Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:12, реферат
Биография александра Невского.
Александр Невский
Ему приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых.
Александр родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Его дедом был Всеволод Большое Гнездо. В 1236 г. Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю».
Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь».
Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Но впервые это имя встречается в источниках только с XIV в. Известно, что некоторые потомки князя также носили имя Невских, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Так или иначе, но сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
Александр вернулся
в Новгород с великой славой, но
в том же году рассорился с новгородцами
и уехал в Переславль-
Потом он пошел в Чудскую землю, во владения Ордена, войска которого наголову разбили один из русских отрядов. Когда Александр узнал об этом, он отступил к Псковскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду, который был еще крепок. Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли, а также передавали Новгороду часть Латгалии.
Александр должен был ехать во Владимир прощаться с отцом, отправлявшимся в Орду. В его отсутствие немецкие послы пришли в Новгород с поклоном и просьбой: «Что заняли мы мечом, Водь, Лугу, Псков, Летголу, от того всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, тех готовы обменять: мы ваших пустим, а вы наших пустите». Новгородцы согласились и помирились.
Вскоре Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил отряд у озера Жизца, разгромил литовское ополчение под Усвятом.
Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». В 1243 г. хан Батый, правитель западной части Золотой Орды, вручил ярлык великого князя Владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра – Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум. Однако 30 сентября 1246 г. Ярослав неожиданно скончался – по общепринятой версии, он был отравлен.
В 1247 г. к Александру
обратился Батый: «Мне покорились многие
народы, неужели ты один не хочешь покориться
моей державе? Если хочешь сберечь землю
свою, то приходи поклониться мне,
и увидишь честь и славу
царства моего». Понимая, что противостоять
монголам он не в состоянии, Александр
не пошел на конфликт и отправился
в Монголию. Обычно суровый и высокомерный
к побежденным, Батый принял Александра
и его брата Андрея очень ласково.
В летописи сказано, что хан, увидевши
Александра, сказал своим вельможам:
«Все, что мне говорили о нем, все
правда: нет подобного этому князю».
По итогам переговоров Александр
получил Киев, а Андрей – Владимир.
Правда, по возвращении Александр
не поехал в Киев, а остался княжить
в Новгороде, сохранив за собой и
отцовскую вотчину Переславль-
В 1252 г. Александр отправился на Дон к сыну Батыя, Сартаку, который теперь управлял всеми делами ввиду старости отца. Сартаку он понравился еще больше, чем Батыю, между ними завязалась тесная дружба. А со своим братом Александр, наоборот, рассорился. Сартак утвердил Александра на Владимирском столе, а против Андрея послал войско, которое разбило его рать. Андрей бежал в Новгород, но не был там принят и удалился в Швецию. Татары захватили Переславль, убили его воеводу, взяли в плен жителей и пошли назад в Орду. Александр приехал княжить во Владимир. Андрей также возвратился на Русь, помирился с братом, а тот помирил его с ханом и дал в удел Суздаль.
В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Для этого он несколько раз выезжал в Орду. Последний раз – в 1262 г., после волнений в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана, Александр лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер в Городце.
Незадолго до этого римский папа Иннокентий IV предложил ему принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
Во время его
погребения во владимирском монастыре
Рождества Богородицы 23 ноября 1263 г.
произошло событие, о котором
в летописи сказано: «Чудо дивно
и памяти достойно». Когда тело святого
Александра положили в раку, эконом
монастыря Севастиан и
Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 г.
В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру, куда в 1724 г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией.
В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного.
В СССР во время войны, в 1942 г. был тоже учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей. В советские времена принято было вспоминать лишь ратные, а не духовные подвиги князя.
Изречения, приписываемые святому Александру Невскому
«Не в силе Бог,
но в правде»
«Вспомним Песнотворца,
который сказал: “Одни с оружием,
а другие на конях, мы же имя господа
бога нашего призовем; они, поверженные,
пали, мы же устояли и стоим прямо”»
«Жить, не преступая
чужих границ».
