговой либерализации  связаны с проблемой внешнего долга, пик которой пришелся на 1982 г., и спецификой положений Картахенского  договора, где содержится большое  число исключений, лимитировавших эффект интеграции. В результате доля взаимной торговли в рамках Андской Группы составила лишь 2 % на конец 1980-х гг. Были созданы Андская корпорация развития для финансирования совместных проектов и Андский резервный  фонд по стабилизации платежного баланса.

В 1989г. на саммите в Галаппагосе  президенты стран-членов предприняли  попытку оживить интеграционную группировку, подписав Декларацию Иса, нацеленную на консолидацию совместных усилий, укрепление внешних связей, объединение Латинской Америки  на основе формирования общего рынка. В 1990 г. был подписан Ла-Плазский Акт о формировании зоны свободной торговли и определены ее направления:

•   Ликвидация таможенных пошлин и нетарифных барьеров во взаимной торговле;

•   устранение системы  преференций для менее развитых стран;

•   отказ от совместного  промышленного планирования;

•   предоставление национального  режима зарубежным инвесторам.

В 1991 г. в Протоколе Барахоны поставлена цель поэтапной интеграции от зоны свободной торговли к общему рынку - Андскому Сообществу.

В целом, 1990-е гг. богаты на различные инициативы по оживлению  интеграционных усилий в рамках группировки. Так, Протокол Кито (1995г.) предусмотрел реформирование институциональной  структуры и создание Андского общего рынка в рамках концепции «открытого регионализма», повышение международной  конкурентоспособности стран, углубление интеграции в Латинской Америке  и Западном полушарии в целом, укрепление экономических связей с  Европейским Союзом. Протокол Трухильо (1996г.) стал ревизией Картахенского  Договора и в,нес существенные изменения  в институциональную структуру  органов. Андский Пакт был переименован в Андское сообщество наций (Апдеап Соттшшу оГКапоп8),создана Андская  система интеграции.

Одна из принципиальных особенностей АС - создание  институциональной  структуры с ограниченными наднациональными функциями по модели ЕС.

Институциональная структура  группировки, получившая название Андской  Системы интеграции, включает 3 основных органа: Президентский Совет, Совет  министров иностранных дел и  Комиссию, деятельность которых носит  наднациональный характер. Вспомогательные  органы состоят из Общего секретариата, Андского Суда, Андской корпорации развития, Андского Парламента.

Также в рамках Сообщества действуют Андский предпринимательский  консультативный совет, Андский  консультативный совет по трудовым вопросам, Латиноамериканский резервный  фонд (финансирует страны при дефиците платежного баланса), Андский Университет  Симона Боливара (образование, исследования, повышение квалификации и предоставление услуг), Конвенция Симона Родригеса (вопросы трудового сотрудничества), Конвенция Ипполита Унануе (вопросы здравоохранения), Конвенция Андреса Белло (вопросы технологий, образования, культуры и науки).

Рассмотрим подробнее  состав, функции и роль каждого из перечисленных органов Андской Системы интеграции,.

Андский Президентский  совет действует с конца 1980х гг., а регулярные встречи президентов стран-партнеров проводятся с 1989 г. 2 раза в год, в настоящее время - 1 раз в год. Несмотря на некоторые политические разногласия (например, в 1992-1995 гг., когда встречи президентов не проводились из-за перуанских событий) Президентский совет служит важным инструментом в достижении интеграционных целей. С 1990 г. он получил статус высшего органа АС. Его функции - определение интеграционной политики группировки с учетом интересов субрегиона, оценка достигнутых результатов деятельности группировки.

Совет министров  иностранных дел осуществляет внешнеполитическую деятельность Сообщества на основе регулярных (2 раза в год) встреч министров иностранных дел стран-членов. Он призван координировать участие группировки в международных организациях и переговорах, заключать соглашения со странами-нечленами и с другими группировками. Решения принимаются в форме деклараций и собственно решений. Нередко Совет министров дублирует деятельность другого органа - Комиссии, которая является единственным законодательным органом, ответственным за разработку решений АС.

