Анархический идеал будущего М. А. Бакунина и П.А. Кропоткина

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию.

Содержание

Введение…………………………………………………………..с.2

Анархический идеал будущего М. А. Бакунина…………....с.4

Анархический идеал будущего П.А. Кропоткина………......с.13

Заключение…………………………………………………….....с.23

Список используемой литературы…………….....................с.25

Работа содержит 1 файл

Анархия.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

План

Введение…………………………………………………………..с.2

Анархический  идеал будущего М. А. Бакунина…………....с.4

Анархический  идеал будущего П.А. Кропоткина………......с.13

Заключение…………………………………………………….....с.23

Список используемой литературы…………….....................с.25          

Введение   

Целью данного  реферата является выяснение взглядов идеолога русского анархизма на то, каким должно быть будущее человечества, человеческих коммуникаций.

Но чтобы лучше  понять теоретические рассуждения  М. А. Бакунина необходимо ясно представлять  базовые положения анархизма, собственно, знать и понимать, что такое анархизм.

Термином  «анархизм» - (от греческого Anarhia - безвластие) называется  общественное политическое движение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате предполагаемого стихийного самовольного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

С конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху  великих революций, способствовавших торжеству гуманизма и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как революционное движение.

Анархизм стал специфической реакцией на достижения и неудачи Великой Французской  революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности. В представлении части революционеров у власти снова оказались угнетатели, говорящие другие слова, но по  сути воспринявшие и применившие государственный аппарат с целью насилия и принуждения…

Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. –  в борьбе и полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию.

В начале XIX века обозначились два главных направления  анархизма, которые потом стали анархо-индивидуализмом (Макс Штирнер) и анрхо-коммунизмом (Уильям Годвин). Огромный вклад внёс в выработку теории анархизма Пьер-Жозеф Прудон (1809 - 1865). Он был активным участником революции 1848 года во Франции. Его философия, дополненная Бакуниным, была к концу XIX века основной теоретической базой для революционеров-анархистов. Его недаром называют "отцом европейского анархизма". Особенно высокую оценку давал философии Прудона и его личным качествам А. И. Герцен. Говоря об идеологии анархизма, обычно называют трёх человек: Прудона, Бакунина, Кропоткина. Главной чертой, объединяющей их, была антигосударственность. Все они рассматривали государство как аппарат угнетения человека, подавления свободы  большинства стоящим у власти меньшинством. Но в данном реферате мы изучим теорию М. А. Бакунина.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Анархический  идеал будущего М. А. Бакунина 

Михаил Александрович  Бакунин (1814 - 1876) был сыном тверского  помещика, принадлежавшего к древнему дворянскому роду. Молодой Бакунин избрал для себя путь профессионального революционера, разрушителя государств, участвуя в революции 1848 г., в борьбе славян за свое освобождение от ига Австрийской империи с целью создания федерации славянских народов.  

Освобожденный от национального гнета славянский мир должен был, по представлениям Бакунина, образовать федерацию, основания которой он  представлял Славянскому съезду в Праге в июне 1848 г. Неразрывный братский союз должен был сочетаться с независимостью каждого народа. Во главе федерации предполагался Славянский совет, который (согласно пункту четвертому "Основ славянской федерации") "руководит всем славянством как первая власть и высокий суд, которому все обязаны подчиняться".

Народы, входящие в федерацию, должны отказаться от "своей державной власти", передав ее непосредственно в руки Совета. Но правительства у каждого народа сохраняются, и любой гражданин "имеет право обращаться к Совету против несправедливого действия своего отдельного правительства". Обладая всеми полномочиями, Совет может объявлять войну или заключать союзы с другими народами.

Внутреннее устройство народов основывается на "равенстве  всех, свободе всех и братской любви". Сословия уничтожаются, земельные "уделы" уравниваются, каждое лицо имеет право  жить среди любого славянского народа.          

Бакунин стремился  создать заговорщическую организацию  анархистов способную установить безгосударственный строй в Европе. В последующие  годы Бакунин предпринимает ряд  попыток принять личное участие  в организации русского и революционного международного движения. Осенью 1873 г. вышла его книга “Государственность и анархия” со специальным приложением, содержащим программу практической деятельности для русских революционеров. В ней прозвучал призыв “идти в народ” для агитации народа на стихийный бунт.

Бакунин  сумел выразить основной мотив анархизма - идею бунта и борьбы за полное освобождение личности, общества от государства.

Впервые о коммунизме Бакунин узнал из книги "Die Socialisten in Frankreich" (1848) доктора Лоренца Штейна, в которой излагались системы французских социалистов Бабефа, Сен-Симона, Фурье и других. И эта теория ему пришлась по нраву. Бакунин интересовался и теоретическими построениями К. Маркса и Ф. Энгельса.

У Бакунина в 60-х  годах XIX века окончательно оформилось анархистское мировоззрение. А под воздействием идей К. Маркса Бакунин стал сторонником идеи общинной собственности в противоположность собственности индивидуальной.

Бакунин считал, что там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Он соглашался, что государство предоставляет человеку безопасность, но не свободу.

Свобода никогда  не уживается с политической властью, поэтому все властное, все построенное  на принуждении должно безоговорочно  отвергаться.  Всякое государство по условиям и цели своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности. И поэтому на взгляд Бакунина  нет большой разницы между «полуварварской» Российской империей и самым цивилизованным государством Европы.

