Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:17, доклад
Модернизация второй половины ХIX в. по праву может быть названа "Александровской" по имени императора Алек-сандра II, который решительно продвинул Россию в сто-рону прогрессивного типа развития. Он вступил на пре-стол после смерти отца в феврале 1855 г. и предпринял масштабные реформы, которые означали, по сути, реали-зацию нового варианта модернизации, более глубокого, по сравнению с вариантом Петра I. Реформы касались всех сфер жизни общества и по праву вошли в историю под названием "великих". Царствование Александра II совпало с крупнейшими событиями в развитии западной цивилизации, которые оказали влияние на характер российских преобразований.
Россия во второй половине XIX в.
Модернизация второй половины ХIX в. по праву может быть названа "Александровской" по имени императора Алек-сандра II, который решительно продвинул Россию в сто-рону прогрессивного типа развития. Он вступил на пре-стол после смерти отца в феврале 1855 г. и предпринял масштабные реформы, которые означали, по сути, реали-зацию нового варианта модернизации, более глубокого, по сравнению с вариантом Петра I. Реформы касались всех сфер жизни общества и по праву вошли в историю под названием "великих". Царствование Александра II совпало с крупнейшими событиями в развитии западной цивилизации, которые оказали влияние на характер российских преобразований.
Александр II был воспитан в традициях самодержавия и имперских приоритетов, но он осознавал необходимость глубоких реформ либе-рального характера и осуществлял их на протяжении всего царствования. Сразу после восшествия на престол Александр II предпринял шаги, которые предвещали реформы. Был закрыт цензурный комитет, введенный Николаем I, в стране стали зарождаться эле-менты гласности, в которой так нуждалось общество. Была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, уничтожены ограничения для университетов. К коронации была объявлена амнистия политзаключенным (оставшимся в живых декабристам, петрашев-цам, участникам польского восстания 1830--1831 гг.), 9 тыс. человек были освобождены от полицейского надзора.
Но это были лишь подходы к глубоким преобразованиям. Либерально настроенная часть государственной бюрократии осознавала необходимость реформ. Положение в эко-номике страны было сложным, из года в год сохранялись бюджетные дефицит. Про-мышленность и торговля задыхались от коммерческого застоя и нехватки капиталов. В полтора раза за 1858--1861 гг. уменьшился золотой и серебряный фонд государственного казначейства.
Таким образом, реформы Александра II, предполагавшие углубленный вариант мо-дернизации, преследовали цель обеспечить единство общества на европейской основе и одновременно осуществлялись во всех сферах: в общественно-политической, социально- экономической, духовно-культурной.
Ключевым моментом в реформировании России была судьба почвенного уклада. Обратите внимание, речь шла не только об отмене крепостного права (это было очевид-но), но и о судьбе почвенного уклада в цепом, поскольку он определял судьбу России: либо она уйдет от корпоративности, катлективизма и приблизится к европейским дер-жавам, либо будет откатываться назад -- к традициям Московского царства. Вокруг Алек-сандра II объединились сторонники глубокого реформирования России, в основном из числа высшей государственной бюрократии. Видную роль играл либерально настроен-ный брат царя великий князь Константин Николаевич.
В первую очередь, была необходима отмена крепостного права. Секретный комитет по крестьянскому делу разработал следующий вариант реформы деревни: 1) сохранение помещичьих крупных хозяйств; 2) отмена крепостного права с передачей надельной (по-левой) земли крестьянам в личную собственность за выкуп. Фактически предполагалось перевести крестьян на фермерский путь развития, создать развитый многомиллионный слой мелких собственников.
Первым этапом реформы почвенного уклада явилась отмена крепост-ного права, которая решала судьбу 22 млн. помещичьих крестьян. Следует отметить, что на этот период крепостное право уже было отменено в прибалтийских губерниях, в Мол-давии и Бессарабии, отличались от центра России земельные отношения у горцев Кавка-за, народов Средней Азии. В Сибири практически не было крепостного права. Перед реформой 18б1 г. здесь насчитывалось 4000 крепостных мужского пола-- преимуществен-но дворовые, занятые не в хозяйстве, а в качестве слуг. Уже при Александре II было издан указ (1858 г.) о праве выхода из крепостной зависимости удельных (то есть сидящих на земле царской фамилии) крестьян, но без земли.
После длительной борьбы, дискуссий и многочисленных корректировок появился Манифест 19 февраля 18б1 г. и ряд "Положений", которые разъясняли условия освобожде-ния крепостных крестьян. Это был акт исторического значения. Миллионы крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского поло-жения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лица-ми, т.е. обретали права, предоставляемые законами империи для крестьянского сосло-вия. Реформа ликвидировала власть помещика над личностью крестьянина и расширена сфера действия общинной демократии в бывшей помещичьей деревне. Вводилось крес-тьянское самоуправление в масштабах волости (волостное общество). Во главе с выбор-ным старшина (как правило из зажиточных крестьян). В рамках волости крестьяне само-стоятельно решали такие вопросы, как строительство школ, пропаганда агротехничес-ких знаний, организация пожарного дела, открытие библиотек, улучшение крестьянско-го быта, помощь и благотворительность для бедных. В законе была закреплена и первич-ная демократическая ячейка -- сельское общество.
