Анархическое движение в России в период с 1940 и по 1917 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:32, реферат

Описание работы

Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть.

Содержание

Оглавление................................................................................................. 3
2.Введение…………………………………………………………………………4
3.Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917)…………………………………………………………………………….... 5
1. Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в……6
2. Анархизм в России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение….7
3. Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина…..8
4. Течения в русском анархизме на рубеже веков.(XIX-XX)…………...9
5. Анархизм между двумя революциями (1907-17 гг.)…………………13
4.Глава II. Анархизм в России в 1917 г......................................................... 14
1. Начало активной деятельности анархистов в 1917 г………………..16
2. Роль анархистов в октябрьских событиях……………………………25
4.Заключение……………………………………………………………………..26
4.Список использованных источников и литературы…. …………………….27

Работа содержит 1 файл

БСТ11 Васильев Р.В Реферат.docx

— 70.79 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Оглавление................................................................................................. 3

2.Введение…………………………………………………………………………4

3.Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917)…………………………………………………………………………….... 5

          1. Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в……6

          2. Анархизм в России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение….7

          3. Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина…..8

          4. Течения в русском анархизме на рубеже веков.(XIX-XX)…………...9

          5. Анархизм между двумя революциями (1907-17 гг.)…………………13

 

4.Глава II. Анархизм в России в 1917 г......................................................... 14

          1. Начало активной деятельности анархистов в 1917 г………………..16

          2. Роль анархистов в октябрьских событиях……………………………25

4.Заключение……………………………………………………………………..26

4.Список использованных источников и литературы…. …………………….27

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

    

 

Введение.

                                               Марш Анархистов.

Споемте-же песню под громы ударов,

Под взрывы и пули, под  пламя пожаров,

Под знаменем черным гигантской борьбы,

Под звуки набата призывной  трубы.

Разрушимте, братья, дворцы и кумиры,

Сбивайте оковы, срывайте порфиры,

Довольно покорной и рабской  любви

Мы горе народа затопим  в крови.

Проснулась, восстала народная воля

На стоны Коммуны, на зов  Ровашоля,

На крики о мести  погибших людей,

Под гнетом буржуя, в петле  палачей.

Их много, без чета нуждою разбитых,

Погибших в остроге, на плахе убитых,

Их много, о правда, служивших тебе,

И павших в геройской, неравной борьбе.

Их стоны витают под  небом России,

Их стоны, призывы, как  рокот стихии

Звучат под Парижем, Сибирью  глухой,

И нас призывают на доблестный бой.* 

      С этой  призывной песней шли люди  с черными флагами по улицам  Петрограда и Москвы в 1917 г.  Она как нельзя лучше отражает  настроение не только максималистов, но и всей России той эпохи.Очень помогли материалы Государственного музея Политической истории России. Эту работу можно использовать как на уроках истории XIX и XX веков (при изучении политических течений того времени или событий 1917 г.), так и на уроках философии (при изучении теоретиков анархизма в России: М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина).Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков  анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть.  В своей работе я использовал такие методы исследования как индукция, анализ и синтез. Среди использованной в работе литературы следует выделить работы Канева С. Н., изданные в советскую эпоху. В основном же в своей работе я опирался на источники из музея Государственного Политической истории России: периодическая печать (журналы, листовки, брошюры), монографии съездов, воспоминания. Я думаю, что эта тема достаточно актуальна и сейчас. На улицах нашего города мы можем видеть незначительные, мелкие группы молодежи – сторонников анархизма. Как и тогда они разрознены и не представляют никакой реально серьезной политической силой. Но, как и в 1917 г. все анархисты мечтают объединиться под общим черным знаменем и создать собственное государство абсолютной свободы и равенства.

 

Глава I.

              Краткий очерк истории анархизма в России    (1840-1917).

Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.

В Европе анархизм, как политическое течение окончательно оформился  в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма  в России стояли П.-Ж. Прудон, Макс Штирнер и М. А. Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жан Грав, Жорж Сорель и др.

Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в.

 

В 40-50-е гг XIX в. в России непрерывно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни. В сложившейся ситуации по всей России стали возникать кружки революционно настроенной молодежи. Не последнее место среди западных теоретиков, имевших немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865) и Штирнер (1806-1856), теории которых начинают появляться в России в 40-е годы.

Первой анархически настроенной  работой, появившейся в России, была книга Прудона “Что такое собственность?”  Прудон заявлял, что собственность  влечет за собой неравенство, “ведет к эксплуатации слабого сильным”. Он требовал, чтобы “она была уничтожена для всех”. Работа Прудона произвела фурор в российской общественности.

Начало распространение  анархических идей в России связано  так же с именем Макса Штирнера и его работой “Единственный и его собственность” (издана в 1844 г.). В нем проповедовалась теория, названная позже индивидуалистическим анархизмом. Исходным пунктом своего анархистского учения Штирнер берет “Я” (личность). Личность, согласно его теории, должна стать эгоистом: эгоистически зрелый человек ставит собственный интерес превыше всего. “Нет ничего выше меня”. В России работа Штирнера воспринялась неоднозначно. Но его идеи были развиты в своих работах В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским.

Разумеется, проникновение  в Россию произведений Прудона и  Штирнера, пропагандировавших анархизм, нельзя рассматривать как начало истории российского анархизма. Эти годы представляют лишь предысторию возникновения анархических движений на русской почве. Анархизм как идейное течение в общественной мысли оформился в России позже, в следующем десятилетии.

Анархизм в России в  период 1859-61 гг. Нигилистское движение.