В составе комиссии: официальные  представители каждой страны на уровне министров Торговли. Заседания проводятся 3 раза в год с приглашением специалистов в зависимости от сущности обсуждаемых вопросов. Функции Комиссии Андского Сообщества: разработка, исполнение и оценка общей политики в сфере экономической интеграции по торговле и инвестициям; принятие мер по выполнению целей и задач, поставленных Картахенским Договором; координация совместной позиции стран-членов в международных организациях и переговорах с третьими странами и группировками. Принимаемые решения по вопросам торговли являются обязательными для стран-членов.

Общий секретариат  Андского Сообщества — исполнительный орган во главе с Генеральным секретарем, который избирается Советом министров иностранных дел АС. Общий секретариат готовит проекты решений для Андского Совета министров иностранных дел, осуществляет руководство интеграционным процессом, решает вопросы, переданные на его усмотрение. Решения имеют форму Резолюций (что отличает Секретариат АС от секретариатов других интеграционных группировок, выполняющих чисто технические функции). Несет ответственность перед странами-членами за свою деятельность. Предполагается дальнейшее расширение функций Общего секретариата, в частности, по бюджетным вопросам. Штаб-квартира расположена в столице Перу, г.Лима.

Уникальным для латиноамериканской практики является Андский Суд (1985 г.), призванный интерпретировать решения, принимаемые Президентским Советом, Комиссией и Общим секретариатом, и отменять их при несоответствии правовым основам Андского Сообщества. В его составе 5 судей, независимых в своей деятельности от страны, гражданами которой они являются. С 1999 г. произошло расширение компетенции Андского Суда на новые сферы - арбитраж, трудовые вопросы.

Андский Парламент (1980 г.) включает парламентариев национальных конгрессов каждой страны-члена. Планируется, что в 2007 г. парламент будет состоять из парламентариев, избираемых на основе прямых всеобщих выборов, что уже применяется в венесуэльской практике. Участвует в правовом процессе на основе предложения проектов решений, представляющих общий интерес; содействует гармонизации законодательств стран-членов и координации деятельности парламентов Андских стран с парламентами других государств.

Андская Корпорация Развития служит финансовым институтом АС, созданным в 1968 г. В настоящий момент в ее состав входят не только представители стран Андского Сообщества, но и других государств Латинской Америки, также являющиеся держателями акций (Бразилия, Мексика, Панама, Парагвай, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили и Ямайка). Цели ее деятельности: финансовое сопровождение интеграционного процесса на основе стимулирования привлечения зарубежных инвестиций, повышение уровня развития инфраструктуры, интеграция финансовых рьюков й рынков долгосрочных капиталов, оказание поддержки частнопредпринимательскому сектору в странах-участницах.

Основной целью Картахенского  договора (1991 г.) стало формирование поэтапное зоны свободной торговли (к 1992г.) и таможенного союза. Колумбия и Венесуэла, Боливия и Эквадор  в течение 1992-1993 гг. ликвидировали пошлины во взаимной торговле. Перу отказалась от выполнения своих обязательств и лишь в 1997 г. достигнуто соглашение о поэтапном присоединении страны к зоне свободной торговли с 2000 г. по нечувствительным товарам и с 2005 г. по чувствительным товарам (в рамках Либерализационной программы).

В настоящее время Андское  сообщество функционирует как таможенный союз на основе введения общего таможенного  тарифа и проведения общей торговой политики в отношении третьих  стран. Ставки общего таможенного тарифа равны 5% на сырье и промышленное оборудование; 10-15% на полуфабрикаты  и капиталоемкие товары; 20% на готовую  продукцию, а в среднем - 13,6%. ОТТ  действует в 4 странах за исключением  Перу.

Исключения из ОТТ составляют: специальный режим для Эквадора, что позволяет правительству  временно повышать ставки пошлин на 5%; общий режим для Боливии, где пошлины имеют только две ставки (а не четыре) - в 5% и 10%; чувствительная продукция. По состоянию на конец 2001 г., Эквадор имел 247 товаров, Колумбия - 64 товара, Венесуэла - 33 товара, признанных чувствительными для национальных экономик и не подпадавших под режим общего таможенного тарифа.8 Специальный режим может быть применен в отношении товаров, не производимых в стране-импортере. В этом случае страна вправе снизить пошлины до 0% на сырье и капиталоемкую продукцию после информирования других партнеров по группировке.

