Анализ Конституции 1936 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

Конституция 1936 г. стала основополагающим законодательным актом, но многие из ее положений требовали конкретизации в законодательстве Союза, союзных и автономных республик. К марту 1937 г. были приняты новые основные законы союзных республик. С марта 1937 г. по январь 1938 г. принимаются конституции автономных республик, которые затем были утверждены Верховными Советами союзных республик.

Работа содержит 1 файл

Конституционное право 36 год.docx

— 33.25 Кб (Скачать)

Новая Конституция Союза подвела  итоги эволюции статуса Верховного Суда, записав: "Верховный Суд  СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается  надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных  республик".

Единство и централизация судебной системы были закреплены и созданием  в 1936 г. Народного комиссариата юстиции СССР, на который было возложено, в частности, и управление судами всего государства.

Законодательство предусматривало  осуществление правосудия только судами, и это действительно реализовывалось  на практике, когда речь шла о  гражданских и общеуголовных  делах. Однако при обвинении в  контрреволюционных преступлениях  дело обстояло иначе. Здесь применялась  и внесудебная репрессия. В 1934 г. в ходе создания НКВД СССР при наркоме внутренних дел было образовано так называемое Особое совещание (ОСО), которое могло применять репрессию, подобно судебным органам, но без надлежащих процессуальных гарантий, даже без вызова самого обвиняемого. В Особое совещание входили заместитель наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания должен был присутствовать Прокурор СССР или его заместитель.

Особое совещание заменило собой  судебную коллегию ОГПУ. По справедливому  мнению В.М. Курицына, это означало, вообще говоря, смягчение репрессии, ибо права ОСО были меньше, чем  у судебной коллегии, которая могла  даже в узком составе (три члена) применять любое наказание вплоть до расстрела. ОСО же, первоначально, могло назначать лишь ссылку, высылку  или заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком до 5 лет <*>. Правда, это  послабление было скоро ликвидировано: уже в 1937 г. Особое совещание получило все репрессивные права вплоть до расстрела.

--------------------------------

<*> См.: Курицын В.М. История государства и права России. 1929 - 1940 гг. М., 1998. С. 103.

 

Очевидно, со временем ОСО перестало  справляться со все увеличивающимся количеством дел. Поэтому в 1935 г. с явным превышением власти приказом НКВД были созданы так называемые тройки, которые стали как бы филиалами ОСО на местах. В них входили: первый секретарь соответствующего обкома партии, начальник областного управления НКВД и областной прокурор. В 1937 г., в разгар массовых репрессий, эта конструкция была еще упрощена - из "троек" исключили представителей партийных органов, сделав "двойки". Впервые "тройки" были изобретены еще в пору сплошной коллективизации, причем не в центре, а на местах, местными партийными органами. Они не были санкционированы законом и лишь молчаливо приняты к сведению Политбюро ЦК ВКП(б) <*>. В середине 30-х гг. создавались также милицейские "тройки" для борьбы с мелкими правонарушителями в городах, для очистки городов от нежелательных элементов.

--------------------------------

<*> См.: Курицын В.М. Указ. соч. С. 94.

 

В результате деятельности всех карательных  органов число заключенных к  концу 30-х гг. выросло в несколько  раз, достигнув 1,9 млн. человек. Следует  отметить высокий процент политзаключенных - от 12,8 до 34,5% в разные годы <*>.

--------------------------------

<*> См.: Там же. С. 114.

 

Курс на развитие централизованных начал в государственном руководстве  привел к реорганизации прокуратуры. Пропаганда объясняла это необходимостью укрепления законности. Объективно централизация  прокуратуры действительно могла  способствовать укреплению законности, хотя и не всегда достигала этой цели. В июне 1933 г. была организована Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, по возбуждению уголовного преследования и поддержанию обвинения, надзору за законностью действий органов ОГПУ, милиции, угрозыска и исправительно-трудовых учреждений. В соответствии с этим упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР, а ее функции передавались Прокурору Союза.