«Суди, господи,
обидящих меня и огради от борющихся
со мною, возьми оружие и щит и
встань на помощь мне».
«Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».
(Александр Невский
почти дословно повторяет
«О псковитяне!
Если забудете Александра, если самые
отдаленные потомки мои не найдут
у вас верного пристанища в
злополучъи: то вы будете примером неблагодарности».
(Это не дословный, но по смыслу достаточно
точный перевод старославянского текста,
осуществленный Н.М. Карамзиным по летописи,
сохранившейся в Синоде: «В лето
6750 (1242)… И тако клятвою извеща
псковичем, глаголя: аще кто и
напоследи моих племенник прибежить
кто в печали или так приедет
к вам пожити, а не приимете, не
почьстете его акы князя, то будете
окаанни…»)
«Чужой земли
не хотим, но и своей земли, ни одного
клочка своей земли не отдадим
никому». (Слова, приписываемые Александру
Невскому, процитированные Сталиным
в политическом отчете XVI съезду ВКП(б):
«Ни одной пяди чужой земли
не хотим. Но и своей земли, ни одного
вершка своей земли не отдадим
никому».)
Об Александре
Невском
«Прошел я страны
и народы, но не видел такого ни царя
среди царей, ни князя среди князей»
(иностранный посол, современник
Невского).
«И прославилось
имя его во всех странах, от моря
Хонужского и до гор Араратских,
и по ту сторону моря Варяжского
и до великого Рима». (из Жития Александра
Невского)
«Истину мне
сказали, что нет князя, подобного
ему». (хан Батый)
«О таких сказал
Исайя-пророк: “Князь хороший в странах –
тих, приветлив, кроток, смиренен – и тем
подобен богу”. Не прельщаясь богатством,
не забывая о крови праведников, сирот
и вдов по правде судит, милостив, добр
для домочадцев своих и радушен к приходящим
из чужих стран. Таким и бог помогает, ибо
бог не ангелов любит, но людей, в щедрости
своей щедро одаривает и являет в мире
милосердие свое». (из Жития Александра
Невского)
Однажды пришли к Александру послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших – Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем”».
Князь же Александр,
подумав с мудрецами своими, написал
ему такой ответ: «От Адама
до потопа, от потопа до разделения народов,
от смешения народов до начала Авраама,
от Авраама до прохождения израильтян
сквозь море, от исхода сынов Израилевых
до смерти Давида-царя, от начала царствования
Соломона до Августа и до Христова
рождества, от рождества Христова и
до распятия его и воскресения, от
воскресения же его и вознесения
на небеса и до царствования Константинова,
от начала царствования Константинова
до первого собора и седьмого – обо
всем этом хорошо знаем, а от вас учения
не примем».
Митрополит же
Кирилл говорил: “Дети мои, знайте,
что уже зашло солнце земли
Суздальской!” Иереи и диаконы,
черноризцы, нищие и богатые и
все люди восклицали: “Уже погибаем!”
Святое же тело Александра понесли
к городу Владимиру. Митрополит же,
князья и бояре и весь народ, малые
и большие, встречали его в
Боголюбове со свечами и кадилами.
Люди же толпились, стремясь прикоснуться
к святому телу его на честном
одре. Стояли же вопль, и стон, и плач,
каких никогда не было, даже земля
содрогнулась. Положено же было тело его
в церкви Рождества святой Богородицы,
в великой архимандритье, месяца
ноября в 24 день, на память святого отца
Амфилохия. (Из Жития Александра Невского)
«Именно сегодня
полководческий опыт Александра Невского
получает развитие при защите нашей
Родины. Александр Невский опередил
свое время и добивался побед,
во многом нарушая общепринятые каноны.
В числе приемов, которые великий
князь использовал при ведении
сражений и которые приносили
ему победы можно вспомнить такие,
как удар по самому слабому звену
противника, выгодное использование
погодных и географических условий,
преследование разбитого