Суть всякой государственной власти, всякого  правительства в порабощении  народа. Следует иметь в виду, что бакунинский пафос отрицания  государственности во многом основывался  на анализе действительных противоречий и антагонизмов современного ему буржуазного общества.

Бакунин считал, что подобно тому, как древние  государства погибли от рабства, так современные погибнут от пролетариата, ведь ни там - ни тут, по его мнению, не было свободы для человека.

Это предсказание сбылось отчасти. В результате Первой мировой войны действительно рухнут империи (Российская, Австро-венгерская, Германская, Османская). На их обломках возникнут иные государства, но не федерации анархического типа. Вред государства проистекает, согласно Бакунину, из его эксплуататорской роли по отношению к обществу и личности. Для Бакунина характерно и  неприятие существующих правовых норм и собственно права. Так он писал: "Я не верю в конституции и в законы: самая лучшая конституция меня не в состоянии была бы удовлетворить. Нам нужно нечто иное: порыв и жизнь, и новый, беззаконный, а потому свободный мир"  

Все юридические  законы являются внешне навязанными, а  потому деспотическими установлениями, они порабощают человека и одновременно развращают самих законодателей. Они враждебны свободе и противоречат естественному (человеческому) праву.

В своих произведениях  Бакунин последовательно критикует  и государственный социализм (прежде всего марксизм). Бакунин утверждал, что  поскольку эксплуатация и власть неразрывно связаны друг с другом, уничтожение первой при сохранении второй неизбежно приведет к появлению нового класса – «красной бюрократии», идущей на смену старым привилегированным классам.

Организация же  будущего социалистического общества согласно Бакунину, должна была строиться на следующих принципах:

- ликвидация  частной собственности;

- отделение церкви  от государства;

- свобода совести  и культа;

- абсолютная  свобода каждого индивида, который  живет  собственным трудом;

- ликвидация  классов и сословий;

- взаимное уважение;

- всеобщее право,  голоса, свобода печати и собраний;

- слом авторитарного  государства и замена его системой

самоуправляемых сообществ;

- автономия провинций;

- отказ от  имперских амбиций;

- благосостояние  и свобода наций, их солидарность;

- экономическое равенство,

- отмена права  наследования;

- равенство мужчин  и женщин, свободный брак и  т.д.

Бакунин призывал к социальной революции, разрушающей  классово - государственные институты  общества и заменяющей их безгосударственно - социалистической федерацией общин, коммун, трудовых коллективов.   

Главной силой, способной совершить революцию, Бакунин считал в Европе пролетариат («чернорабочий люд»), а в России – крестьянство.

История России показала, что коммунистическое государство  построить можно, но это не означает наличия свободы, которую так ценят анархисты.  

По мнению Бакунина природа человека двойственна. Лучшие ее черты и инстинкты - зародыш  вольной безгосударственной организации  будущего. Худшие - основа для возникновения  государства. Поэтому то государство немыслимо без рабства. Вместо государства Бакунин помышляет создать после социальной революции новый строй, основанный на “идее свободы”. Свобода индивидов и ассоциаций выступает при этом как некий априорный принцип, определенным образом сочетаемый в его умозрительной концепции с принципом равенства, справедливости, солидарности, а также с требованиями анархистской программы. Важнейшими среди них стало в конечном итоге требование разрушения государства, а также всякого, опирающегося на принуждение авторитета, которые, как считали анархисты, в принципе несовместимы со свободой и равенством людей и коллективов. Но это не означает распада общественных связей.

Государство заменяется федерацией свободных самоуправляющихся  общин в духе Прудона. Свобода индивида, по определению Бакунина, есть не что иное, как “отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных”.

“Коллективная свобода и благосостояние реальны  лишь тогда, - утверждал Бакунин в работе “Кнуто-германская империя”, - когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний”. Сопоставляя индивидуальную и коллективную свободу, Бакунин склонен был видеть в достижении реальной свободы для каждого подлинную цель истории, а в уважении достоинства личности - высший нравственный закон.

Бакунин  стремится к организации общества и коллективной собственности снизу вверх посредством вольного объединения, ассоциирования людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности. Бакунин считал, что только таким образом можно будет достичь свободы каждого.

Свобода нужна  для развития индивидом всех своих  способностей и полного пользования  ими путем воспитания, научного образования  и материального благополучия. Отсюда следует, что свобода, по Бакунину, есть не самоцель, но то обязательное условие, наличие которого реализацию идеала будущего - анархоколлективистской организации общества.

В “Революционном катехизисе” 1868 г. Бакунин выдвинул требование  отмены всех действующих в европейских странах гражданских и уголовных кодексов на том основании, что они противоречат “общечеловеческому праву”.

Праву политическому, официальному Бакунин противился не в меньшей степени, чем догматам религии и церкви, оправданию привилегией богатства, привилегий знатности. За всеми этими учреждениями он видел скрытое насилие и политическое принуждение.

Поскольку всякая власть, в представлении анархиста, зиждется на насилии, на пренебрежении  к человеческой воле, то для того, чтобы уцелеть, она стремится расширить свои полномочия и воздействие путем подавления инициативы личности, группы и вообще любого объединения людей при помощи закона - закона, так сказать, собственного изготовления.

Свобода человека должна соизмеряться, подчеркивал Бакунин, не с той свободой, которая отмерена и пожалована государством и его законами, а с той  свободой, которая есть отражение “человечности” и “человеческого права” в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.

Информация о работе Анархический идеал будущего М. А. Бакунина и П.А. Кропоткина