Учреждение Прокуратуры СССР завершало  строительство системы прокурорских органов Советского государства. Однако полного единства эта система  еще не достигла, так как прокуратуры  союзных республик находились пока что в ведении наркоматов юстиции, хотя общее руководство деятельностью  республиканских прокуратур оставалось за Прокурором Союза ССР. Да и сам  Прокурор Союза находился как  бы в двойном подчинении - не только ЦИК Союза, но и правительству, перед  которым он был ответствен. Даже оба постановления 1933 г. о создании Прокуратуры Союза были изданы совместно ЦИК и СНК Союза <*>.

--------------------------------

<*> См.: Советская Прокуратура  в важнейших документах. М., 1956. С. 397, 402.

 

Образование в этот период специальных  судов на транспорте (железнодорожных  линейных и водных транспортных) обусловило и создание специальных прокуратур железнодорожного и водного транспорта.

Конституция 1936 г. завершила централизацию системы прокурорских органов страны, подчинив республиканские органам Союза. В то же время и статус прокуратуры повысился: она вышла из подчинения правительства и стала зависеть только от высшего органа власти Союза - Верховного Совета.

Централизация была полезна, но сама по себе она не могла решить всех проблем, в том числе кадровой. Так, в 1937 г. лишь 9,3% следователей по Союзу имели высшее юридическое образование <*>.

--------------------------------

<*> См.: Советская Прокуратура.  Очерки истории. М., 1993. С. 61.

 

ОГПУ - НКВД в данный период претерпели значительные изменения и вошли  в историю не всегда с лучшей стороны.

ОГПУ было создано после образования  СССР и занималось, по преимуществу, вопросами государственной безопасности, а также борьбой с политическими  преступлениями. В 1934 г. при создании НКВД СССР ОГПУ было включено в Наркомвнудел в качестве Главного управления государственной безопасности.

Советская внешняя разведка, которой  занимались армейские разведывательные органы, была поставлена очень хорошо и давала порой удивительные результаты. Достаточно сказать, что сообщение  об утверждении плана нападения  на Советский Союз, знаменитого "плана  Барбаросса", лежало на столе у  Сталина уже через 11 дней после  его подписания Гитлером. К сожалению, данные разведки не всегда правильно  воспринимались руководством страны, что, в частности, повлияло впоследствии и на неудачное начало Великой  Отечественной войны.

Успехи советской разведки были обусловлены в большой мере тем, что она опиралась не только на платных сотрудников, но и на сочувствующих  нам людей за границей, которые  считали Советский Союз знаменосцем  великих идей и поэтому бескорыстно  выполняли трудную и опасную  работу. Среди заграничных сотрудников  разведки были и белые эмигранты, которые работали отчасти из нужды, а отчасти в надежде заслужить  возвращение на родину.

Из идейных побуждений нам помогали и работники Коминтерна, считавшие  Советский Союз родиной всех трудящихся.

К сожалению, и внешнюю разведку не обошли репрессии. Порой лучшие ее кадры погибали, а некоторые скрылись или даже перешли на сторону наших  врагов.

Неплохо работала контрразведка. Ее усилиями, особенно в предвоенный период, были обезврежены целые подпольные организации  зарубежных разведок.

Однако наряду с борьбой против действительных врагов Советского Союза  в середине 30-х гг. НКВД занялся  и придумыванием врагов, когда  ни в чем не повинные люди вдруг  становились агентами японской, германской, английской и невесть еще каких  разведок со всеми вытекающими отсюда последствиями. Многие коммунисты обвинялись в троцкизме, что тоже считалось  преступлением не только против партии, но и против государства. К этому, правда, были некоторые основания, поскольку  Л.Д. Троцкий, высланный в 1929 г. из СССР, действительно активно вредил не только лично Сталину, которого ненавидел, но и Советскому государству, пока в 1940 г. не был убит.

Многие советские граждане обвинялись в подготовке надуманных террористических актов, диверсий, вредительстве. Надо сказать, что какие-то основания для обвинения  всегда находились. Например, на предприятиях нередко случались аварии, вызванные  низким техническим уровнем рабочих, вчера еще пришедших из деревни, а также обычным разгильдяйством. Но когда дело попадало в руки следователей НКВД, они мигом придавали ему политическую окраску, хотя обычно никакого контрреволюционного умысла у обвиняемых не было. Большое распространение получили дела об антисоветской пропаганде и агитации. Под нею понималась почти всякая критика существующих порядков. Это сплошь и рядом использовалось корыстными и недобросовестными людьми, когда хотелось, например, свалить начальника и занять его место или отнять квартиру у соседей.

