Александр II Отмена Крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:02, реферат

Описание работы

В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне. Большинство из них принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Уже во второй половине XVIII в. стала очевидной назревшая необходимость изменения существующего положения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Крепостное право……………………………………………….5
Процесс формирования……………………………….........5
При Петре I……………………………………………….....6
При преемниках Петра I……………………………………8
При Екатерине II …………………………………………...9
При Александре II………………………………………….11
1.5.1.До вступления на престол …………………………..11
1.5.2.Вступление на престол ……………………………....13
1.5.3.Подготовка крестьянской реформы…………………15
1.5.4.Предпосылки реформы………………………………17
1.5.5.Проекты реформ……………………………………...17
1.5.6.Основные черты положения 19 февраля 1861……...19
1.5.7.Значение реформы……………………………………22
Заключение……………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

сама работа.docx

— 56.09 Кб (Скачать)

В грамоте, жалованной дворянству, перечисляя личные и имущественные права сословия, она также не выделила крестьян из общего состава недвижимого дворянского имущества, т. е. молчаливо признала их составной частью сельскохозяйственного помещичьего инвентаря. Так, помещичья власть, лишившись прежнего политического оправдания, приобрела при Екатерине более широкие юридические границы.

Крепостное право было скрытой пружиной, которая двигала  и давала направление самым различным  сферам народной жизни. Оно направляло не только политическую и хозяйственную  жизнь страны, но положило резкую печать на жизнь общественную, умственную и нравственную.

Под покровом крепостного  права в помещичьем селе сложились  во второй половине XVIII в. своеобразные отношения и порядки.

До XVIII в. в помещичьем хозяйстве господствовала смешанная, оброчно-барщинная система эксплуатации земли и крепостного труда. За участок земли, предоставленный им в пользование, крестьяне частью обрабатывали землю на помещика, частью платили ему оброк. В первой половине XVIII столетия эта смешанная система стала разделяться: обязательная служба дворянства не позволяла ему принимать деятельное непосредственное участие в сельскохозяйственных делах, поэтому некоторые помещики, предоставив почти всю свою землю крестьянам, облагали их за это оброком, другие, отделивши крестьянам часть своей земли, остальную обрабатывали посредством барщинного труда.

Помещичье хозяйство в XVIII в., когда сословие стало более досужным, еще более стало оброчным, чем было прежде, землевладелец стал еще дальше от своей земли и "крепостных душ", чем стоял прежде. Благодаря этому в сельском помещичьем хозяйстве и установились своеобразные хозяйственные и юридические отношения: благодаря неопределенной постановке крепостного права по закону в продолжение царствования Екатерины расширялась требовательность землевладельцев по отношению к крепостному труду; эта требовательность выражалась в постепенном росте оброка. По собранным в начале царствования Екатерины II справкам оказалось, что во многих губерниях крестьяне отдавали помещикам половину рабочего времени; впрочем, в хорошую погоду заставляли крестьян работать на помещика сплошь всю неделю, так что крестьяне получали возможность работать на себя только по окончании барской страды.

1.5.При Александре II

1.5.1.До вступления на престол

Период, предшествующий правлению  Александра II, характеризуется двумя основными чертами. Первое: невольный обязательный труд всех сословий в пользу государства (со второй половины XVIII в. этот обязательный крепостной труд остался только на одном крестьянском сословии). Другой чертой, характеризующей жизнь этого периода, было разобщение этих сословий, прекращение их совместной политической деятельности. С конца XVIII столетия ходом истории были поставлены два коренных вопроса, от разрешения которых зависело правильное устройство политического и хозяйственного быта России:

1) вопрос об освобождении от  обязательного крепостного труда крестьянского населения

2) вопрос о восстановлении прерванной  прежде совместной деятельности  сословий в делах политических и хозяйственных.

Эти два коренных вопроса и были разрешены известным образом  в царствование Александра II. Первый был разрешен освобождением крестьян с землею; второй - введением земских  учреждений.

На период вступления Александра II на престол в стране была сложная обстановка: помещичьи хозяйства, несмотря на замену оброка барщиной, «падали» одно за другим; имения закладывались в государственные кредитные учреждения; крепостное помещичье хозяйство, основанное на невольном труде, очевидно, расстраивалось, несмотря на все искусственные меры, которыми старались его поддержать. Одной из этих мер было развитие барщинного хозяйства на счет оброчного. Мы знаем, что в XVIII в. оброчное хозяйство всюду преобладало над барщинным. В XIX в. помещики усиленно переводят крестьян с оброка на барщину: барщина доставляла землевладельцу вообще более широкий доход сравнительно с оброком. Помещики старались взять с крепостного труда все, что можно было взять с него. Это значительно ухудшило положение крепостных в последнее десятилетие перед освобождением. Особенным бедствием для крепостных была отдача их на фабрики в работники. В этой связи успехи фабричной деятельности в России в XIX в. в значительной степени были обеспечены использованием труда крепостных крестьян.

