Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:32, реферат
Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть.
Оглавление................................................................................................. 3
2.Введение…………………………………………………………………………4
3.Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917)…………………………………………………………………………….... 5
1. Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в……6
2. Анархизм в России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение….7
3. Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина…..8
4. Течения в русском анархизме на рубеже веков.(XIX-XX)…………...9
5. Анархизм между двумя революциями (1907-17 гг.)…………………13
4.Глава II. Анархизм в России в 1917 г......................................................... 14
1. Начало активной деятельности анархистов в 1917 г………………..16
2. Роль анархистов в октябрьских событиях……………………………25
4.Заключение……………………………………………………………………..26
4.Список использованных источников и литературы…. …………………….27
ОГЛАВЛЕНИЕ.
- Оглавление....................
.............................. .............................. ................. 3
2.Введение……………………………………………………
3.Глава I. Краткий очерк истории
анархизма в России (1840-1917)…………………………………………………
1. Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в……6
2. Анархизм в России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение….7
3. Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина…..8
4. Течения в русском анархизме на рубеже веков.(XIX-XX)…………...9
5. Анархизм между двумя революциями (1907-17 гг.)…………………13
4.Глава II. Анархизм в России
в 1917 г.............................
1. Начало активной деятельности анархистов в 1917 г………………..16
2. Роль анархистов в октябрьских событиях……………………………25
4.Заключение………………………………………………
4.Список использованных источников и литературы…. …………………….27
Введение.
Споемте-же песню под громы ударов,
Под взрывы и пули, под пламя пожаров,
Под знаменем черным гигантской борьбы,
Под звуки набата призывной трубы.
Разрушимте, братья, дворцы и кумиры,
Сбивайте оковы, срывайте порфиры,
Довольно покорной и рабской любви
Мы горе народа затопим в крови.
Проснулась, восстала народная воля
На стоны Коммуны, на зов Ровашоля,
На крики о мести погибших людей,
Под гнетом буржуя, в петле палачей.
Их много, без чета нуждою разбитых,
Погибших в остроге, на плахе убитых,
Их много, о правда, служивших тебе,
И павших в геройской, неравной борьбе.
Их стоны витают под небом России,
Их стоны, призывы, как рокот стихии
Звучат под Парижем, Сибирью глухой,
И нас призывают на доблестный бой.*
С этой
призывной песней шли люди
с черными флагами по улицам
Петрограда и Москвы в 1917 г.
Она как нельзя лучше отражает
настроение не только
Глава I.
Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917).
Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.
В Европе анархизм, как политическое течение окончательно оформился в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.-Ж. Прудон, Макс Штирнер и М. А. Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жан Грав, Жорж Сорель и др.
Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в.
В 40-50-е гг XIX в. в России непрерывно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни. В сложившейся ситуации по всей России стали возникать кружки революционно настроенной молодежи. Не последнее место среди западных теоретиков, имевших немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865) и Штирнер (1806-1856), теории которых начинают появляться в России в 40-е годы.
Первой анархически
Начало распространение анархических идей в России связано так же с именем Макса Штирнера и его работой “Единственный и его собственность” (издана в 1844 г.). В нем проповедовалась теория, названная позже индивидуалистическим анархизмом. Исходным пунктом своего анархистского учения Штирнер берет “Я” (личность). Личность, согласно его теории, должна стать эгоистом: эгоистически зрелый человек ставит собственный интерес превыше всего. “Нет ничего выше меня”. В России работа Штирнера воспринялась неоднозначно. Но его идеи были развиты в своих работах В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским.
Разумеется, проникновение в Россию произведений Прудона и Штирнера, пропагандировавших анархизм, нельзя рассматривать как начало истории российского анархизма. Эти годы представляют лишь предысторию возникновения анархических движений на русской почве. Анархизм как идейное течение в общественной мысли оформился в России позже, в следующем десятилетии.
Анархизм в России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение.
Во второй половине 50-х – начале 60-х гг общественно-политическая ситуация в России обострилась. В этих условиях образовывались определенные политические направления, каждое из которых выдвигало собственную программу решения назревших социально-экономических и политических проблем. Основной движущей силой большинства движений 60-70-х гг. были разночинцы. Своим идеологом разночинцы считали А. Г. Чернышевского. С конца 50-х гг. в России складывается нигилизм, внутри которого возникают первые зародыши анархистского движения. В основе нигилистского движения “лежал безусловный индивидуализм”.