Постановления Особого совещания  лишь завершали цепь беззаконий, творимых оперативными и следственными частями  органов НКВД, готовивших материалы  для окончательного решения по конкретным делам.

Нельзя сказать, что все эти  беззакония совсем не вызывали никаких  протестов, и в первую очередь  со стороны прокуратуры. Во всяком случае, факты активного противодействия  беззаконию отмечаются в первой половине 30-х гг. Однако известны случаи, когда  прокурорское реагирование на произвол приводило к тому, что сами прокуроры  оказывались за решеткой. Такая судьба постигла даже Прокурора Союза И.А. Акулова <*>.

--------------------------------

<*> См.: Советская Прокуратура.  Очерки истории. С. 67 - 68.

 

Впрочем, в 1935 - 1937 гг. и сами прокуроры  были втянуты в творящиеся беззакония, когда они были включены в пресловутые "тройки" и "двойки".

Вопрос об объеме репрессий 30-х  гг. вызвал в публицистике широкие  споры, некоторые авторы исчисляли  количество репрессированных десятками  и чуть ли не сотнями миллионов  человек. В последние годы было точно  установлено и проверено число  пострадавших от этих репрессий. За 1930 - 1953 гг. оно составило 3778234 осужденных всеми судебными и внесудебными органами, а не 110 млн. - как утверждала одна из авторов; расстреляно было 786098 человек <*>. Конечно, это тоже громадное  число. Но надо иметь в виду, что  в массе осужденных были как невиновные, так и виновные в государственных  преступлениях.

--------------------------------

<*> См.: Курицын В.М. Указ. соч. С. 112.

 

С историей НКВД тесно связано развитие милиции. В 1930 г. были упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, ведавшие весьма разнородными отраслями управления: коммунальным хозяйством, пожарной охраной, борьбой с преступностью и т.д. На базе их структурных подразделений были созданы отраслевые органы, непосредственно подчиненные совнаркомам республик, в том числе управления милиции и уголовного розыска <*>. В 1931 г. было издано Положение о Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР, в котором впервые регламентировались ее организация и деятельность в масштабе всего Союза. Положение предусматривало более полное подчинение органов милиции ее центральным органам. Централизация была усилена еще больше, когда в 1932 г. было создано Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ, подчинившее республиканские управления милиции. При образовании в 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР Главное управление милиции было включено в его состав. Централизация охраны общественного порядка, с одной стороны, позволяла более планомерно и масштабно организовывать борьбу с преступностью, но с другой - невольно сковывала инициативу местных работников, привыкших ожидать директив центра.

--------------------------------

<*> См.: Малыгин А.Я. Развитие  системы органов внутренних дел  в предвоенные годы // Полиция  и милиция России: страницы истории.  М., 1995. С. 146.

 

При создании НКВД Союза ему были подчинены и другие ведомства: Главное  управление пограничных и внутренних войск, Главное управление пожарной охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отдел  актов гражданского состояния. Позже  в него вошли также Главное  управление шоссейных дорог, Главное  управление геодезии и картографии, Главное архивное управление и др. НКВД очень разбух, к тому же ему  приходилось руководить весьма разнородными сферами управления. Этим объясняют  выделение из состава Наркомвнудела в начале 1941 г. Главного управления государственной безопасности, которое стало самостоятельным наркоматом.

В данный период были реорганизованы и контрольные органы. По решению XVII съезда партии ЦКК-РКИ была упразднена. Вместо нее создавались самостоятельные Комиссия партийного контроля и Комиссия советского контроля при Совнаркоме СССР. Партийный контроль, таким образом, был вновь отделен от государственного.

В 1940 г. Комиссия советского контроля была ликвидирована и вместо нее создан Наркомат госконтроля. Это уже был сугубо чиновничий орган, безо всякого участия общественности. Главной его заботой был финансовый контроль. Об общем совершенствовании государственного аппарата, как это делала РКИ, он не заботился.

 


Информация о работе Анализ Конституции 1936 года