Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:02, реферат
Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченые болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем государственном оболванивании человечества, и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви. В творчестве Рублева, равно как и в творчестве Пушкина, отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
Рублевская живопись
ликов иная. Русский иконописец предпочитает
мягкую светотеневую манеру, так называемую
плавь, то есть плавно, «плавко», как говорили
иконописцы, и в несколько слоев положенные
тона, с учетом просвечивания более ярких
подкладочных через прозрачные и светлые
верхние. Наиболее выступающие места прокрывались
светлым моделирующим охрением несколько
раз, так что эти участки многослойного
письма производят впечатление как бы
излучающих свет, светоносных. Для оживления
живописи лика между завершающими слоями
охрения в определенных местах прокладывался
тонкий слой киновари (называемый иконописцами
«по-друмянка»). Черты лика проходились
уверенным, каллиграфически четким верхним
коричневым рисунком. Моделировка формы
завершалась очень деликатно положенными
белильными «движками». Они в ликах рублевского
круга писались не так активно и не были
столь многочисленными, как у Феофана
и греческих мастеров. Тонкие, изящные,
слегка изогнутые, они не противопоставлялись
тону, поверх которого были положены, а
служили как бы органичным завершением
световой лепки формы, становясь частью
этого плавного высветления, как бы его
кульминацией.
Переходя к
образу архангела Михаила, следует
отметить его близость к кругу
ангельских изображений в стенописи
владимирского Успенского собора. Изящество
и гибкость контура, соразмерность движения
и покоя, тонко переданное задумчивое,
созерцательное состояние - все это особенно
роднит образ с ангелами на склонах большого
свода собора. Среди фресковых изображений
есть ангел, который может рассматриваться
как предшествующий звенигородскому.
Он расположен на южном склоне большого
свода, во втором ряду, где возвышается
над сидящим апостолом Симоном. Но фресковый
ангел воспринимается в кругу своих многочисленных
собратьев, всего фрескового ангельского
сонма или собора. Его образная характеристика
как бы растворена в окружении подобных
ему. Звенигородский же архангел Михаил
- икона из деисуса. Как, вероятно, и парная
ему, утраченная ныне икона архангела
Гавриила, она воплотила в себе квинтэссенцию
«ангельской темы», так как через эти два
образа в деисусе воспринимаются предстоящие
Христу «небесные силы», молящиеся за
род человеческий.
Звенигородский
архангел родился в воображении
художника высочайших помыслов и
воплотил мечту о гармонии и совершенстве,
живущую в его душе наперекор всем
тяготам и трагическим обстоятельствам
тогдашней жизни. В изображении архангела
как бы слились далекие отзвуки эллинских
образов и представления о возвышенной
красоте райских небожителей, соотнесенные
с чисто русским идеалом, отмеченным задушевностью,
задумчивостью, созерцательностью.
Живописное решение
иконы отличается исключительной красотой.
Преобладающие в личной плави
розоватые тона слегка усилены розовым
приплеском вдоль линии носа. Нежные,
немного пухлые губы, написанные более
интенсивно-розовым, как бы концентрируют
этот ведущий тон. Золотисто-русые волосы
в мягких локонах, обрамляющие лик, придают
гамме более теплый оттенок, который согласуется
с золотым ассистом ангельских крыльев,
написанных яркими охрами, и с золотом
фона. Бирюзово-голубая повязка в волосах,
как бы пронизанная светом, вплетается
в эту золотистую гамму подобно вкраплению
благородной эмали. С нею тонально перекликается
голубой, более приглушенного оттенка
в папортках (крыльях) и в небольших участках
хитона с золотым узорным оплечьем. Но
преобладающим в доличном (термин в иконописании,
означающий всю живопись, кроме лика, то
есть написанное до лика) оказывается
снова розовый. Это тон ангельского гиматия,
накинутого на плечи и драпирующегося
изысканными складками. Заполняя большую
часть живописной поверхности, розовый
тон мастерски моделируется разбеленными
складками, подчеркнутыми верхним рисунком
сгущенного кораллово-розового тона. Колористическое
решение этой иконы, соединяющее золотисто-желтые,
розовые и голубые тона, облагороженные
золотом фона, орнамента и ассистной штриховкой
ангельских крыльев, как бы идеально соответствует
образу архангела, райского небожителя.