Однако реформа 1861 г. не создала слоя собственников, поскольку земля передава-лась общине, а не лично крестьянину. Общинная собственность не могла отчуждаться (земля не подлежала купле-продаже), т.е. была исключена из рыночного оборота. Кресть-янин должен был выкупать земельный надел, собственником которого он не был, у помещика. Обосновывая необходимость выкупа земли крестьянами, Александр II писал в Манифесте: "..Законно приобретенные помещичьи права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности. Государство для облегчения положения крестьянства само расплачива-лось с помещиками, а крестьяне зятем с рассрочкой в 49 лет постепенно возвращали долг в казну. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался платить, власти прину-дительно взыскивали выкупные платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкуп доб-ровольно, 15% плавили принудительно. До выплаты выкупных платежей крестьяне обя-заны были выполнять повинности в пользу помещика как собственника земли. Для того чтобы ограничить отток из деревни, поставить преграды на пути пролетаризации, крес-тьянину не давалось право отказаться от надела. Предполагалось, что это будет времен-ной мерой, распространяемой сроком на 9 лег с постепенным последующим послабле-нием. Однако это положение сохранилось вплоть до начала XX столетия, т.е. до нового этапа реформирования российской деревни, осуществленного П.Л. Столыпиным. В этих же целях власти выдавали паспорта крестьянам только при условии уплаты ими всех налогов (паспорта были введены при Петре I). Вот вам и предоставление крестьянам прав юридического лица!
Второй этап реформы "почвы" начался в июне 1863 г., когда появилось "Положение о поземельном устройстве удельных крестьян". На основании этого доку-мента урегулировались земельные отношения 2 млн. крестьян, которые уже имели право на личную свободу. Земля, которой они пользовались, передавалась по реформе в соб-ственность общине за выкуп (т.е. по аналогии с преобразованиями в помещичьей дерев-не), но условия реформы в удельной деревне были более благоприятными. Величина надела здесь была в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. Оброчная подать царской семье, которую платили раньше удельные крестьяне, была преобразована в вы-купные платежи сроком на 49 лет.
Третий этап реформы почвенного уклада касался государственных кре-стьян (20 млн. человек). Они были лично свободны, жили общинами на государственной земле. Указ по поводу их землеустройства последовал в 1866 г. Вопрос этот был непрост и обсуждался с 18б2 г. Главная трудность состояла в том, на каких условиях крестьянам передавать землю, которая является государственной собственностью. В Главном коми-тете по устройству сельского состояния выявилось две точки зрения. Первая: землю госу-дарственным крестьянам надо передать на тех же условиях, что и помещичьим, т.е. за выкуп, который будет выплачиваться государству. Эту точку зрения поддержали M. И. Myравьев, П. А. Валуев и др. Вторая: государственные земли являются общественным имуще-ством, а не частной собственностью, поэтому они должны быть переданы крестьянам без выкупа. Великий князь Константин Николаевич, а затем и сам император, поддержали эту, вторую, точку зрения. Дело было решено: государственным крестьянам земля пере-давалась без выкупа, но они обязывались вносить в казну ежегодный платеж в виде "госу-дарственной оброчной подати" (при Александре III в 1886 г. эта оброчная подать практи-чески была превращена в выкупные платежи). По указу 1866 г. земля также переходила в собственность общины, а не лично крестьянина.
Таким образом, крестьянские реформы, осуществляемые в 1861--1866 г. и касавшие-ся подавляющей части крестьянства, не создали слоя мелких собственников, а укрепили общинную структуру, передав ей право собственности на землю. Освободившись от кре-постной зависимости, зависимости от государства или царской семьи, вроде бы получив землю, крестьянство оказалось в плену общины. Только 1/5, всей земли стало личной соб-ственностью крестьян, a 4/5 -- принадлежало общине, которая несла ответственность за уплату податей, за содержание сельских церквей, школ, за починку дорог. За кресть-ян, которые были не в состоянии уплатить налоги, расплачивалась община (круговая порука), но в наказание крестьянский надел мог быть отобран в пользу общества. Исполь-зовались в общине и телесные наказания.
Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, в принципе содержало статьи, допускавшие переход на подворное землепользование, а также выход из общины с наделом. Однако это было регламентировано таким условием, что право практически было нереализуемым, -- требовалось получить согласие 2/3 членов обще-ства. Фактически крестьянин не имел возможности выйти из общины и стать частным собственником земли.
