Александр I

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

В конце XVIII века - первой половине XIX века, в то время когда в Европе понятие "либерализм" прочно вошло в общественно-политический лексикон, и шло активное формирование либерального мировоззрения, государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики превратились в праздный, чисто потребительский «класс рабовладельцев».

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава I. Предпосылки перехода к либеральным реформам на рубеже XVIII-XIX вв.
§ 1. Российское государство в начале XIX века. …………………….
§ 2.Формирование либеральных взглядов Александра I.……………
Глава II. Период реформ
§ 1. Реформаторская деятельность Александра I.Начало реформ.…
§ 2. Вторая половина царствования Александра I. Смена политического курса.
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Просвещенный абсолютизм и либеральные идеи Александра I.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

         Вступив на престол, Александр I торжественно провозгласил, что в его правление в основе политики будет строгое соблюдение законов, а не личная воля монарха. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все эти заявления вызвали большой общественный резонанс. Необходимо было начинать и серьезные преобразования. Одной из первых стала реформа органов государственного управления. В сентябре 1802 г.вместо петровских коллегий были учреждены министерства, которые отличались от коллегий большей оперативностью в делах управления, единоначалием, что усиливало персональную ответственность как руководителей, так и исполнителей. Главная цель, которую преследовал указ об учреждении министерств, - свести к минимуму коллегиальность в управлении государством и укрепить единоначалие и ответственность По указу 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, финансов и народного просвещения. Министерства готовили справки о текущих делах и отчеты. Они действовали на основе составленных для них инструкций. Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.

           С созданием министерств было положено начало новой форме отраслевых управленческих органов. Одновременно с учреждением министерств был издан указ о правах Сената. Сенат объявлялся «верховным местом в империи» и стал называться «правительствующий Сенат». Он получил право контролировать министерства: на него возлагались функции «конституционного суда» - подготовка представлений императору о несоответствии тех или иных издаваемых им указов другим уже существовавшим правовым актам. В 1803 г.Александр лишил Сенат этого права, после чего и министерские отчеты стали поступать не в него, а в Комитет министров. За императором осталось право назначать сенаторов. Канцлер А. Р. Воронцов предложил не назначать, а избирать сенаторов, но Александр I, поддержанный «молодыми друзьями», отверг это предложение. Российский Сенат так и остался зависимым от личного произвола царя. Этими двумя мерами и ограничилось реформирование государственного аппарата.

          Александр I понимал и необходимость отмены крепостного права, но считал, что это надлежит делать постепенно и осторожно. С самого начала своего царствования Александр без какого-либо специального указа или манифеста прекратил раздачу крестьян в частные руки. Во время его коронации (сентябрь 1801 г.) таких раздач, которые происходили при Екатерине II, во время коронации Павла I, уже не последовало.

           Вопрос о возможности отмены  крепостного права обсуждался  в «Негласном комитете», но  после долгих дискуссий было  признано, что для этого еще  не пришло время. Кроме того, царь и его «молодые друзья» полагали, что внезапная свобода миллионов «рабов» (так сам царь называл крепостных крестьян) может привести к «большим беспорядкам» - крестьянскому бунту. Александр I решил ограничиться полумерами в крестьянском вопросе и 12  декабря 1801 г. был издан указ, разрешавший купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать землю в собственность. Этот указ можно рассматривать как шаг навстречу буржуазному землевладению, ибо до этого указа землей владели исключительно дворяне. Практическое значение этого юридически несомненно важного шага было ничтожным: купцы, мещане и казенные крестьяне землю не покупали, т. к. не было свободных рабочих рук, чтобы ее обрабатывать.

           Однако, в продолжение крестьянской  реформы более исторически значимым стал указ от 20 февраля (4 марта) 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Он предусматривал выкуп крестьян на волю с согласия их помещиков. Таким образом, предпринятые царем меры, направленные на ограничение крепостного права в целом, в последствии сыграли значительную роль в улучшении положения крепостных, но исходя из того ,что в последующем произошла консервация либерального курса ,можно смело утверждать, что первоначальные успехи этой политики сошли на нет.

        Более смело проводил Александр I преобразования в области просвещения и печати. В 1803-1804 гг. состоялась реформа народного образования. В учебные заведения могли приниматься представители всех сословий. Низшей ступенью образования стало одноклассное приходское училище. Обучение в нем было бесплатным. Второй ступенью являлось уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе.