Третий персонаж
чина, апостол Павел, предстает в
интерпретации мастера совсем иным,
чем его было принято изображать
в кругу византийского искусства этого
времени. Вместо энергии и решительности
византийского образа мастер выявил черты
философской углубленности, эпическую
созерцательность. Одежда апостола своим
колоритом, ритмом складок, тонкостью
тональных переходов усиливает впечатление
возвышенной красоты, покоя, просветленной
гармонии и ясности.
В Третьяковской
галерее хранится и самое прославленное
произведение Андрея Рублева - знаменитая
«Троица». Созданная в расцвете творческих
сил, икона является вершиной в искусстве
художника. Во времена Андрея Рублева
тема Троицы, воплощавшая идею триединого
божества (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась
как символ отражения вселенского бытия,
высшей истины, символ духовного единства,
мира, согласия, взаимной любви и смирения,
готовности принести себя в жертву ради
общего блага. Сергий Радонежский основал
недалеко от Москвы монастырь с главным
храмом во имя Троицы, твердо веруя, что
«взиранием на святую Троицу побеждался
страх перед ненавистной рознью мира сего».
Преподобный Сергий
Радонежский, под влиянием идей которого
сформировалось мировоззрение Андрея
Рублева, был святым подвижником
и выдающейся личностью в истории
человечества. Он ратовал за преодоление
междоусобиц, деятельно участвовал
в политической жизни Москвы, способствовал
ее возвышению, мирил враждовавших князей,
содействовал объединению русских земель
вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия
Радонежского было его участие в подготовке
Куликовской битвы, когда он своими советами
и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому,
укреплял в нем уверенность в правильности
избранного пути и, наконец, благословил
русское воинство перед Куликовской битвой.
Личность Сергия Радонежского обладала
особым авторитетом для современников,
на его идеях было воспитано поколение
людей эпохи Куликовской битвы, и Андрей
Рублев как духовный наследник этих идей
воплотил их в своем творчестве.
В двадцатых
годах XV века артель мастеров, возглавляемая
Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила
иконами и фресками Троицкий собор в монастыре
преподобного Сергия, возведенный над
его гробом. В состав иконостаса вошла
как высокочтимый храмовый образ икона
«Троица», помещенная по традиции в нижнем
(местном) ряду с правой стороны от Царских
врат. Существует свидетельство одного
из источников XVII века о том, как игумен
монастыря Никон поручил Андрею Рублеву
«образ написати пресвятыя Троицы в похвалу
отцу своему святому Сергию».
В основе сюжета
«Троицы» лежит библейский рассказ
о явлении праведному Аврааму
божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов.
Авраам с женою Сарой угощали пришельцев
под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму
дано было понять, что в ангелах воплотилось
божество в трех лицах. Издавна существует
несколько вариантов изображения Троицы,
иногда с подробностями застолья и эпизодами
заклания тельца и печения хлеба (в собрании
галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова
Великого и XV века из Пскова).
В рублевской же
иконе внимание сосредоточено на
трех ангелах, их состоянии. Они изображены
восседающими вокруг престола, в центре
которого помещена евхаристическая чаша
с головой жертвенного тельца, символизирующего
новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл
этого изображения - жертвенная любовь.
Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой
рукой благословляет чашу. Средний ангел
(Сын), изображенный в евангельских одеждах
Иисуса Христа, опущенной на престол правой
рукой с символическим перстосложением,
выражает покорность воле Бога-Отца и
готовность принести себя в жертву во
имя любви к людям. Жест правого ангела
(Святого Духа) завершает символическое
собеседование Отца и Сына, утверждая
высокий смысл жертвенной любви, и утешает
обреченного на жертву. Таким образом,
изображение Ветхозаветной Троицы (то
есть с подробностями сюжета из Ветхого
Завета) превращается в образ Евхаристии
(Благой жертвы), символически воспроизводящей
смысл евангельской Тайной вечери и установленное
на ней таинство (причащение хлебом и вином
как телом и кровью Христа). Исследователи
подчеркивают символическое космологическое
значение композиционного круга, в который
лаконично и естественно вписывается
изображение. В круге видят отражение
идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего
собою множественность, космос. При постижении
содержания «Троицы» важно понять его
многогранность. Символика и многозначность
образов «Троицы» восходят к древнейшим
временам. У большинства народов такие
понятия (и изображения), как древо, чаша,
трапеза, дом (храм), гора, круг, имели символическое
значение. Глубина осведомленности Андрея
Рублева в области древних символических
образов и их толкований, умение соединить
их смысл с содержанием христианского
догмата предполагают высокую образованность,
характерную для тогдашнего просвещенного
общества и, в частности, для вероятного
окружения художника.
