Анализ реформ послевоенных времене до распада СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 07:12, контрольная работа

Описание работы

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года.
Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств

Содержание

1. Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья России 3
2. Роль религии в современном мире 10
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

К.р. История ТЭК.docx

— 46.66 Кб (Скачать)

     Библия  состоит из двух частей: Ветхий Завет (39 книг) и Новый Завет (27 книг). Первые книги Библии получили у иудеев название Тора (Закон); эти книги называют также Пятикнижием Моисеевым (оно  включает книги Бытие, Исход, Левит  Второзаконие).

     Ветхий  Завет — это древнейшая часть  Библии, священные книги иудаизма. Новый Завет, собственно христианские произведения, включает в себя четыре Евангелия (рассказ о жизни Иисуса Христа, Благовествование о Спасителе), деяния Святых Апостолов, Послания и  Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Апокалипсис датируется 68 г. н.э.

     Уже в 4 веке император Константин объявил  христианство государственной религией Римской империи. Ныне христианство не является единым религиозным направлением. Оно распадается на множество  течений. В 1054г. христианство разделилось  на западную, или римско-католическую (слово «католическая» означает «вселенская»), церковь, и церковь восточную, православную. В ХУI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В  результате появилось третье главное  направление христианства — протестантизм.

     И православие, и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропонимание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения западных и восточных  христиан является Библия. Различия состоят  в основном в следующем: в православии  нет единого главы церкви, отсутствуют  представления о чистилище; западные и восточные христиане неодинаково  принимают догмат о Троице.

     Католики  рассматривают чистилище как  место временного загробного пребывания душ, попадающих затем в ад, иди  в рай. Во главе католической церкви стоит Папа Римский (от греческого «папас»  — «предок, старейший, дед со стороны  отца»). Папе избирается пожизненно. Центром  римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько городских кварталов  в Риме.

     В протестантизме различаются три  основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают  условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его личную в искупительную жертву Иисуса Христа. Во время Реформации протестанты  провозгласили принцип всеобщего  священства, который означает, что  каждый мирянин может проповедовать  для протестантов характерна аскетичностъ в обрядах, например, число таинств  сокращено до двух.

     Ислам

     Ислам возник в УII в. н.э. среди арабов Аравийского  полуострова. Это самая молодая  религия из числа мировых. Первоследователи ислама, мусульмане, живут в основном в Африке и Азии (слово «ислам»  переводится как «покорность»; слово  «мусульманин» происходит от арабского  «муслим» — «верный»). Основатель ислама, Мухаммед, — личность историческая. Он родился около 570г. в Мекке. Мекка  была крупным городом на пересечении  торговых путей (Мухаммед в молодости  занимался торгов лей). В Мекке  располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий  храм Кааба.

     Мухаммед  рано осиротел. Его отец умер через  месяц после рождения сына. Мать умерла, когда Мухаммеду исполнилось  шесть лет. Мухаммед воспитывался в  семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он поступил в услужение  к богатой мекканской вдове и  вскоре женился на ней. В 40 лет, около 610г., Мухаммед выступил как религиозный  проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь  не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось в 622г. перебраться  в город Ясриб, позднее переименованный  в Медину. 622 год считается началом  мусульманского летосчисления, а Мекка  — центром мусульманской религии.

     Основа  мусульманского вероучения, Коран (буквально  «чтение»), представляет собой обработанные записи высказываний Мухаммеда. При  жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Лишь спустя два  десятилетия после смерти Мухаммеда  они были записаны и составили  Коран. Книга состоит из 114 глав.

     В вероучении мусульман большую роль играют сунна — сборник назидательных  рассказов о жизни Мухаммеда  — и шариат — свод принципов  и правил поведения, обязательных для  мусульманина (слово «шариат» переводится  как «правильный путь») Наиболее тяжкими грехами у мусульман  считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

     Культовые помещения мусульман называются мечетями. Ислам запрещает изображать человека и животных, поэтому мечети украшаются разнообразным орнаментом.

     В исламе нет четкого и строгого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать  любой мусульманин, хорошо знающий  Коран, мусульманские законы (шариат) и правила богослужения. Культ  ислама прост. Мусульманин должен выполнять  пять основных требований:

     1. Произнесение формулы исповедания  Веры — «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк».

     2. Совершение обязательной пятикратной  молитвы (намаз).

     3. Соблюдение поста в месяц рамадан.  В течение этого месяца нельзя  есть и пить от восхода до  захода солнца.

     4. Раздача милостыни бедным.

     5. Совершение паломничества в Мекку.

     3. Конфессии

     Религия в современном мире остается постоянно  действующим весомым фактором социального  развития, охватывающим все сферы  жизнедеятельности общества и, в  частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые  национальные религиозные конфессии  к началу третьего тысячелетия усилили  свое влияние на политику как отдельных  государств, так и на мировой политический процесс в целом.

     В мире, по данным, приведенным генерал-полковником  В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как  конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.).

     Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов.

     Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся  на протяжении длительного времени  на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

     Если  говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который  традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования  позволяет и в дальнейшем надеяться  на исключение конфликтов на религиозной  почве между российскими православными  христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все  встанут на защиту России плечом к  плечу.

     Проблема  духовно-нравственного воспитания молодежи в современном обществе очень актуальна. Прежняя, советская, идеология пала, новая еще не создана. В результате этого молодое поколение  оказалось в духовном вакууме.

     Молодежь  неоднородна в своих приоритетах: некоторая ее часть подвержена влиянию  религиозного экстремизма, национализма; другая больше интересуется проблемой  проведения своего досуга, проявляя полное равнодушие к политике, религии. Опасно как первое, так и последнее. Надо стремиться воспитать образованного  молодого человека, знающего культуру, нравы, традиции не только своего народа, но и других этносов.

     Нравственные  ценности, проповедуемые основными  религиями, имеющими наибольшее число  приверженцев во многом близки друг другу. Это и почитание старших, честность, ценность человеческой жизни, чистота  взаимоотношений между полами, другие моральные ценности, являющиеся не только религиозными, но и общечеловеческими  критериями, важными для мирного  сосуществования людей.

     Духовные  ценности личности в значительной мере определяют ее жизненные установки, склонности, привычки, характер взаимоотношений  с окружающей социальной средой. Религиозный  менталитет формируется в процессе социализации личности, как результат  формулирования индивидом ценностной системы мировосприятия. Его особенность  состоит в надындивидуальном, некритическом, основанном на вере характере убеждений. В нем содержится отображенный в  религиозном учении исторический опыт национального бытия.

     Факторами, оказывающими влияние на выбор деятельности, которой люди посвящают свое свободное  время, выступают религиозные верования, расовые различия, национальность и  состояние здоровья.

     Отечественные социологи активно исследуют  многие конкретные проблемы трансформирующегося  российского общества. Наряду с изменениями  в социальной структуре, ценностных ориентациях, значительное внимание уделяется  и изменениям в статусе и функциях социальных институтов.

     На  основании анализа таких исследований мы можем судить о роли социальных институтов образования, семьи, религии  в процессе социализации молодежи на современном этапе развития общества.

     Результаты  исследований указывают на существование  в молодежной среде противоположных  тенденций социализации: одна (пока преобладающая) несет в себе все  позитивные жизненные ориентации (стремление продуктивно трудиться, интерес  к знаниям, ценность бескорыстной дружбы), другая (в настоящее время актуализируется) – связана с потребительством и развлечениями. На наш взгляд, вторая обозначенная тенденция во многом обусловливается  теми ценностными ориентациями, стереотипами поведения, которые формируются  в условиях возрастающей роли негативных проявлений досуговой сферы жизнедеятельности  молодежи.

     В такой ситуации становится возможным  говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличении влияния его составляющих (видов  досуговой деятельности, значимых для  молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения  и пр.) в процессе социализации молодого поколения.

     В последнее время в качестве особого  института воспитания молодежи выступает  церковь. Религиозные организации  всех конфессий активизировали свою деятельность, в том числе и  в отношении воспитания молодежи. Однако их усилия пока не дают заметных результатов, несмотря на прекращение гонений и запретов, существовавших в нашей стране в условиях господства атеистической идеологии [21].

     В условиях демократизации общественной жизни, стихийного «заполнения» создавшегося идеологического вакуума происходит активизация деятельности не только Русской Православной Церкви (РПЦ), но и распространение религиозной  идеологии в самых разнообразных  конфессиональных формах.

     На  современном этапе в России получают распространение новые религиозные  движения и религиозно-мистические  практики. По данным социологов, около 10% населения, прежде всего из числа  молодежи, студентов, научно-технической  и творческой интеллигенции, называют себя приверженцами новых религиозных  движений (для их противников это  – «тоталитарные» секты). Однако, как  показал мониторинг общественного  мнения по вопросу доверия церкви и религиозным организациям, количество доверяющих за период с 1993 по 2000 год  сократилось в 1,5 раза, а считающих, что эти организации совсем не заслуживают доверия, за тот же период увеличилось в 6 раз [15].

     Вместе  с тем, как показывают исследования, падение доверия к религиозным  организациям в отношении населения  страны в целом, сочетается с сохранением  значительного процента религиозности  в молодежной среде. Но здесь имеются  свои особенности. Например, на уровень  религиозности оказывает влияние  возраст. Так, верующих среди молодежи от 40% (среди 12-14-летних) до 53% (среди 22-25-летних). При этом обозначилось следующее: молодежь младшей группы составляет наибольшую долю колеблющихся и затруднившихся с ответом на вопрос об их религиозности; начиная с 22 лет число тех, кто  не смог однозначно ответить о своем  отношении к религии, значительно  снижается. В какой-то мере этим объясняется  повышенный интерес этой возрастной категории к нетрадиционным культам, получившим в России широкое распространение, причем во многом за счет вовлечения молодежи.

Информация о работе Анализ реформ послевоенных времене до распада СССР