В 2005 г. вступил в силу новый ОТТ (вторая версия согласно подписанному соглашению в 2002 г.) с более низкими  ставками пошлин и сохранением специального режима в отношении экономически менее развитых стран - Эквадора и Боливии. Его ставки - 0%, 5%, 10%, 20%.

Параллельно таможенной либерализации  проводится устранение и гармонизация нетарифных барьеров. Так, создана Андская  система стандартизации, тестирования, сертификации, технических правил и  метрологии. Разработана номенклатура общего таможенного тарифа (НАНДИНА); Андская методология определения  таможенной стоимости; правила транзита; проводится координация деятельности таможенных служб стран-членов.

Нередки случаи применения защитных мер в торговле с партнерами по Сообществу. В частности, в период 1991-2001 гг. рассматривались 14 обвинений  в демпинге, 12 случаев незаконного  применения защитных мер, 3 случая субсидирования.

Сначала ЗСТ, а затем и таможенный союз оказали огромный эффект на динамику взаимной торговли, объем которой рос более быстрыми темпами (в 5 раз) по сравнению с товарооборотом с третьими странами. Так, за 1990-2001 гт. среднегодовые темпы прироста взаимного экспорта стран Андского Сообщества оценивались в 15% в среднем ежегодно, тогда как среднегодовые темпы прироста совокупного экспорта - 5% и экспорта в третьи страны - 4%. Доля взаимного экспорта в совокупном экспорте возросла с 4,3% до 11,2% в 1990-2001 гг., в стоимостном выражении объем взаимного экспорта - с 1325 млн.долл. в 1990г. до 5826 млн.долл. в 2001 г.10 Но 2002г. стал неудачным периодом в развитии взаимных торговых связей - снизилась и доля взаимного экспорта до 10,2% и стоимостной объем взаимного экспорта до 5415 млн.долл.

 Географическая структура  экспорта стран Андского Сообщества

 

Год

Взаимный Экспорт

Экспорт в страны Латинской  Америки

Экспорт в другие страны

Совокупный Экспорт

   

Млн. Долл.

%

Млн. Долл.

%

Млн. Долл.

%

Млн. Долл.

%

Боливия

1990 2001 2002

60

367

396

0,2

0,7

0,7

357

428

420

1,1

0,8

0,8

509

490

494

1,6

0,9

0,9

926

1285

1310

3,0

2,4

2,5

Венесуэла

1990 2001 2002

489

1402

1223

1,6

2,7

2,3

2278 5073 4475

7,3

9,7

8,5

14730 20934 21192

47,3 39,8 40,0

17497 27409 26890

56,2

52,2

50,8

Колумбия

1990 2001 2002

373

2757

2318

1,2

5,2

4,4

802 1619

1558

2,6

3,1

2,9

5591 7881 8125

18,0 15,0

15,4

6766

12257

12001

21,7

23,3

22,7

Эквадор

1990 2001 2002

189

836

983

0,6

1,6

1,9

587

662

440

1,9

1,3

0,8

1938 2997 3607

6,2

5,7

6,8

2714 4495 5030

8,7

8,6

9,5

Перу

1990 2001 2002

214

514

496

0,7

1,0

0,9

283

852

789

0,9

1,6

1,5

2733 5726 6403

8,8

10,9 12,1

3230 7092 7688

10,4

13,5

14,5

Андское Сообщество

1990 2001 2002

1325

5876

5415

4,3

11,2

10,2

4307 8634 7682

13,8 16,4 14,5

25501 38028 39821

81,9

72,4 75,2

31133 52538 52919

100,0 100,0 100,0


 

Общая политика проводится не только в торговле, но и в таких  сферах, как автомобилестроение, сельское хозяйство, инвестиции, конкуренция, защита прав интеллектуальной собственности, торговля услугами.

Общая сельскохозяйственная политика осуществляется в рамках Андской  системы цен, Андской системы  защиты растений и животных.

Андская система цен призвана стабилизировать импортные цены на отдельные аграрные товары, отличающиеся резкими колебаниями мировых  цен. Стабильность достигается за счет увеличения адвалорных пошлин при падении мировых цен выше установленного уровня, и, напротив, снижения ставок пошлин до 0% при росте мировых цен ниже установленного уровня. Таким образом, механизм стабилизации призван противостоять колебаниям мировых цен. На практике он применяется в основном в Колумбии, Эквадоре и Венесуэле.

Информация о работе Андское сообщество