Символика «Троицы»
соотнесена с ее живописно-стилистическими
свойствами. Среди них важнейшее значение
имеет цвет. Так как созерцаемое божество
являло собой картину райского горнего
мира, художник с помощью красок стремился
передать возвышенную «небесную» красоту,
открывшуюся земному взору. Живопись Андрея
Рублева, особенно Звенигородского чина,
отличают особая чистота цвета, благородство
тональных переходов, умение придать колориту
светоносность сияния. Свет излучают не
только золотые фоны, орнаментальные разделки
и ассисты, но и нежная плавь светлых ликов,
чистые оттенки охры, умиротворенно-ясные
голубые, розовые и зеленые тона одежд
ангелов. Символичность колорита в иконе
особенно ошутима в ведущем звучании сине-голубого,
именуемого рублевским голубцом. Постигая
красоту и глубину содержания, соотнося
смысл «Троицы» с идеями Сергия Радонежского
о созерцательности, нравственном усовершенствовании,
мире, согласии, мы как бы соприкасаемся
с внутренним миром Андрея Рублева, его
помыслами, претворенными в этом произведении.
Икона находилась
в Троицком соборе Троицкого монастыря,
ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых
годов нашего столетия. За это время икона
претерпела ряд поновлений и прописей.
В 1904-1905 годах по инициативе И.С.Остроухова,
члена Московского археологического общества,
известного художника, собирателя икон
и попечителя Третьяковской галереи, была
предпринята первая основательная расчистка
«Троицы» от позднейших записей. Работами
руководил известный иконописец и реставратор
В.П.Гурьянов. Были сняты основные записи,
но оставлены прописи на вставках нового
левкаса, и в соответствии с методами тогдашней
реставрации сделаны дописи в местах утрат,
не искажающие авторскую живопись.
В 1918-1919 годах
и в 1926 году лучшими мастерами
Центральных государственных
К Троицкому
иконостасу, для которого Андреем
Рублевым писалась «Троица», восходит
надвратная сень с изображением Евхаристии.
Композиционно-иконографическая схема
сени близко повторяет решение двух
икон троицкого иконостаса («Причащение
хлебом» и «Причащение вином»), и не исключено,
что именно для Царских врат Троицкого
собора она и писалась. Памятник происходит
из расположенной вблизи Троицкого монастыря
(лавры) Благовещенской церкви села Благовещения,
или Княжого, старинной вотчины угасшего
рода радонежских князей. Село было подарено
как вклад в монастырь князем Андреем
Владимировичем Радонежским. Тонко переданное
задумчиво-созерцательное состояние персонажей
«Евхаристии» близко характеру и духу
рублевских произведений.
Хранящиеся в
Третьяковской галерее
Академик Д.С.Лихачев
заметил, что «национальные идеалы
русского народа полнее всего выражены
в творениях двух его гениев -
Андрея Рублева и Александра Пушкина.
Именно в их творчестве отчетливее всего
сказались мечты русского народа о самом
хорошем человеке, об идеальной человеческой
красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения
веры в человека, в его нравственные силы,
в его способность к самопожертвованию
во имя высоких идеалов». Конец.
Основные
даты жизни и творчества:
Около 1360 - Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России.
До 1405 - Принял монашество с именем Андрей.
1405 - Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей.
1408 - Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.
Между 1408-1422 - Создание Звенигородского чина.
Между 1422-1427 - Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы.
1427-1430 - Создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
29
января 1430 - Скончался и погребен в Спасо-Андрониковом
монастыре.
Вознесение Господне,
1408