Настроение крестьян к концу  царствования Николая I не оставляло для всякого трезвого взгляда никакого сомнения в близкой необходимости развязать узел крепостных отношений, если правители не хотели подвергать государство страшной опасности, катастрофе. Один случай ярко вскрывает это настроение. В 1853 г. началась Восточная война. В начале 1854 г. был обнародован манифест об образовании государственного ополчения, о призыве ратников на помощь регулярным войскам. Это был обычный манифест во время тяжелых войн, и прежде такие манифесты не приводили ни к каким особенным последствиям. Но теперь время было не то: между крепостными распространился тотчас слух, что, кто из них добровольно запишется в ополчение, тот получает волю со всею землею. Крестьяне (сначала в Рязанской губернии) стали обращаться к начальству с желанием записаться в ратники. Напрасно местные власти уверяли, что никакого такого закона нет: крестьяне решили, что закон есть, но помещики положили его под сукно. Волнение, обнаружившееся в Рязанской губернии, отозвалось на соседних: Тамбовской, Воронежской, Пензенской, распространилось и далее, до Казанской губернии. Всюду крестьяне приходили в губернские города и требовали у начальства государева закона о воле для тех, кто запишется в ополчение. Пришлось прибегать к вооруженной силе, чтобы усмирить это волнение.

1.5.2.Вступление на престол

Таково было положение дел, когда 19 февраля 1855 г. на российский престол вступил Александр II (1818-1881) -старший сын Николая I. Он был известным поборником дворянских привилегий. С конца 30-х годов Николай I привлекает Александра к участию в государственных делах в качестве члена Государственного совета, Сената и Синода, председателя двух секретных комитетов по крестьянскому делу (1846 и 1848 гг.), назначает его на высшие военные посты - сначала командующим гвардейской пехотой, затем Гвардейского и Гренадерского корпусов. На время отъезда императора из столицы на Александра возлагались все государственные дела. В 1850 г. Александр принимал участие в военных действиях русских войск на Кавказе. Таким образом, будучи наследником престола, Александр приобрел значительный опыт в военных и государственных делах.

В то время он действовал в русле  политики своего отца, а по крестьянскому  вопросу выступал даже «правее» его, неизменно отстаивая помещичьи  интересы. В 1848 г. он высказывался за ужесточение  цензуры и одобрял реакционный  поворот в политическом курсе  своего отца.

Однако, вступив на престол, Александр  нашел в себе мужество признать крах николаевской системы и необходимость  перемен. Уже в первый год его  царствования был сделан ряд послаблений, в первую очередь, в сфере образования и печати. Коронационный манифест 26 августа 1856 г. объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг. и другим политическим ссыльным.

Но среди первостепенных и неотложных задач, вставших перед Александром II, была отмена крепостного права.

Это было время тяжких испытаний  для России, когда обнаружилась полная несостоятельность николаевской системы. Два года шла изнурительная война, в которой русская армия терпела  поражение за поражением. 28 августа (9 сентября) 1855 г. пал Севастополь, несмотря на мужество и героизм русских солдат и матросов. Стало очевидно, что война проиграна. Сразу же после падения Севастополя начались переговоры о мире. 18 марта 1856 г. был заключен Парижский мир. В этот промежуток некоторые сравнительные перемены еще более убедили дворянство, что его права останутся неприкосновенными.

Со вступлением Александра II на престол во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные  перемены. Эти надежды разделял и  находившийся в лондонской эмиграции  А. И. Герцен. В марте 1855 г. он направил Александру II письмо. «Дайте землю крестьянам,- убеждал царя Герцен,-она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спине наших братий... Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить!»

По своей натуре Александр II не был реформатором. В отличие от своего младшего брата Константина  Николаевича Александр не увлекался  либеральными идеями.

И первые акты его царствования поддерживали в дворянском обществе это убеждение.