Во второй половине 50-х  – начале 60-х гг общественно-политическая ситуация в России обострилась. В этих условиях образовывались определенные политические направления, каждое из которых выдвигало собственную программу решения назревших социально-экономических и политических проблем. Основной движущей силой большинства движений 60-70-х гг. были разночинцы. Своим идеологом разночинцы считали А. Г. Чернышевского. С конца 50-х гг. в России складывается нигилизм, внутри которого возникают первые зародыши анархистского движения. В основе нигилистского движения “лежал безусловный индивидуализм”.

Идейным вождем нигилистского  движения в 60-е годы считался Д. И. Писарев (1840-1868). Трибуной нигилистскому движению служил журнал “Русское слово”. Выступления Писарева в русском слове” привлекали внимание демократических читателей. В своем творчестве Писарев выражал круг идей и настроений революционного нигилизма. Он опирался  на теорию “разумного эгоизма” как на орудие борьбы против “внешнего принуждения и средство преодоления самоограничения человека”.

Иной тип нигилиста  представлял Николай Андреевич  Ишутин (1840-1878), вольнослушатель Московского университета, идеолог подпольного тайного общества “Организация”, руководствовавшейся принципом “цель оправдывает средства”. Это общество провозгласило целью подготовку крестьянской социалистической революции и приняло тактику индивидуального террора. Общество было частично раскрыто царской жандармерией в 1866 г. после покушения Каракозова на императора Александра II.

К нигилистским или анархистским организациям того периода можно  так же отнести кружок Козлова  “вертепники”; екатеринославский кружок Н. П. Балина “Общество самоусовершенствования”; кружок Московского университета.

К 60-м годам в России окончательно оформился индивидуалистический анархизм. К его представителям можно  отнести Н. В. Соколова, Д. Н. Ножина, Н. К. Михайловского, публиковавшихся в русской печати, и перенесших теории Прудона и Штирнера на российскую почву.

В 60-е годы идеологи революционно-анархических движений усиленно работали над теорией  революции, но появилась она лишь в 70-х и связана с именем М. А. Бакунина.

Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина.

 

Дальнейшее развитие анархических идей в России связано с работами П. А. Кропоткина (1842-1876). Петр Алексеевич Кропоткин был выходцем из княжеской  семьи, родословная которой восходила  к Рюриковичам. После окончания  Пажеского корпуса Кропоткин  живет в Москве, а в 1872 г. отправляется в Швейцарию, где живет в Цюрихе. Из Цюриха он отправляется в Женеву. В Россию в 1873 г. Кропоткин возвращается уже убежденным анархистом. В России Кропоткин входит в кружок чайковцев, но после его выступлений в 1874 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда бежал в июне 76 г. Кропоткин сначала эмигрирует в Англию, а затем в Швейцарию, где с 1879 г. издает газету “Le Revolte” (“Бунтовщик”). Так как Кропоткин принимал непосредственное участие в событиях описанных ниже, то к дальнейшей судьбе Петра Алексеевича мы еще будем возвращаться не раз.[2]

В своих работах 70-90-х годов (“Речи бунтовщика”, “Завоевание  хлеба”, “Анархия, ее философия, ее идеал”, “Государство и его роль в истории” и др.) Кропоткин вывел собственную  теорию анархизма, положившую начало такому течению как анархо-коммунизм. Такие взгляды привлекли внимание революционной молодежи того времени попытками охватить все стороны общественной жизни, а так же проявлением гуманистических идей. Под анархией Кропоткин понимал “миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений”.

 

Но в своей теории Кропоткин  не отрицал революцию, однако считал, что Россия еще не готова к “немедленному  революционному выступлению”. Он считал необходимым прежде создать анархистские группы, которые будут вести “тихую подготовительную идейную работу”. Социальная революция, по его мнению, есть закономерное явление исторического  процесса. В будущем она должна привести Россию к  полному уничтожению  все государственных институтов и учреждений. Анархо-коммунизм, считал Кропоткин, можно вводить сразу после разрушения старых порядков в ходе революции. В отличие от предыдущих идеологов анархизма Кропоткин относил к движущей массе социальной революции не только крестьянство и рабочих, но и “трудовые элементы из интеллигенции”. При этом он допускал возможность как мирной, так и “кровавой” революции.

Он так же отрицал необходимость  революционного правительства и  не признавал никакой революционной  диктатуры, так как при диктатуре, по его мнению, “революция неизбежно  вырождается в произвол и деспотизм”.

Однако в полной мере идеология  Кропоткина раскрылась во время участия  его в действиях анархо-коммунистов, чьим основным идеологом он являлся.

 

Течения в русском анархизме  на рубеже веков.(XIX-XX)

 

К времени 1-ой русской революции  в анархизме явственно определились три основных направления (анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм) с наличием у каждого из них более мелких фракций. Эти течения помимо различных программ имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.

Накануне революции 1905 г. большинство анархистов были приверженцами  идей анархо-коммунистов (хлебовольцев). Свои задачи хлебовольцы утвердили на их 1-ом съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Главным своим идеологом хлебовольцы считали П. А. Кропоткина. В их программе выделялись следующие пункты:

  • Целью действия анархистов объявлялась “социальная революция”,     т. е. Полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом.
  • Началом революции должна была явиться  “всеобщая стачка обездоленных как в городах, так и в деревнях”.
  • Главными методами борьбы в России провозглашались “восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”. Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.
  • Формой организации анархистов должно было быть “добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою”.
  • Анархисты отвергали возможность вхождения их в какие-либо органы управление (Государственная Дума или Учредительное собрание), а так же возможность сотрудничества анархистов с другими политическими партиями или течениями.

Информация о работе Анархическое движение в России в период с 1940 и по 1917 годы