        Высшей ступенью был университет.  Он стоял во главе учебного  округа и должен был обеспечивать  все образовательные учреждения  округа учебными программами и учительскими кадрами. Университеты готовили не только кадры учителей, но и чиновников для гражданской государственной службы и медиков. С этой целью в 1802-1804 гг. были открыты целых четыре университета - Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский, а также на правах университета Петербургский педагогический институт. К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения - Царскосельский лицей и Демидовский (в Ярославле). Университетам предоставлялась довольно широкая автономия.

         В 1801 г. открылся Институт путей  сообщения, а в 1804 г. - Московское  коммерческое училище. Их появление  положило начало высшему специальному  образованию. В 1804 г. был принят  новый цензурный устав - самый  мягкий из всех цензурных уставов, принятых в XIX и начале XX вв. Цензорам рекомендовалось руководствоваться «благоразумным снисхождением» и «не быть придирчивым». Наряду с этим расширялась издательская деятельность, был разрешен ввоз литературы из-за границы. По инициативе самого царя за счет казны были переведены на русский язык и изданы произведения известных западноевропейских просветителей - философов, экономистов, социологов, юристов: Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтенскье, А. Смита и др.Реформы в области просвещения, несомненно, способствовали развитию прогрессивных тенденций в стране, во всех сферах государственной жизни.

 

 

 

 

 

 

§ 2. Вторая половина царствования Александра I. Смена политического курса.

            Внешние события 1812-1815 годов надолго отвлекли внимание правительства и общества от внутренних дел. События военных лет по-разному повлияли на общество и правительство. В первом они вызвали политические волнения: печатались статьи о политической свободе, о свободе печати. Частные журналы шли еще дальше, они прямо печатали статьи под заглавием «О конституции», в которых старались доказать «доброту представительного учреждения».

             Совсем иначе подействовали внешние события на либеральные взгляды императора: он вышел из тревожных лет с чувством усталости, с неохотой продолжать преобразовательные начинания первых лет, даже с некоторым разочарованием своих политических идеалов. Правительство во второй половине царствования стало отказываться от программы, которая так громко возвещена была в начале.

              Слабый отблеск прежнего либерального направления сказывался во вторую половину царствования Александра Павловича в тех мерах правительства, которые касались Царства Польского и остзейских провинций. В Царстве Польском была утверждена императором конституция в 1815 году, а в 1816 году было утверждено положение об освобождении остзейских крестьян.

               В 20-х годах, по мерее того, как на Западе усиливались волнения, возникали опасения подобных явлений в России. С этого времени получает серьезное значение политика народного просвещения, полиция умов становится серьезным вопросом. Она выразилась в целом ряде мер, принятых для того, чтобы дать надлежащее направление литературе и народному образованию.

Во многих сферах государственной  жизни стала проводиться политика цензуры и жестких инструкций.

Знаменем этого  нового направления был известный  А.А. Аракчеев. С 1814 года он становится близок царю, пользуется его полным доверием. Чтобы охарактеризовать деятельность Аракчеева, достаточно привести слова одного его современника о том, что Аракчеев хотел сделать из России казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям.

      В 1816 г. предпринята последняя попытка Александра I приступить к реформам можно считать, когда шла строго секретная работа над проектом российской конституции. Она рассматривалась императором и как акт, делавший страну более цивилизованным европейским государством, и как документ, который должен был вознаградить дворянство за потерю им прав на крестьянство.

      К 1820 г. в канцелярии эмиссара императора в Варшаве Н. Н. Новосильцева, бывшего в свое время членом Негласного комитета, был подготовлен проект российской конституционной хартии (Уставная грамота). Согласно ему, высшей законодательной властью в стране оставался монарх, который отныне разделял ее с неким органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и собрания представителей (нижняя палата). Исполнительная власть вручалась Государственному совету, который состоял из Общего собрания и Комитета министров. Кроме того, подданные России получали свободу личности, собственности и печати. Этим проектом реформаторские усилия Александра I были исчерпаны.

После окончания  войн с Наполеоном рядом с Александром I все чаще возникает фигура вышеупомянутого А. А. Аракчеева. Алексей Андреевич происходил из мелкопоместных псковских дворян и с большим трудом поступил в Артиллерийский и инженерный кадетский корпус. Здесь он проявил себя как блестящий математик и по окончании корпуса был оставлен в нем преподавателем. Тогда же начала проявляться сверхъестественная приверженность Аракчеева к уставу и внешнему армейскому порядку.