При воцарении нового императора министром  внутренних дел был Бибиков, некогда на должности генерал-губернатора Западной Руси, т. е. в Киевской и прилежащих губерниях, показавший себя приверженцем крестьянских интересов. Тогда он выработал в Западной и Юго-Западной Руси известные свои «инвентари», т. е. акты, которыми определялось по каждому имению, сколько крестьяне должны платить или работать на помещика. «Инвентари», таким образом, стесняли произвол землевладельцев по отношению к крестьянам. «Инвентари» произвели сильный ропот в западнорусском дворянстве. Вскоре по вступлении нового императора на престол, в августе 1855 г., Бибиков, всегда неприятный Александру, был удален и на место его был назначен министром внутренних дел человек, равнодушный к вопросу и считавшийся другом дворян, - Ланской. Бибиков, стесняя произвол дворян, на министерском посту настоял, чтобы исправники, которые прежде выбирались дворянством, назначались от короны. В начале нового царствования этот закон был отменен, и уездная полиция опять была возвращена дворянству в лице выборного исправника. Итак, дворянское общество остановилось на мысли, что новое царствование будет царствованием дворянским, и довольно спокойно встретило манифест о мире, который призывал общество "к устранению вкравшихся в нем недостатков". Это принято было за фразы, которые писались из приличия, а не за программу нового царствования.

1.5.3.Подготовка Крестьянской реформы

Вдруг случилось нечто необычное. В марте 1856 г., т.е. вскоре по заключении мира, император отправился в Москву. Здешний генерал-губернатор, известный крепостник граф Закревский, ходатайствовал перед императором о желании местного дворянства представиться государю по поводу распространившегося среди него слуха, что правительство замышляет отмену крепостного права. Император принял московского губернского предводителя дворянства князя Щербатова с уездными представителями и вот что приблизительно сказал им: "Между вами распространился слух, что я хочу отменить крепостное право; я не имею намерения сделать это теперь, но вы сами понимаете, что существующий порядок владения душами не может остаться неизменным. Скажите это своим дворянам, чтобы они подумали, как это сделать". Эти слова, как громом, поразили слушателей, а. потом и все дворянство, а дворяне только что надеялись укрепить свои права и с такой надеждой готовились встретить коронацию, назначенную на август того года. Новый министр - Ланской обратился к императору за справкой, что значат его московские слова. Император отвечал, что он не желает, чтобы эти слова остались без последствий. Тогда в министерстве внутренних дел начались подготовительные работы, цель которых еще пока не была выяснена.

На коронации в августе 1856 г. собрались в Москву по обычаю губернские и уездные предводители дворянства. Товарищу министра внутренних дел Левшину поручено было узнать, как они отнеслись к вопросу "об улучшении участи крепостных крестьян" Левшин позондировал и с печалью донес: «Некоторый луч надежды подавало лишь одно западнорусское дворянство, преимущественно литовское». Недовольные бибиковскими инвентарями, предводители этих дворян как будто выразили готовность содействовать правительству, почему виленскому генерал-губернатору Назимову поручено было так настроить дворян, чтобы они сами обратились к правительству с заявлением желания улучшить положение своих крестьян. Тем дело и закончилось.

Между тем по старому обычаю составлен был секретный комитет  по крестьянским делам подобно тем, которые составлялись в царствование Николая.

Комитету поручено было выработать общий план устройства и улучшения  положения крепостных крестьян. Работы этого комитета показывают нам, что  не существовало еще никакого плана, не собрано было еще сведений о  положении дела, не выработаны были даже основные начала освобождения.

Между тем в ноябре прибыл в Петербург давно ожидаемый виленский генерал-губернатор Назимов с результатами своих совещаний с местным дворянством. Назимов явился повесив голову: предводители дворянства, может быть под влиянием праздничных впечатлений в Москве, наговорили лишнего, за что получили должное наставление от своих избирателей, дворян литовских губерний. Местные губернские комитеты, составленные для рассмотрения инвентарей Бибикова, решительно объявили, что не желают ни освобождения крестьян, ни перемены в их положении. Когда Назимов об этом доложил, составлен был следующий рескрипт на его имя, помеченный 20 ноября 1857 г. В рескрипте значилось, что государь с удовольствием принял выраженное Назимовым желание литовских дворян улучшить положение крепостных, поэтому позволяет местному дворянству образовать комитет из своей среды для выработки положения, которым осуществилось бы это доброе намерение. Комитеты эти должны быть составлены из депутатов от уездных дворян губерний, по два от каждого уезда, и из опытных помещиков, назначенных генерал-губернатором. Рескрипт указывал и начала, на которых должны быть основаны эти проекты. Вот эти начала: 1) крестьяне выкупают у помещиков свою усадебную оседлость; 2) полевой землей они пользуются по соглашению с землевладельцем. Дальнейшее устройство крестьян должно быть таково, чтобы оно обеспечивало дальнейшую уплату крестьянами государственных и земских податей. Крестьяне, получив усадьбу и землю от землевладельцев, устраиваются в сельские общества, но остаются под властью помещика как вотчинного полицейского наблюдателя. С большим удивлением встретили местные дворяне рескрипт, данный Назимову, с трудом понимая, чем они подали повод.

Информация о работе Александр II Отмена Крепостного права