В эпоху Александра II был предпринят еще ряд реформ: университетская, военная, судебная, местного самоуправления. Две последние, с точки зрения модернизации, име-ли особо важное значение. Судебная реформа быка проведена наиболее последователь-но. В ее основу были положены следующие принципы: равенство всех перед законом; разделение судебной и административной власти; несменяемость судей; независимая организация адвокатуры; гласность, устность и состязательность судебного процесса; создание суда присяжных. Бессословный суд с выборными мировыми судьями (низшая инстанция) формировал новую для России гражданственность. Особенно ярко это де-монстрировал суд присяжных, в котором общество являлось не слушателем, а участни-ком процесса. Характерно, что состав присяжных в целом отражал социальную структуру общества. В 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников --14,9%, мещан -- 18,3%, крестьян -- 57%. Введение гласного бессословного суда фактически ограничивало самодержавие. Это был первый элемент разделения властей, реализованный в России.
Введение выборною местного самоуправления принесло России:
1. Самоуправление являлось важнейшим элементом гражданского общества за-падного типа.
2. Ломалась корпоративность общества, складывалось общество граждан.
3. Произошла частичная децентрализация: часть властных функций от государствен-ного аппарата перешла к органам самоуправления, что означало отделение общества от государства.
Органы самоуправления ведали делами местного значения, вели хозяйство, опреде-ляли смету доходов и расходов. Выборы не были равными. В них участвовали землевла-дельцы, имевшие 200 десятин земли или доход не менее шести тысяч рублей, а также горожане с таким же доходом. Для крестьян имущественный ценз не определялся, но выборы для них были не прямыми, а многоступенчатыми. Преимущество при такой системе выборов получали дворяне. К земским учреждениям относились губернские и уездные земские собрания и управы. Уездное земское собрание состояло из земских глас-ных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами. Губернские земские собрания состояли из гласных, избранных уезд-ными земскими собраниями на три года. Предводители дворянства автоматически ста-новились председателями земских собраний. Неравенство прав было очевидным, но при этом новым важным явлением была всесословность представительства в органах местного самоуправления.
Реформы потребовали изменений в экономической области. Уже первое крупное мероприятие нового министра финансов повлекло за собой настоящий переворот в бюджетно-сметном деле. В декабре 18б1 г. было принято решение о публикации со следующе-го года государственной росписи доходов и расходов. Это подняло престиж российских финансов за границей и укрепило престиж страны на мировом рынке. С 1866 г. стали печататься в газетах и отчеты государственного контролера. Все финансовые средства го-сударства были сосредоточены в кассах казначейства, что способствовало упорядочению российских финансов и частичному смягчению произвола и расточительности в расходо-вании казенных сумм. Однако только частичному, поскольку в пореформенные десятиле-тия сумма сверхсметных расходов продолжала возрастать.
В целом экономическая жизнь страны активизировалась. В короткий срок была со-оружена внушительная сель железных дорог. Если в 1857 г. ее протяженность составляла лишь 979 верст, то в 1881 -- 21900 верст. Постройка велась исключительно частными акци-онерными обществами, развивалась промышленность. Крестьяне массами потянулись на заработки "на фабрику" в города.
Военная реформа преследовала ряд целей: сократить армию, сохранив и укрепив ее боеспособность, уменьшить военные расходы в бюджете, уменьшить степень централи-зации в военной системе, ввести элементы самостоятельности командиров, обеспечить возможность для проявления инициативы военнослужащих и т.д. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность (она не касалась кочевников, аборигенов Сибири), кото-рая составила стержень реформы. Призыву подлежало все мужское население, достигшее
21 года. Срок службы в армии был сокращен до 6 лет в строю и 9 лет в запасе (во флоте-- 7 лет в строю). Предусматривались широкие льготы, связанные с семенным положением, получением образования. Длительность срочной службы значительно менялась в зависи-мости от уровня образования (имевшие высшее образование служили в строю всего пол-года). Началось перевооружение армии. Повысился уровень образованности офицерско-го корпуса (в середине 60-х гг. XIX в. половина офицеров не имела никакого образова-ния). В общей сложности военная реформа заняла 15 лет.
Изменения, происходившие в стране, не могли не затронуть систему образования. В 1863 г. университетам была возвращена автономия, вводилась выборность ректоров, деканов, профессоров. Университетский совет стал самостоятельно решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы. Представитель царской администрации -- попечитель учебного округа -- только наблюдал за соблюдением уставных положений и законов. Вместе с тем, если профессорско-преподавательский состав получил большие права, то студентам никаких прав предоставлено не было, что вызывало напряженность в студенческой среде. Система высшего и среднего образования стала доступной для всех сословий, возникла средняя и высшая школа для женщин.