Идейным вождем нигилистского движения в 60-е годы считался Д. И. Писарев (1840-1868). Трибуной нигилистскому движению служил журнал “Русское слово”. Выступления Писарева в русском слове” привлекали внимание демократических читателей. В своем творчестве Писарев выражал круг идей и настроений революционного нигилизма. Он опирался на теорию “разумного эгоизма” как на орудие борьбы против “внешнего принуждения и средство преодоления самоограничения человека”.
Иной тип нигилиста представлял Николай Андреевич Ишутин (1840-1878), вольнослушатель Московского университета, идеолог подпольного тайного общества “Организация”, руководствовавшейся принципом “цель оправдывает средства”. Это общество провозгласило целью подготовку крестьянской социалистической революции и приняло тактику индивидуального террора. Общество было частично раскрыто царской жандармерией в 1866 г. после покушения Каракозова на императора Александра II.
К нигилистским или анархистским организациям того периода можно так же отнести кружок Козлова “вертепники”; екатеринославский кружок Н. П. Балина “Общество самоусовершенствования”; кружок Московского университета.
К 60-м годам в России окончательно оформился индивидуалистический анархизм. К его представителям можно отнести Н. В. Соколова, Д. Н. Ножина, Н. К. Михайловского, публиковавшихся в русской печати, и перенесших теории Прудона и Штирнера на российскую почву.
В 60-е годы идеологи революционно-анархических движений усиленно работали над теорией революции, но появилась она лишь в 70-х и связана с именем М. А. Бакунина.
Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина.
Дальнейшее развитие анархических идей в России связано с работами П. А. Кропоткина (1842-1876). Петр Алексеевич Кропоткин был выходцем из княжеской семьи, родословная которой восходила к Рюриковичам. После окончания Пажеского корпуса Кропоткин живет в Москве, а в 1872 г. отправляется в Швейцарию, где живет в Цюрихе. Из Цюриха он отправляется в Женеву. В Россию в 1873 г. Кропоткин возвращается уже убежденным анархистом. В России Кропоткин входит в кружок чайковцев, но после его выступлений в 1874 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда бежал в июне 76 г. Кропоткин сначала эмигрирует в Англию, а затем в Швейцарию, где с 1879 г. издает газету “Le Revolte” (“Бунтовщик”). Так как Кропоткин принимал непосредственное участие в событиях описанных ниже, то к дальнейшей судьбе Петра Алексеевича мы еще будем возвращаться не раз.[2]
В своих работах 70-90-х годов (“Речи бунтовщика”, “Завоевание хлеба”, “Анархия, ее философия, ее идеал”, “Государство и его роль в истории” и др.) Кропоткин вывел собственную теорию анархизма, положившую начало такому течению как анархо-коммунизм. Такие взгляды привлекли внимание революционной молодежи того времени попытками охватить все стороны общественной жизни, а так же проявлением гуманистических идей. Под анархией Кропоткин понимал “миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений”.
Но в своей теории Кропоткин не отрицал революцию, однако считал, что Россия еще не готова к “немедленному революционному выступлению”. Он считал необходимым прежде создать анархистские группы, которые будут вести “тихую подготовительную идейную работу”. Социальная революция, по его мнению, есть закономерное явление исторического процесса. В будущем она должна привести Россию к полному уничтожению все государственных институтов и учреждений. Анархо-коммунизм, считал Кропоткин, можно вводить сразу после разрушения старых порядков в ходе революции. В отличие от предыдущих идеологов анархизма Кропоткин относил к движущей массе социальной революции не только крестьянство и рабочих, но и “трудовые элементы из интеллигенции”. При этом он допускал возможность как мирной, так и “кровавой” революции.
Он так же отрицал необходимость
революционного правительства и
не признавал никакой
Однако в полной мере идеология
Кропоткина раскрылась во время участия
его в действиях анархо-
Течения в русском анархизме на рубеже веков.(XIX-XX)
К времени 1-ой русской революции
в анархизме явственно
Накануне революции 1905 г. большинство анархистов были приверженцами идей анархо-коммунистов (хлебовольцев). Свои задачи хлебовольцы утвердили на их 1-ом съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Главным своим идеологом хлебовольцы считали П. А. Кропоткина. В их программе выделялись следующие пункты:
- Целью действия анархистов объявлялась “социальная революция”, т. е. Полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом.
- Началом революции должна была явиться “всеобщая стачка обездоленных как в городах, так и в деревнях”.
- Главными методами борьбы в России провозглашались “восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”. Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.
- Формой организации анархистов должно было быть “добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою”.
- Анархисты отвергали возможность вхождения их в какие-либо органы управление (Государственная Дума или Учредительное собрание), а так же возможность сотрудничества анархистов с другими политическими партиями или течениями.
Информация о работе Анархическое движение в России в период с 1940 и по 1917 годы