Когда наследнику престола Павлу Петровичу потребовался командир для его гатчинской артиллерии, то никого лучше молодого преподавателя  кадетского корпуса найти не смогли. В Гатчине его строгость, знание уставов, педантичность пришлись весьма кстати. Вскоре он становится не только командующим артиллерией, но и гатчинским генерал-губернатором. После убийства Павла Аракчеев был взят на службу новым императором. Во время войн с Наполеоном он в боевых действиях не участвовал и никаких лавров не снискал. Отметим, однако, что по инициативе и при непосредственном участии Аракчеева была технически и организационно преобразована русская артиллерия, которая вскоре станет одной из лучших в мире.

Период царствования Александра I с 1816 по 1825г. часто называют аракчеевщиной. Однако такое название отражает, и то не бесспорно, чисто внешнее ощущение от того периода. Аракчеев никогда не был и не мог быть «злым гением» Александра I, человеком, имевшим решающий голос при принятии того или иного решения. Он всегда являлся нерассуждающим исполнителем замыслов императора, пунктуальным и незаменимым помощником последнего.

          Если вообще можно говорить о периоде аракчеевщины, то он наступает с 1821 — 1822 гг., когда Александр I, разочаровавшись во всех своих начинаниях, окончательно отдалился от дел. В такой ситуации управление страной легло на Комитет министров, а точнее, на Аракчеева, в канцелярии которого составлялись еженедельные выжимки для императора из министерских докладов. Обстоятельства, и ничего более, сделали Аракчеева теневым премьер-министром России.

         Проявлением консерватизма в политике Александра стало учреждение Военных поселений (с 1815 года), а также разгром профессорских кадров многих университетов.

Следствием всего этого  было тягостное настроение, которое  все более овладевало обществом, что привело к появлению тайных обществ. В тайных обществах состояли молодые дворяне, по мнению которых  мирный, эволюционный путь развития России исчерпал себя, и реформы можно осуществить, только обратившись к революционным методам. Переход части дворян на революционные позиции закончился восстанием 14 декабря  1825 г. на Сенатской площади. С той поры либеральное движение в России постоянно колебалось: оно то приближалось к трону, пытаясь подтолкнуть монархов к проведению реформ «сверху», то искало союзников в стане революционеров.

           В 1825 году император Александр I поехал на юг провожать свою больную императрицу и 19 ноября умер в Таганроге от тифа. Попытка всесторонней либерализации России, разбившись о камень традиционного уклада русской жизни оказалась неудачной и сошла на нет, вместе со смертью императора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Правление Александра I, начатое желанием воплотить идеи либерализма в жизнь, кончилось утяжелением цепей на шеях русских людей. Это происходило как из-за коррупции и консерватизма русской жизни, так и из-за личных качеств царя. Его любовь к свободе, несмотря на её сердечность, не была основана на реальности. Его теоретический либерализм был связан с аристократическим своенравием, не терпящим возражений.

Ключевский указывал на два основных стремления, которые  составляли содержание внутренней политики этого императора: «…это уравнение сословий перед законом и введение в совместную дружную государственную деятельность».

Несмотря на либеральный  настрой императора в первые годы своего царствования и разработку проектов освобождения крестьян и конституции, особых изменений в стране сделано не было. Практически все начинания Александра были безуспешны. Как нам видится, причина этой безуспешности кроется в их непоследовательности, торопливости, противоречивости. Александр, увлеченный идеей личной и общественной свободы, совсем не понимал экономических отношений, которые служат почвой для политического порядка. Эта односторонность особенно резко выразилась в вопросе о крепостном праве.

Страна продолжала оставаться неразвитой капиталистически, оставался  неразрешенным вопрос крепостного права и личных свобод. Необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением, особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.

Возможно, отчаянное сопротивление  верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского (его обвиняли в масонстве, в революционных убеждениях, в  том, что он французский шпион, сообщали о всех неосторожных высказываниях в адрес государя) в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны.

В самом деле, мечты о конституционном порядке  осуществлены были на западном крае России, в Царстве Польском. 3

Информация о работе Александр I